|
01.02.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
Предваряя свои впечатления, отмечу, что первые 4 позиции проранжированы
достаточно случайным образом: трудно было отдать предпочтение одному диску
перед другим и в итоге я расположил их по возрастанию загруза, так как
пребывал в последнее время в крайне измученном состянии и душа требовала
легкости. В общем, не то что объективным, но даже и по-настоящему субъективным
такое позиционирование трудно назвать.
1.MARK JOHNSON "BASS DESIRES" 1985
Marc Johnson [b], Bill Frisell(см.) [g, g synth], John Scofield(см.) [g],
Peter Erskine [d].
Нынче все участники Bass Desires - авторитетнейшие музыканты, известные
всякому, кто хотя бы поверхностно знаком с современным джазом, причем
Фризелл и Скофилд выковались в самых настоящих мейджоров. А пятнадцать
лет назад всем им было около тридцати, ходили они в перспективных и подающих
надежды, и все их важнейшие сольные работы были еще впереди: Впрочем,
Bass Desires и стал одним из главных дисков замечательного басиста Марка
Джонсона. Его деликатный, антропоморфный бас оказывает прямо-таки целебное
воздействие на мой, страдающий от эйсид-джазовой оскомины, слух. Вообще,
Bass Desires - отличает необычайно свежее, и даже- нежное звучание. Узнаваем,
но не столь холоден и тягуч, как в зените славы, Фризелл, чрезвычайно
увлекательны его органоподобные пассажи: А особенно хорош Скофилд. Его
игра подобна живительному ветерку - легкому, стремительному, порывистому:
2.KOLNER SAXOPHONE MAFIA "SAXFIGUREN" 1989
R. Hanschel [alt, sopranino, flote, altklarinette]; W. Kaiser [sopran,
bass, bass klarinette, kontrabassklarinette]; D. Raulf [sopran, tenor];
J. Ullrich [tenor, bassklarinette]; G. Veeck [sopran, bariton, alt, altflote].
Фри-джаз. Немецкий духовой квинтет(секстет?). Меж брутально-маскулинными
кларнетами-саксофонами не затерялся манящий, женственный голос флейты.
Сочный, живой звук. Саксофоны перманентно разыгрывают некое действо: крадутся,
поют, ссорятся, хохочут, безумствуют, засыпают. По-простому говоря - перфоманс
происходит. Подобная музыка носилась в воздухе карнавальных, буффонных,
незабываемых восьмидесятых. Именно в те годы процветал голландский Willem
Breuker's Kolltekteif, именно в те годы оформилось интернациональное трио
Clusone 3, именно в те годы пожилые уже музыканты Art Ensemble Of Chicago
снискали наконец, заслуженную славу и выпустили львиную долю своих альбомов.
Ветры времени вовсю гуляли и за железным занавесом: курехинская Поп-механика
и, конечно же, трио Ганелина - тоже из этой славной плеяды. Очень субъективное
ощущение: слушая Saxphiguren я словно проваливаюсь в ту ностальгическую
эпоху: Странно, ведь в 80-е я меня увлекала совсем другая музыка...
3. RONALD SHANNON JACKSON "WHAT SPIRIT SAY" 1995
R. S. J. [d, fl, Shalmei (Boschorn)]; James Carter [s&t s]; Jef Lee Johnson
[g]; Ngolle Pokossi [b].
56 минут замысловатого, но смачного джаз-рока. В искрящемся потоке сногсшибательного,
веселого драйва растворена добрая щепоть психоделической смури да несколько
густых капель пряной сентиментальности. Все гальванические полюса , все
силовые линии этой в высшей степени степени энергетичной музыки завязаны
на барабанщике. Так всегда было заведено в cольных проектах R.S.Jackson'а
и это ничуть не удивительно, если учесть его основную музыкальную специальность.
Две то чередующиеся, то соревнующиеся гитары придают вышеупомянутому драйвовому
потоку бездонность и безбрежность. Но особенно хорош резкий, дерзкий,
изворотливый саксофонист James Carter. Между прочим, когда он солирует,
иной раз кажется, что ты на концерте Чекасина в момент полного апофеоза:
Да, а что же сказал дух? Думаю - сказал, что всё это весьма хорошо.
4. ORNETTE COLEMAN "LOVE CALL" 1968
O.Coleman [a s, violin]; Dewey Redman [t s]; J.Garrison [b]; Elvin Jones
[d].
Некоторые думают, что зов любви - это блеянье какого-нибудь Брайана Адамса;
блеянье, приправленное хрипотоцой подобно тому как макдональдсовская булка
сдобрена кунжутным семенем. Нет, господа. Зов любви - это пронзительные
но нежные, головокружительные но изматывающие, импровизации неистового
Орнетта. На этом диске он играет с ритм-секцией, перешедшей к нему (на
время) по наследству после смерти Колтрейна. Когда Джонс и Гаррисон открывают
композицию, рефлекторно ожидаешь, что сейчас вступит Колтрейн. Но вступает
другой голос - менее глубокий, менее экстатический, хотя, конечно, конгениальный.
Местами - не очень убедителен, как-то скован Дьюи Редмэн. А вообще он
великолепный музыкант (сл. Keith Jarret, "Survivor's Suite").
5 KRONOS QUARTET "CADENZA ON THE NIGHT PLAIN" 1988
David Harrington (violin), John Sherba (violin). Hank Dutt (viola), and
Joan Jeanrenaud (cello all compositions by Terry Riley
Четыре сочинения Терри Райли. К имени этого композитора обычно прибавляют
слово "минималист", но вещи, представленные на этом диске, я бы предрочел
определить расплывчатым термином "неоклассика". Достаточно типичная для
"Кроноса" тревожная, мрачноватая, в меру амбиентная музыка. Исполнительский
и композиторский уровень, безусловно, выдержан на должной высоте : но
при всем при том Cadenza On Night Plain оставляет какое-то неопределенное,
смазанное впечатление. Похоже, это - проходная, периферийная работа. Как
для композитора так и для исполнителей.
ВСЕ ОБОЗРЕВАЕМЫЕ ДИСКИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ОБЩЕСТВОМ
ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЖАЗА
|