01.02.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
Предваряя свои впечатления, отмечу, что первые 4 позиции проранжированы достаточно случайным образом: трудно было отдать предпочтение одному диску перед другим и в итоге я расположил их по возрастанию загруза, так как пребывал в последнее время в крайне измученном состянии и душа требовала легкости. В общем, не то что объективным, но даже и по-настоящему субъективным такое позиционирование трудно назвать.

1.MARK JOHNSON "BASS DESIRES" 1985
Marc Johnson [b], Bill Frisell(см.) [g, g synth], John Scofield(см.) [g], Peter Erskine [d].
Нынче все участники Bass Desires - авторитетнейшие музыканты, известные всякому, кто хотя бы поверхностно знаком с современным джазом, причем Фризелл и Скофилд выковались в самых настоящих мейджоров. А пятнадцать лет назад всем им было около тридцати, ходили они в перспективных и подающих надежды, и все их важнейшие сольные работы были еще впереди: Впрочем, Bass Desires и стал одним из главных дисков замечательного басиста Марка Джонсона. Его деликатный, антропоморфный бас оказывает прямо-таки целебное воздействие на мой, страдающий от эйсид-джазовой оскомины, слух. Вообще, Bass Desires - отличает необычайно свежее, и даже- нежное звучание. Узнаваем, но не столь холоден и тягуч, как в зените славы, Фризелл, чрезвычайно увлекательны его органоподобные пассажи: А особенно хорош Скофилд. Его игра подобна живительному ветерку - легкому, стремительному, порывистому:

2.KOLNER SAXOPHONE MAFIA "SAXFIGUREN" 1989
R. Hanschel [alt, sopranino, flote, altklarinette]; W. Kaiser [sopran, bass, bass klarinette, kontrabassklarinette]; D. Raulf [sopran, tenor]; J. Ullrich [tenor, bassklarinette]; G. Veeck [sopran, bariton, alt, altflote].
Фри-джаз. Немецкий духовой квинтет(секстет?). Меж брутально-маскулинными кларнетами-саксофонами не затерялся манящий, женственный голос флейты. Сочный, живой звук. Саксофоны перманентно разыгрывают некое действо: крадутся, поют, ссорятся, хохочут, безумствуют, засыпают. По-простому говоря - перфоманс происходит. Подобная музыка носилась в воздухе карнавальных, буффонных, незабываемых восьмидесятых. Именно в те годы процветал голландский Willem Breuker's Kolltekteif, именно в те годы оформилось интернациональное трио Clusone 3, именно в те годы пожилые уже музыканты Art Ensemble Of Chicago снискали наконец, заслуженную славу и выпустили львиную долю своих альбомов. Ветры времени вовсю гуляли и за железным занавесом: курехинская Поп-механика и, конечно же, трио Ганелина - тоже из этой славной плеяды. Очень субъективное ощущение: слушая Saxphiguren я словно проваливаюсь в ту ностальгическую эпоху: Странно, ведь в 80-е я меня увлекала совсем другая музыка...

3. RONALD SHANNON JACKSON "WHAT SPIRIT SAY" 1995
R. S. J. [d, fl, Shalmei (Boschorn)]; James Carter [s&t s]; Jef Lee Johnson [g]; Ngolle Pokossi [b].
56 минут замысловатого, но смачного джаз-рока. В искрящемся потоке сногсшибательного, веселого драйва растворена добрая щепоть психоделической смури да несколько густых капель пряной сентиментальности. Все гальванические полюса , все силовые линии этой в высшей степени степени энергетичной музыки завязаны на барабанщике. Так всегда было заведено в cольных проектах R.S.Jackson'а и это ничуть не удивительно, если учесть его основную музыкальную специальность. Две то чередующиеся, то соревнующиеся гитары придают вышеупомянутому драйвовому потоку бездонность и безбрежность. Но особенно хорош резкий, дерзкий, изворотливый саксофонист James Carter. Между прочим, когда он солирует, иной раз кажется, что ты на концерте Чекасина в момент полного апофеоза:
Да, а что же сказал дух? Думаю - сказал, что всё это весьма хорошо.

4. ORNETTE COLEMAN "LOVE CALL" 1968
O.Coleman [a s, violin]; Dewey Redman [t s]; J.Garrison [b]; Elvin Jones [d].
Некоторые думают, что зов любви - это блеянье какого-нибудь Брайана Адамса; блеянье, приправленное хрипотоцой подобно тому как макдональдсовская булка сдобрена кунжутным семенем. Нет, господа. Зов любви - это пронзительные но нежные, головокружительные но изматывающие, импровизации неистового Орнетта. На этом диске он играет с ритм-секцией, перешедшей к нему (на время) по наследству после смерти Колтрейна. Когда Джонс и Гаррисон открывают композицию, рефлекторно ожидаешь, что сейчас вступит Колтрейн. Но вступает другой голос - менее глубокий, менее экстатический, хотя, конечно, конгениальный.
Местами - не очень убедителен, как-то скован Дьюи Редмэн. А вообще он великолепный музыкант (сл. Keith Jarret, "Survivor's Suite").

5 KRONOS QUARTET "CADENZA ON THE NIGHT PLAIN" 1988
David Harrington (violin), John Sherba (violin). Hank Dutt (viola), and Joan Jeanrenaud (cello all compositions by Terry Riley
Четыре сочинения Терри Райли. К имени этого композитора обычно прибавляют слово "минималист", но вещи, представленные на этом диске, я бы предрочел определить расплывчатым термином "неоклассика". Достаточно типичная для "Кроноса" тревожная, мрачноватая, в меру амбиентная музыка. Исполнительский и композиторский уровень, безусловно, выдержан на должной высоте : но при всем при том Cadenza On Night Plain оставляет какое-то неопределенное, смазанное впечатление. Похоже, это - проходная, периферийная работа. Как для композитора так и для исполнителей.

ВСЕ ОБОЗРЕВАЕМЫЕ ДИСКИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ОБЩЕСТВОМ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЖАЗА

 

На главную страницу