03.07.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.VELVET UNDERGROUND "WHITE LIGHT WHITE HEAT" 1968
Lou Reed [v, g, p]; John Cale [v, el viola, organ, bass guit]; Sterling Morrison [v, g, bass g]; Maureen Tacker [perc]
Протопанк. Архетип. Авангард forever. Этим альбомом я вроде как переболел 8 лет назад. И вот - рецидив. Самое поразительное - полная неподвластность velvet'овског шедевра времени - как моему персональному, возрастному так и юлианскому, объективному. Лично я слушаю "White Light" c прежним упоением и азартом - вроде и рок музыка, а совершенно не приедается! Если же посмотреть глобально - вот уж и панк отшумел, и пост-панк закатился, да и трип-хопу - долго ли еще... А этот лязг, дребезг, гудение, гитарная грязь, скрипучие жалобы Лу Рида и завывания Джона Кейла - останутся. И не то, чтобы мне было дело до пресловутой, глубоко условной вечности. Просто с возрастом начинаешь замечать у velvet'ов какие-то необязательные, но вполне трогательные вещи. Обаяние неприкаянной, дерганой и - начисто прошедшей молодости. Или, скажем, легкое пародийное сходство Sister Ray с doors'овским стандартом Light My Fire.
О Господи, как совершенны дела твои - думал больной...

2. ABED AZRIE "AROMATES" 1990
Abed Azrie [voc]; Imad Morcos [qanun]; Mouhammad Moutalattef [nay]; Adel Shams, Uskan Celebi [perc]; Benoit Urbain [synth].
Песенное наследие арабской средневековой поэзии. "Aromates" - лучший подарок женщине. Если конечно, вы не претендуете на то, чтобы быть безраздельным и полновластным властителем её дум. Низкий, исполненный напряженного лиризма и какой-то меланхоличной мужественности, голос Абеда Азри должен показаться вашей подруге совершенно чарующим. Певческая харизма у этого немолодого сирийца посильней, чем у Барри Уайта, Леонарда Коэна и Кевина Койна вместе взятых. Как и упомянутые персонажи, Азри не демонстрирует особой вокальной акробатики или там тяжелой атлетики. Он - не штангист на помосте, а культурист на подиуме. Cамолюбование? Есть немного. Отсюда - главный недостаток диска: определенное мелодическое однообразие. В каждой песне Азри так или иначе выруливает на излюбленную дорожку, или, если угодно, принимает наиболее выгодную позу. Еще одна особенность Aromates, которая как ни странно, недостатком не кажется, состоит в том, что аутентичные арабские инструменты на Aromates сведены с синтезатором и конечное звучание - этакое квазиатмосферное, по моде тех лет(1990 - помните "Passion" Питера Гейбриела?) Страстного и лиричного, Абеда Азри трудно, однако ж, назвать певцом сексуальным. И дело тут не в исконной строгости мусульманского менталитета. Скорее - это целомудрие вечности. Окончательной, равновесной, неизъяснимой. Азри родом из Алеппо(Халеб). Этот город едва ли не старше египетских пирамид.

3. MIGRAINE "LITTLE LUXURY" 1994
Tim Leberecht [voc, g]; Jacob Hesler [sax]; Lars Precht[b, voc]
Какую музыку может исполнять группа под названием "Мигрень"? На ум приходит нечто монотонное, жужжащее, не по-хорошему амбиентное. К счастью, все обстоит совершенно иначе. Трио из Штутгарта исполняет приджазованно-припанкованный шансон. По духу это весьма близко Нику Кейву периода "Wings of Desire". Временами так и кажется, что вот сейчас он вступит-заголосит: "And no-one saw the carny go/ And the weeks flew... " или что-то в этом роде . Но не стоит воспринимать Migraine как обыденных подражателей сумрачного австралийца. Связи тоньше, контекст богаче: не только Кейв - но и Бликса Баргельд, и Анита Лейн, и прочее небо над Берлином... А вообще у Migraine абсолютно самобытное и самоценное звучание. Очень скупые, четкие и выразительные инструментальные линии. Адекватный вокал. Отличные песни - не повторяющие одна другую и в то же время накрепко сцепляющиеся одна с другой... и с сознанием благодарного автора этих строк.

4. DOUG MACLEOD"YOU CAN'T TAKE MY BLUES" 1996
Doug MacLeod [g, v]; Carey Bell (см.) [harmonica, v]; Jeff Turmes [el b]; Bill Stuve [ac b]; Jimi Bott [d, phone book, legal pad]; Heather Hardy [fiddle].
"Белый блюз типа Peter Green" - такую краткую характеристику этому диску дает Общество Любителей Джаза. Я бы не согласился. Питеру Грину - особенно в 80-е, в его сумрачный период - свойственно сомнамбулическое, размытое звучание. А у Дуга Маклеода - собранность, лаконизм, акцентированные ударные... Если Питер Грин - это блюзовый маньерист, то Дуг Маклеод - классицист, академик. Есть такой жупел у футбольных комменаторов: "команда играет излишне академично". То есть игра - качественная, но прагматичная и скучноватая. Слушая You Can't Take My Blues - как ни роскошно записан диск, а иной раз хочется упрекнуть лидера в этом самом излишнем академизме. Но вступает скрипка - и упреки летят ко всем чертям. Да и так ли уж несостоятелен академизм? Вспомните тех же итальянцев на EURO 2000....

5.VELVET UNDERGROUND "LOADED"
Lou Reed [v, g, p]; Doug Youle [v, organ, g, b, p, keyb, d]; Sterling Morrison [v, g, bass g]; Maureen Tacker [perc], Billy Youle[d, perc]
Этот диск записан у меня на CDR'e вслед за вышеупомянутым White Heat. И вот представьте: после абсолютно бешеной, нойзовой, отвязной финальной композиции Sister Ray - звучат попсовые, прилизанные аккорды, сладенький голосок выводит что-то про солнце. И па-па-па-па на подпевках!.. Горю и возмущению нет пределов. Так можно остаться если не заикой, то нравственным калекой. Вспоминаю, что первый диск осиротевших The Doors открывался песней "In The Eyes Of The Sun". "Все великие группы 60-х отправлялисть на дно с песней про солнце", - формулирую я и безуспешно пытаюсь выстроить на сем инсинуацию в стиле Дениса Горелова...
Loaded - первая попытка Лу Рида создать коммерчески привлекательный продукт. Первый блин натурально застрял у него в горле: не дожидаясь окончания работы над альбомом, лидер Velvetов просто-напросто сбежал, бросив группу на произвол судьбы. На Loaded артист, лет на 10 опередивший время, вдумчиво шагал вспять, навстречу тогдашнему конвенциональному року: в шокировавшей меня стартовой Who Loves The Sun(#1) есть нечто битловское, Sweet Jane(#2) живо напоминает о The Rolling Stones, а Train Round The Bend(#9) явственно застрял на полпути между каноническим VU и Creedence Clearwater Revival.
Шагая вспять, Лу Рид - повторюсь - перешел на бег. Cладкоголосый Даг Юл, оставшийся на хозяйстве, всё допел, свёл и довёл до прилавка. В дальнейшем у новоявленного лидера VU дело не заладилось и он переквалифицировался в фермеры. А Лу Рид в 1972-м прорвался -таки в чарты с сольным диском Transformer. Там был хит под названием Walk on the Wild Side.

На главную страницу