|
05.08.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1.CHOYING DROLMA AND STEVE TIBBETTS
"CHO" 1997
Жил да был в штате Минесота гитарист Стив Тиббетс. Записал на ECM'е
6 хороших дисков, ни один из которых не стал безусловным шедевром. Сомнамбулические
гитарные соло на фоне вязких клавишных и/или ритм-секции. Расслабленность
с привкусом неясной тревоги. Океан на Солярисе в спокойной фазе. Пожалуй,
музыке Тиббетса всегда была свойственна некоторая аморфность. Недоставало
чего-то вроде руководящего начала. В своих творческих поисках музыкант
все чаще обращался к ориентальным традициям, особенно индийским и - уж
не по созвучию ли с фамилией - тибетским. Именно в сотрудничестве с "однофамильцами"
и родился долгожданный шедевр. Певица Чоинг Дролма , в роли главного(но
не единственного) аккомпаниатора которой выступает Стив Тиббетс на обозреваемом
альбоме, - самая настоящая буддийская монахиня. Ксати Cho - не просто
песенный стиль, но особая духовная практика(любимый термин Антона Батагова,
однако), впитавшая опыт не одного тысячелетия. Лично я не поклонник размашистых
эклектических проектов. Но бывают счастливые исключения. Например - Cho.
Завораживающая, гипнотическая гитара Тиббетса вполне конгениальна суровой
грации и неизъяснимой, трансцендентальной красоте песен Чоинг Дролма .
2.CHUCK WEISS "EXTREMELY COOL"
1999
Широко известный в узких кругах Лос-Анджелеса блюзовый
музыкант еврейского происхождения Чак Вейсс издал свой второй сольный
диск(первый вышел в 1981). Одно время Вейсс был соратником и соавтором
Тома Уэйтса. Старая дружба не ржавеет: на Extremeley Cool Уэйтс выступает
в качестве продюсера, соавтора, гитариста, вокалиста и - по большому счету
- главной пиаровской приманкой этого релиза. На мой взгляд, диск порлучился
безусловно cool, но не extremely. Чака Вейсса интересует корневой блюз,
корневой рок(-н-ролл), корневой джаз: Всё это он играет со вкусом и -
насколько могу судить - с высокой степенью аутентичности. С другой стороны
- отменные композиции соседствуют с проходными, харизма - есть, но какая-то
смазанная; вообще авторское начало у Вейсса и так не слишком выраженное
а тут еще друг Том вклинивается. Песни, исполняемые Уэйтсом вполне могли
быть размещены, скажем, на Mule Variations. Обедню бы они там не испортили,
но и погоды бы не сделали. Я бы даже сказал, что участие Тома Уэйтса в
работе Чака Вейсса было чрезмерным: если бы не их бесподобный дуэт Do
You Know What I Idi Amin . "Чак поет так, будто дьявол гонится за ним",
- сказал Уэйтс в интервью. Пусть не эксклюзивный дьявол, а всего лишь
дух монструозного диктатора-людоеда - на двоих, зато какая песня получилась!
3.THE ATOMIC FIREBALLS "TORCH
THIS PLACE" 1999
Мощнейший проект. Неосвинг. Человеком свинговой
культуры себя назвать никак не могу. Подозреваю, что большинство моих
читателей тоже. Вот этому гипотетическому большинству я и решаюсь бесстыдно
предъявить набор диких в своей заведомой вторичности ассоциаций, спровоцированных
музыкой Atomic Fireballs. Это: Том Уэйтс эпохи Heartattack and Vine, джазово-инструментальные
аранжировки Высоцкого, песни из бессмертных комедий Гайдая (кажется две
последних позиции - это один и тот же оркестр п/у Гараняна ) и даже т.н.
русский шансон, в просторечии - блатняк: Ну, если серьезно, то Atomic
Fireballs фактурой напоминают Скримин Джея Хоукинса. Как и он - бесспорные
музыкальные супертяжеловесы. Вот только у диска "Torch This Place" есть
одна серьезная проблема. То, что идет после двух великолепных стартовых
песен кажется пробуксовкой - хотя вроде наличествуют и энергетика, и стилистическая
роскошь, и первородное буйство. Как если бы Тайсон на второй минуте сокрушил
соперника, а всё последующее время колошматил воздух.
4.WHEN "BLACK, WHITE & GREY"
1991
Рок-авангардный барабанщик Крис Катлер был бессменным
участником легендарной группы Henry Cow. После ее распада - с кем он только
не играл. Промелькнул в The Residents. Помогал Pere Ubu. Был едва ли не
главным действующим лицом достойнейшего коллектива Cassiber. В начале
90-х совместно с неким Нильсом Педерсеном создал проект When. Альбом Black,
White & Gray открывается звяканьем однозвучного, но тревожного колокольчика,
завершается настойчивым тиканьем беспощадных часов. Музыка - нерадостный
электронный инструментал с эпизодическими вокальными вкраплениями и милитаристскими
звуковыми эффектами. Навевает воспоминания о фриппертронике среднего калибра,
но в большей степени - о пинкфлойдовской Atom Heart Mother: и еще, пожалуй
- о композиции Джона Леннона "Revolution N 9" c "Белого альбома". В общем,
совсем уж новых дивных див Катлер и Педерсен не предъявили, но диск пришелся
мне очень даже по сердцу. Black, White & Gray - это бодрящий мрак, живительный
холод, мавзолей одинокого духа. Не оставляю надежды познакомиться со вторым
альбомом When. Третьего кажется не было.
5 JOHN CALE "WALKING ON LOCUSTS"
1996
Все великие альбомы креативных гигантов сугубо
уникальны, все их неудачи удручающе схожи. Обычно всё начинается с желания(потребности)
привлечь массового слушателя. Однако, мастера-одиночки плохо справляются
со штамповкой. Даже если это мастера на все руки вроде Джона Кэйла. Стиль
альбома Walking On Locusts знаком до боли, до дрожи. Это песенный мейнстрим
с обязательными элементами арт-рока, тяготеющий к лирической балладе,
произносимой интересным мужчиной в самом расцвете сил или немного старше.
Весь этот сольный лиризм разбушевался подобно СПИДу во второй половине
80-х, когда рок-звезды вошли в элегантный возраст и стало уже трудно понять
- где Питер Гэйбриел, а где Марк Нопфлер, где Крис Ри, а где и вовсе Крис
де Бург. Даже нелюдимый Питер Хэммилл и тот поскреб по сусекам да и выпустил
сборник Love Songs. Собственно - против стиля-то я ничего не имею. Были
ведь и несомненные удачи - например альбом David Byrne 1994-года. Очевидно,
вдохновившись успехом коллеги, Джон Кэйл позвал Бирна в соавторы. Кроме
того, были приглашены легендарная барабанщица Velvet Underground Морин
Такер, знатный марокканский перкуссионист Хассан Хакмун и другие менее
известные, но вполне достойные музыканты. Результат получился совершенно
разочаровывающим. Walking On Locusts - набор песен, которые услышав один
раз невозможно запомнить. Их можно услышать второй, третий раз - эффект
будет тем же. Материал феноменально бесцветен. Но иногда, ненадолго что-то
такое щемящее промелькнет ... И исчезнет. Утешает одно: альбом этот вышел
несколько лет назад, и с тех пор была счастливая возможность убедиться,
что в долгой творческой биографии Джона Кэйла Walking On Locusts не стал
ни поворотным ни судьбоносным.
|