ГОРЯЧАЯ ПЯТЕРКА МОИХ СИМПАТИЙ (05.12.99)

1..GANELIN TARASOV CHEКASIN "CONCERTO GROSSO" 1998(1980)
Студийный диск трио был записан в 1980 году в Вильнюсе и даже вышел на "Мелодии". Естественно, на виниле. А сейчас литовская студия переиздала его на компакте. Фри-джаз, скорее - медитативный, чем драйвовый. Проваливаешься в него с головой остатка, а через 35 минут негодуешь: "Как это всё? Почему так быстро?" Увы, это так. Несерьезная продолжительность компакта - единственный его изъян. Мы, московская аудитория, привыкли, что литовский гражданин Владимир Чекасин нечасто, но балует нас концертами(кстати, на этих мероприятиях можно за недорого приобрести диски участников трио и разных сопредельных исполнителей ). Так вот, на нынешних концертах Чекасин как минимум доминирует над своими партнерами и/или сайдменами. В Concerto же Grosso Чекасин не то, чтобы на вторых ролях, но... Кстати, ближайший московский концерт Владимира Чекасина - 12.12.99 в клубе "Дом".

2.P.J. HARVEY "IS THIS DESIRE?" 1998
Английская певица, ставшая широко известной в народе после исполнения в дуэте Ником Кейвом murder-баллады "Henry Lee"( And with a little pen-knife held in her hand/ She plugged him through and through), в прошлом выпустила свой наиболее "кейвовский"и, пожалуй, лучший свой диск. Все предыдущие работы P.J. также были весьма достойны, но по моему ощущению били в одну точку и как следствие казались слегка затянутыми (хотя ни один из релизов по времени звучания не превышал 50 мин) . Данный же диск слушается на одном дыхании. Аранжировщики - Robert Ellis и Mick Harvey постарались на славу. Подозреваю, что первый отвечал за грандж, панк, грязный звук и всевозможный дребезг, а второй - за мультиинструментализм, ник-кейвовщину и прочую авторскую песню. P.J - очень интересная певица. Ее хлесткий, но какой-то укользающий, расфокусированный вокал на "Desire", я бы уподобил с языкам бледного пламени на порывистом ветру. Поет она все больше о трудной женской судьбе. Как-то я сидел и слушал обозреваемый диск, и вдруг моя пятилетняя дочь, дотоле не замеченная в симпатиях к трип-хопу и не знающая английского языка, неожиданно обняла равновеликий ей черный акустический короб и приникла к динамику - в знак неизъяснимой женской солидарности.

3.JAN GARBAREK "VISIBLE WORLD" 1996
Jan Garbarek [s&t s, k, perc, Meraaker cl]; Rainer Bruninghaus [p, synth]; Eberhard Weber [b]; Marilyn Mazur [perc, d]; Manu Katche [d]; Trilok Gurtu [tabla]; Mari Boine [v]
Гарбарек уже не тот, что прежде. Его мастерство осталось при нем. Его композиторская мудрость, возможно, даже возросла. Но его игра подернулась олимпийской флегмой. Его звучание залакировано синтезаторами. Мало что напоминает о неистовой мощи и спонтанности Triptykon'a (1972), о глубине и напряженности Places(1978) . С такими мыслями начинаешь слушать диск 1996-го года. Но ближе к середине, познакомившись с интригующей заглавной композицией как-то смягчаешься сердцем. После лиричной Guliette и бодрой Pigmy Lullaby убеждаешься, что приобретение диска не было ошибкой. А в конце - на 12-минутной Evening Land(единственный вокальный трек, поет Mari Boine) приходишь в совершеннейший восторг! И Бог с ними, с метаморфозами знатного саксофониста, единственная беда этого диска(вполне кстати поправимая для владельцев программируемых проигрывателей) в его чрезмерной продолжительности(75:22). И всего только надо - отключить отдельные особо нудные "пейзажные" композиции, эти колыбельные для пожилых румяных детей...

4.JOHN ZORN "DURAS:DUCHAMP" 1997
Mark Feldman [violin]; Cenovia Cummins [violin]; Erik Friedlander [cello]; Antony Coleman [p]; John Medesky [organ]; Christian Bard [perc]; Jim Pugliese [perc].
Две длинных композиции, навеянных французской культурой. Дюррас. Сочинение культового композитора Марселя Дюшама, набор в меру абстрактных звуковых коллажей с привлечением птичьих голосов - это вторая композиция. Ну а первая, названная в честь писательнице Маргерит Дюрас, написана в легко узнаваемой манере - даже не заглядывая во вкладыш можно понять, что это подражание/посвящение Оливье Мессиану. Правда, "исконные" сочинения великого композитора не были столь амбиентны и комфортны для слуха. Опять же присутствуют птичьи голоса. Вспоминается миф о птицах, которые отправились за далекие моря на поиски волшебной царственной птицы Симург; преодолев дальнюю дорогу они поняли, что Симург - это каждая из них и все они - Симург. Птицы, возвещавшие мессиановский конец времени, подлетая к миллениуму, поняли, что все они - Джон Зорн.

5.JETHRO TULL "DOT COM " 1999
Jan Anderson(Vocals, Flute), Martin Barre (Guitar Acoustic , Guitar Electric), Najma Akhtar-Guitar (Bass, Vocals) , Andy Giddings(Organ, Piano, Accordion, Keyboards, Organ -Hammond)
В начале 90-х, когда открылись аудиошлюзы, я живо интересовался творчеством Jethro Tull; прослушал все канонические диски и несколько концертных. Мое отношение к свежему диску почтенной группы может выразить следующая жизненная аналогия. Допустим я, человек третьей или четвертой молодости встречаю даму-ровесницу, которой активно симпатизировал лет 15 назад. С одной стороны, она, конечно, изменилась, но не до неузнаваемости. С другой стороны, в чем-то она осталась такой же и это как раз напрягает... С обеих сторон - непонятно, что же я в ней такого находил. А с третьей стороны... She Bends Like A Willow очень даже ничего.

На главную страницу