|
ГОРЯЧАЯ ПЯТЕРКА МОИХ СИМПАТИЙ (05.12.99)
1..GANELIN TARASOV CHEКASIN "CONCERTO
GROSSO" 1998(1980)
Студийный диск трио был записан в 1980 году в Вильнюсе и даже вышел на
"Мелодии". Естественно, на виниле. А сейчас литовская студия переиздала
его на компакте. Фри-джаз, скорее - медитативный, чем драйвовый. Проваливаешься
в него с головой остатка, а через 35 минут негодуешь: "Как это всё? Почему
так быстро?" Увы, это так. Несерьезная продолжительность компакта - единственный
его изъян. Мы, московская аудитория, привыкли, что литовский гражданин
Владимир Чекасин нечасто, но балует нас концертами(кстати, на этих мероприятиях
можно за недорого приобрести диски участников трио и разных сопредельных
исполнителей ). Так вот, на нынешних концертах Чекасин как минимум доминирует
над своими партнерами и/или сайдменами. В Concerto же Grosso Чекасин не
то, чтобы на вторых ролях, но... Кстати, ближайший московский концерт
Владимира Чекасина - 12.12.99 в клубе "Дом".
2.P.J. HARVEY "IS THIS DESIRE?" 1998
Английская певица, ставшая широко известной в народе после исполнения
в дуэте Ником Кейвом murder-баллады "Henry Lee"( And with a little pen-knife
held in her hand/ She plugged him through and through), в прошлом выпустила
свой наиболее "кейвовский"и, пожалуй, лучший свой диск. Все предыдущие
работы P.J. также были весьма достойны, но по моему ощущению били в одну
точку и как следствие казались слегка затянутыми (хотя ни один из релизов
по времени звучания не превышал 50 мин) . Данный же диск слушается на
одном дыхании. Аранжировщики - Robert Ellis и Mick Harvey постарались
на славу. Подозреваю, что первый отвечал за грандж, панк, грязный звук
и всевозможный дребезг, а второй - за мультиинструментализм, ник-кейвовщину
и прочую авторскую песню. P.J - очень интересная певица. Ее хлесткий,
но какой-то укользающий, расфокусированный вокал на "Desire", я бы уподобил
с языкам бледного пламени на порывистом ветру. Поет она все больше о трудной
женской судьбе. Как-то я сидел и слушал обозреваемый диск, и вдруг моя
пятилетняя дочь, дотоле не замеченная в симпатиях к трип-хопу и не знающая
английского языка, неожиданно обняла равновеликий ей черный акустический
короб и приникла к динамику - в знак неизъяснимой женской солидарности.
3.JAN GARBAREK "VISIBLE WORLD" 1996
Jan Garbarek [s&t s, k, perc, Meraaker cl]; Rainer Bruninghaus [p, synth];
Eberhard Weber [b]; Marilyn Mazur [perc, d]; Manu Katche [d]; Trilok Gurtu
[tabla]; Mari Boine [v]
Гарбарек уже не тот, что прежде. Его мастерство осталось при нем. Его
композиторская мудрость, возможно, даже возросла. Но его игра подернулась
олимпийской флегмой. Его звучание залакировано синтезаторами. Мало что
напоминает о неистовой мощи и спонтанности Triptykon'a (1972), о глубине
и напряженности Places(1978) . С такими мыслями начинаешь слушать диск
1996-го года. Но ближе к середине, познакомившись с интригующей заглавной
композицией как-то смягчаешься сердцем. После лиричной Guliette и бодрой
Pigmy Lullaby убеждаешься, что приобретение диска не было ошибкой. А в
конце - на 12-минутной Evening Land(единственный вокальный трек, поет
Mari Boine) приходишь в совершеннейший восторг! И Бог с ними, с метаморфозами
знатного саксофониста, единственная беда этого диска(вполне кстати поправимая
для владельцев программируемых проигрывателей) в его чрезмерной продолжительности(75:22).
И всего только надо - отключить отдельные особо нудные "пейзажные" композиции,
эти колыбельные для пожилых румяных детей...
4.JOHN ZORN "DURAS:DUCHAMP" 1997
Mark Feldman [violin]; Cenovia Cummins [violin]; Erik Friedlander [cello];
Antony Coleman [p]; John Medesky [organ]; Christian Bard [perc]; Jim Pugliese
[perc].
Две длинных композиции, навеянных французской культурой. Дюррас. Сочинение
культового композитора Марселя Дюшама, набор в меру абстрактных звуковых
коллажей с привлечением птичьих голосов - это вторая композиция. Ну а
первая, названная в честь писательнице Маргерит Дюрас, написана в легко
узнаваемой манере - даже не заглядывая во вкладыш можно понять, что это
подражание/посвящение Оливье Мессиану. Правда, "исконные" сочинения великого
композитора не были столь амбиентны и комфортны для слуха. Опять же присутствуют
птичьи голоса. Вспоминается миф о птицах, которые отправились за далекие
моря на поиски волшебной царственной птицы Симург; преодолев дальнюю дорогу
они поняли, что Симург - это каждая из них и все они - Симург. Птицы,
возвещавшие мессиановский конец времени, подлетая к миллениуму, поняли,
что все они - Джон Зорн.
5.JETHRO TULL "DOT COM " 1999
Jan Anderson(Vocals, Flute), Martin Barre (Guitar Acoustic , Guitar Electric),
Najma Akhtar-Guitar (Bass, Vocals) , Andy Giddings(Organ, Piano, Accordion,
Keyboards, Organ -Hammond)
В начале 90-х, когда открылись аудиошлюзы, я живо интересовался творчеством
Jethro Tull; прослушал все канонические диски и несколько концертных.
Мое отношение к свежему диску почтенной группы может выразить следующая
жизненная аналогия. Допустим я, человек третьей или четвертой молодости
встречаю даму-ровесницу, которой активно симпатизировал лет 15 назад.
С одной стороны, она, конечно, изменилась, но не до неузнаваемости. С
другой стороны, в чем-то она осталась такой же и это как раз напрягает...
С обеих сторон - непонятно, что же я в ней такого находил. А с третьей
стороны... She Bends Like A Willow очень даже ничего.
|