08.06.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. JAMES CARTER "LAYIN THE CUT" 2000
2.JAMES CARTER "CHASIN' THE GIPSY 2000

Кто любит смотреть в огонь, кто - на бегущую воду. Кто перебирает четки, кто - щелкает телевизионными каналами. А я вот рассеянно листаю музэнциклопедию. Это мой заппинг, моя медитация. Грустные думы наводит она. Джазовые звезды - те что еще пребывают в этом мире - в основной своей массе люди немолодые. У них за плечами сотни тысяч миль гастрольных туров, погонные метры дискографий. У них лысины, седины и мальчишеские глаза на морщинистых лицах. Еще Майлз Дэвис их заметил и Мингус их благословил. А сегодня во вверенном им секторе музиндустрии карьерно-иерархические расклады - как у политиков или военных: всё происходит очень постепенно и в генштабах сидят уцелевшие солдаты последнего мирового передела. Но к счастью, находятся персонажи, взрывающие это унылое благочиние.

Говоря о молодых генералах современного джаза в числе первых стоит назвать саксофониста Джеймса Картера. Он родился в Детройте в 1969-м. В начале 90-х играл хард-боп в молодой, подающей надежды группе Tough Young Tenors. Надежды начал оправдывать незамедлительно: уже в 1991-м Картера приглашают для совместной работы над альбомами такие корифеи как Джулиус Хемфилл и Лестер Боуи.
А в 1993-м году саксофонист выпускает первый сольник: "JC on Set". Надо было обладать определенным куражом, чтобы, дебютируя, предстать перед внимательной к инициалам Америкой как бы тезкой (Jesus Christ) Иисуса Христа. Кстати, второй альбом Картера назывался Jurassic Classic. А вообще, фамилия Картер - не самая редкая; только в джазовой энциклопедии Мортона-Кука Картеров насчитывается 27 человек:
Несмотря на весь этот мессианско-бонапартистский задор, Картер никогда не был революционером и ниспровергателем. Наоборот - он с первых шагов зарекомендовал себя как надежный хранитель вечных джазовых ценностей и вдумчивый преемник мастеров старшего поколения. С каковыми мастерами он вступил в творческо-соревновательный союз на своем четвертом диске, Conversin' With The Elders. Звук раннего Картера Мортон-Кук характеризуют как "металлический, проворный, без намека на сантименты". По большому счету, эти черты сохраняются и сегодня. Вот только появилась насыщенность и некая чувственная глубина: достаточно сказать, что Картер принимал участие в записи лучшего из известных мне дисков Цезарии Еворы, Cabo Verde. Трудно вообразить себе запись с участием Джеймса Картера, где бы он затерялся, ушел на второй план. Его манера игры(подкрепленная энергией и мастерством исполнителя) такова, что практически в любом ансамбле он становится лидером, столпом. Таким он предстает, например на недавнем альбоме Джинджера Бейкера Coward To The County.
Игру Картера отличает мощная экспрессия и скульптурная отчетливость: не зря JC часто сравнивают с легендарным Рахсааном Роландом Кёрком. Как и большинство ведущих современных джазменов, Картер - полистилист-универсал. Недавно он предпринял слегка отчасти эпатажный шаг: в юности он играл в божественность, теперь решил сыграть во всемогущество. В 2000-м году Джеймс Картер выпустил два полновесных и при этом абсолютно разных диска.

"Layin In The Cut" - отвязный, бурный, прифанкованный джаз-рок. Лидера поддерживают два гитариста, которым предоставлен максимум свободы. Такая конфигурация - вкупе с общим звучанием альбома бередит воспоминания о "Пангее" Майлза Дэвиса. Гитаристы Картера - Марк Рибо и Джефф Ли Джонсон пользуются обращают эту свободу в безусловное благо для своего лидера да и для нас, слушателей. Еще в ансамбле основательный басист - Джамаледдин Такума, и феерический барабанщик - Кельвин Вестон. Кстати, если уж говорить о конфигурации, то "Layin In The Cut" имеет очевидного предшественника - What Spirit Say Рональда Шеннона Джексона: Там тоже было два гитариста(один них Джефф Ли Джонсон), на саксофонах играл лично Картер, а феерический барабанщик Джексон возглавлял проект. "Layin In The Cut" звучит свежо и увлекательно. Я бы особенно щемящую, но строгую эпитафию Хартфорд авеню(#3) обжигающую There's is Paddle(#6).

Второй диск Картера-2000 Chasin' the Gipsy - это вдохновенный ретропроект, посвящение памяти Джанго Рейнхардта: исполняются 4 композиции этого полумифическо гения, 3 относятся к тому же времени(и духу), и еще в двух Картер проявил себя как незаурядный автор-стилизатор. Лидера, опять-таки, поддерживают два гитариста. Только в отличие от коллег с Layin In The Cut у них акустические инструменты, а одна из гитар (принадлежащая Ромеро Лубамбо) и вовсе имеет нейлоновые струны. Кроме Картера в ансамбле участвуют по меньшей мере два исполнителя с мировым именем - барабанщик Джои Бэрон и перкуссионист Киро Батиста. Но лично меня особенно вдохновила игра Регины Картер, которая слывет восходящей звездой скрипичного джаза. Во времена Джанго Рейнхардта не было ни авангарда ни бибопа. Музыка звучала комфортно и сладостно. Роскошный саксофон Картера материализует атмосферу фешенебельного парижского клуба 30-х годов. Но не стоит слишком расслабляться. Картер нелинеен и непредсказуем. Сквозь нежные волны дайкири-джаза полыхнет ослепительное пламя. И станет ясно, что никакой не это дайкири. Скорей уж - вывернутый наизнанку B-52!

На главную страницу