|
08.06.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1. JAMES CARTER "LAYIN THE CUT"
2000
2.JAMES CARTER "CHASIN'
THE GIPSY 2000
Кто любит смотреть в огонь, кто - на бегущую воду. Кто
перебирает четки, кто - щелкает телевизионными каналами. А я вот рассеянно
листаю музэнциклопедию. Это мой заппинг, моя медитация. Грустные думы
наводит она. Джазовые звезды - те что еще пребывают в этом мире - в основной
своей массе люди немолодые. У них за плечами сотни тысяч миль гастрольных
туров, погонные метры дискографий. У них лысины, седины и мальчишеские
глаза на морщинистых лицах. Еще Майлз Дэвис их заметил и Мингус их благословил.
А сегодня во вверенном им секторе музиндустрии карьерно-иерархические
расклады - как у политиков или военных: всё происходит очень постепенно
и в генштабах сидят уцелевшие солдаты последнего мирового передела. Но
к счастью, находятся персонажи, взрывающие это унылое благочиние.
Говоря о молодых генералах современного джаза в числе
первых стоит назвать саксофониста Джеймса Картера. Он родился в Детройте
в 1969-м. В начале 90-х играл хард-боп в молодой, подающей надежды группе
Tough Young Tenors. Надежды начал оправдывать незамедлительно: уже в 1991-м
Картера приглашают для совместной работы над альбомами такие корифеи как
Джулиус Хемфилл и Лестер Боуи.
А в 1993-м году саксофонист выпускает первый сольник:
"JC on Set". Надо было обладать определенным куражом, чтобы, дебютируя,
предстать перед внимательной к инициалам Америкой как бы тезкой (Jesus
Christ) Иисуса Христа. Кстати, второй альбом Картера назывался Jurassic
Classic. А вообще, фамилия Картер - не самая редкая; только в джазовой
энциклопедии Мортона-Кука Картеров насчитывается 27 человек:
Несмотря на весь этот мессианско-бонапартистский задор, Картер никогда
не был революционером и ниспровергателем. Наоборот - он с первых шагов
зарекомендовал себя как надежный хранитель вечных джазовых ценностей и
вдумчивый преемник мастеров старшего поколения. С каковыми мастерами он
вступил в творческо-соревновательный союз на своем четвертом диске, Conversin'
With The Elders. Звук раннего Картера Мортон-Кук характеризуют как "металлический,
проворный, без намека на сантименты". По большому счету, эти черты сохраняются
и сегодня. Вот только появилась насыщенность и некая чувственная глубина:
достаточно сказать, что Картер принимал участие в записи лучшего из известных
мне дисков Цезарии Еворы, Cabo Verde.
Трудно вообразить себе запись с участием Джеймса Картера, где бы он затерялся,
ушел на второй план. Его манера игры(подкрепленная энергией и мастерством
исполнителя) такова, что практически в любом ансамбле он становится лидером,
столпом. Таким он предстает, например на недавнем альбоме Джинджера Бейкера
Coward To The County.
Игру Картера отличает мощная экспрессия и скульптурная отчетливость: не
зря JC часто сравнивают с легендарным Рахсааном Роландом Кёрком. Как и
большинство ведущих современных джазменов, Картер - полистилист-универсал.
Недавно он предпринял слегка отчасти эпатажный шаг: в юности он играл
в божественность, теперь решил сыграть во всемогущество. В 2000-м году
Джеймс Картер выпустил два полновесных и при этом абсолютно разных диска.
"Layin In The Cut" - отвязный, бурный, прифанкованный
джаз-рок. Лидера поддерживают два гитариста, которым предоставлен максимум
свободы. Такая конфигурация - вкупе с общим звучанием альбома бередит
воспоминания о "Пангее" Майлза Дэвиса. Гитаристы Картера - Марк Рибо и
Джефф Ли Джонсон пользуются обращают эту свободу в безусловное благо для
своего лидера да и для нас, слушателей. Еще в ансамбле основательный басист
- Джамаледдин Такума, и феерический барабанщик - Кельвин Вестон. Кстати,
если уж говорить о конфигурации, то "Layin In The Cut" имеет очевидного
предшественника - What Spirit Say Рональда Шеннона Джексона: Там тоже
было два гитариста(один них Джефф Ли Джонсон), на саксофонах играл лично
Картер, а феерический барабанщик Джексон возглавлял проект. "Layin In
The Cut" звучит свежо и увлекательно. Я бы особенно щемящую, но строгую
эпитафию Хартфорд авеню(#3) обжигающую There's is Paddle(#6).
Второй диск Картера-2000 Chasin' the Gipsy - это вдохновенный
ретропроект, посвящение памяти Джанго Рейнхардта: исполняются 4 композиции
этого полумифическо гения, 3 относятся к тому же времени(и духу), и еще
в двух Картер проявил себя как незаурядный автор-стилизатор. Лидера, опять-таки,
поддерживают два гитариста. Только в отличие от коллег с Layin In The
Cut у них акустические инструменты, а одна из гитар (принадлежащая Ромеро
Лубамбо) и вовсе имеет нейлоновые струны. Кроме Картера в ансамбле участвуют
по меньшей мере два исполнителя с мировым именем - барабанщик Джои Бэрон
и перкуссионист Киро Батиста. Но лично меня особенно вдохновила игра Регины
Картер, которая слывет восходящей звездой скрипичного джаза.
Во времена Джанго Рейнхардта не было ни авангарда ни бибопа. Музыка звучала
комфортно и сладостно. Роскошный саксофон Картера материализует атмосферу
фешенебельного парижского клуба 30-х годов. Но не стоит слишком расслабляться.
Картер нелинеен и непредсказуем. Сквозь нежные волны дайкири-джаза полыхнет
ослепительное пламя. И станет ясно, что никакой не это дайкири. Скорей
уж - вывернутый наизнанку B-52!
|