09.10.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. BONGA "ANGOLA 72" 1997(rem. 1972)

                             

Бонга Куэндо родился в 1942 в Зимбабве, рос в Анголе, потом перебрался в Португалию. Там он был футболистом. Играл не где-нибудь, в лиссабонской "Бенфике". В начале 70-х в Анголе началась борьба за независимость. Сочувствующий Бонга вынужден был бежать из Лиссабона в Роттердам где в 1972 году и был записан альбом Angola-72. Оказалось, что Бонга - сложившийся автор-исполнитель и его феноменальные способности по этой части вкупе с недвусмысленной политической ориентацией создали ему репутацию главного ангольского певца всех времен. Следующий диск Angola-74 был записан в Париже и окончательно закрепил за Бонгой статус национального героя. На родину певец смог вернуться лишь в конце 70-х. Там он продолжал продолжал заниматься своим делом - но без прежнего резонанса: политические страсти поутихли.
Однако, звездный час Бонги был впереди. В конце 90-х неославающая мода на world music вошла в резонанс с ультра-модой на латину и в частности бразильяну. Тут-то у Бонги, в чьем творчестве африканская традиция соединялась с бразильской и оказались на руках все козыри. И тогда певец начал реставрировать и переиздавать свои старые, культовые диски начала 70-х. Вот-тут то, к нему и пришла всемирная популярность . Никак не меньшая, чем , допустим , у Юссу Н'Дура.

                        
Теперь позвольте пару слов без протокола. Мое знакомство с "Анголой-72" состоялось так. Однажды вечером мне позвонил крайне возбужденный Председатель Общества Любителей Джаза и сообщил, что у него появилась запись одного чудесного ангольца(ну прямо как Ленин с "чудесным грузином"). Не тратя лишних слов, Председатель в ультимативной форме потребовал, чтобы я этот диск немедленно записал. Смятый таким напором, я повиновался. О чем не пришлось жалеть ни секунды.
И песни, и аранжировки, и вокал вроде бы не содержат сверхъестественного - альбом Angola-72 отличает простота . Но эта простота - как у вина замкового уровня. Тоже ведь - простой, в общем продукт, а вся его ценность - в сочетании нюансов.
В этих песнях сладостная легкость афро-бразильской мелодики сочетается с мощнейшим эмоциональным драйвом. Каковой драйв достигается без всякого форс-мажора и театральщины. Песни Бонги - это естественность и истовость .
Ей-богу, я даже вспомнил проповеди БГ о "честной музыке". Я не слышал певца честнее Бонги-72.

 

2. BUCKETHEAD "MONSTERS & ROBOTS" 1999

                          

Мы видим миловидного юношу с пухлыми щеками и худыми руками. На голове - подобие абажура. Юношу окружают монстры и роботы. Это - Бакетхэд, молодой капитан нью-йоркского гитарного постмодерна. Кто он, куда ведет свой караван, откуда этот самый караван вышел ?.. Было время - Ингви Мальмстин, заходясь в немыслимом пафосе разметывал по плечам пышные нордические кудри. Было - Джордж Клинтон(Parliament-Funkadelic) в темных очках несся верхом на дельфине, сияя афроамериканской улыбкой.
А этот - с бесстрастным, невозмутимым лицом - всё пишет себе и пишет, как какой-нибудь Сорокин. Его творениям присущи мощь, упругость и клокочущее веселье. И пусть это совершенно нечеловеческое веселье. Пусть эта музыка - за гранью добра и зла!.. (по последней фразе легко угадать исполнительного продюсера: Билл Лазвелл, конечно). Диск я слушал с открытым ртом. Как положено делать при разрыве гранаты или резком наборе высоты.
Заметен вклад басиста Леса Клайпула(Primus, Sausage, "Mule Variations" Тома Уэйтса) - его тотальный задор абсолютно узнаваем .
Не затерялся и один из духовных отцов Бакетхэда - фанк-герой 70-х, Бутси Коллинз.
И вот еще что любопытно: лишь 2 композиции из 12 написаны Бакетхэдом без соавторов. И именно эти сочинения звучат наиболее антропоморфно. Там даже некая рефлексия прослушивается. Но типичный Бакетхэд-99 совсем, совсем не таков.

 

3. ANTHONY COLEMAN "DISCO BY NIGHT" 1992

             

Энтони Коулмэн - видный участник ставших ныне классикой зорновских забав - Cobra и Big Gundown. Основная специальность - клавишник. Музыкальный профиль - авангард, фри-джаз, клезмер. Именно эти три составляющие(особенно последняя) характеризуют Disco By Night. Если честно, название альбома ввело меня в заблуждение. Я думал, будет постмодернистская вивисекция дискостандартов. Но оказалось, что популярный стиль здесь почти ни причем. Шесть сочинений Коулмэна - это странные, прерывистые, маньеристские танцы, исполняемые небольшим коллективом нью-йоркцев еврейско-славянского происхождения.
Ассоциации: черно-белое урбанистическое кино Джима Джармуша. Меня даже преследовала навязчивая(и ошибочная) идея, будто Disco By Night - это саундтрек к какому-то из его фильмов.
Из коулмэновских танцев больше всего мне понравился Jevrejski By Night . На вкладыше к диску имеется заботливое разъяснение: Jevrejski means "jewish" in serbо-croatian". Так ведь самое интересное, что in russian - тоже! Я не удержался и в плэйлисте radio noskoff поделился с англоязычными посетителями этим поразительным лингвистическим наблюдением.
Опять же, вся эта компаративная лингвистика должна была вам уже таки подсказать имя исполнительного продюсера. А что вы себе думали - Джон Зорн!

На главную страницу