|
09.10.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1. BONGA "ANGOLA 72" 1997(rem.
1972)
Бонга Куэндо родился в 1942 в Зимбабве, рос в Анголе,
потом перебрался в Португалию. Там он был футболистом. Играл не где-нибудь,
в лиссабонской "Бенфике". В начале 70-х в Анголе началась борьба за независимость.
Сочувствующий Бонга вынужден был бежать из Лиссабона в Роттердам где в
1972 году и был записан альбом Angola-72. Оказалось, что Бонга - сложившийся
автор-исполнитель и его феноменальные способности по этой части вкупе
с недвусмысленной политической ориентацией создали ему репутацию главного
ангольского певца всех времен. Следующий диск Angola-74 был записан в
Париже и окончательно закрепил за Бонгой статус национального героя. На
родину певец смог вернуться лишь в конце 70-х. Там он продолжал продолжал
заниматься своим делом - но без прежнего резонанса: политические страсти
поутихли.
Однако, звездный час Бонги был впереди. В конце 90-х неославающая мода
на world music вошла в резонанс с ультра-модой на латину и в частности
бразильяну. Тут-то у Бонги, в чьем творчестве африканская традиция соединялась
с бразильской и оказались на руках все козыри. И тогда певец начал реставрировать
и переиздавать свои старые, культовые диски начала 70-х. Вот-тут то, к
нему и пришла всемирная
популярность . Никак не меньшая, чем , допустим , у Юссу Н'Дура.
Теперь позвольте пару слов без протокола. Мое знакомство с "Анголой-72"
состоялось так. Однажды вечером мне позвонил крайне возбужденный Председатель
Общества Любителей Джаза и сообщил, что у него появилась запись одного
чудесного ангольца(ну прямо как Ленин с "чудесным грузином"). Не тратя
лишних слов, Председатель в ультимативной форме потребовал, чтобы я этот
диск немедленно записал. Смятый таким напором, я повиновался. О чем не
пришлось жалеть ни секунды.
И песни, и аранжировки, и вокал вроде бы не содержат сверхъестественного
- альбом Angola-72 отличает простота . Но эта простота - как у вина замкового
уровня. Тоже ведь - простой, в общем продукт, а вся его ценность - в сочетании
нюансов.
В этих песнях сладостная легкость афро-бразильской мелодики сочетается
с мощнейшим эмоциональным драйвом. Каковой драйв достигается без всякого
форс-мажора и театральщины. Песни Бонги - это естественность и истовость
.
Ей-богу, я даже вспомнил проповеди БГ о "честной музыке". Я не слышал
певца честнее Бонги-72.
2. BUCKETHEAD "MONSTERS &
ROBOTS" 1999
Мы видим миловидного юношу с пухлыми щеками и худыми руками.
На голове - подобие абажура. Юношу окружают монстры и роботы. Это - Бакетхэд,
молодой капитан нью-йоркского гитарного постмодерна. Кто он, куда ведет
свой караван, откуда этот самый караван вышел ?.. Было время - Ингви Мальмстин,
заходясь в немыслимом пафосе разметывал по плечам пышные нордические кудри.
Было - Джордж Клинтон(Parliament-Funkadelic) в темных очках несся верхом
на дельфине, сияя афроамериканской улыбкой.
А этот - с бесстрастным, невозмутимым лицом - всё пишет себе и пишет,
как какой-нибудь Сорокин. Его творениям присущи мощь, упругость и клокочущее
веселье. И пусть это совершенно нечеловеческое веселье. Пусть эта музыка
- за гранью добра и зла!.. (по последней фразе легко угадать исполнительного
продюсера: Билл Лазвелл, конечно). Диск я слушал с открытым ртом. Как
положено делать при разрыве гранаты или резком наборе высоты.
Заметен вклад басиста Леса Клайпула(Primus, Sausage, "Mule Variations"
Тома Уэйтса) - его тотальный задор абсолютно узнаваем .
Не затерялся и один из духовных отцов Бакетхэда - фанк-герой 70-х, Бутси
Коллинз.
И вот еще что любопытно: лишь 2 композиции из 12 написаны Бакетхэдом без
соавторов. И именно эти сочинения звучат наиболее антропоморфно. Там даже
некая рефлексия прослушивается. Но типичный Бакетхэд-99 совсем, совсем
не таков.
3. ANTHONY COLEMAN "DISCO BY NIGHT"
1992
Энтони Коулмэн - видный участник ставших ныне классикой
зорновских забав - Cobra и Big Gundown. Основная специальность - клавишник.
Музыкальный профиль - авангард, фри-джаз, клезмер. Именно эти три составляющие(особенно
последняя) характеризуют Disco By Night. Если честно, название альбома
ввело меня в заблуждение. Я думал, будет постмодернистская вивисекция
дискостандартов. Но оказалось, что популярный стиль здесь почти ни причем.
Шесть сочинений Коулмэна - это странные, прерывистые, маньеристские танцы,
исполняемые небольшим коллективом нью-йоркцев еврейско-славянского происхождения.
Ассоциации: черно-белое урбанистическое кино Джима Джармуша. Меня даже
преследовала навязчивая(и ошибочная) идея, будто Disco By Night - это
саундтрек к какому-то из его фильмов.
Из коулмэновских танцев больше всего мне понравился Jevrejski By Night
. На вкладыше к диску имеется заботливое разъяснение: Jevrejski
means "jewish" in serbо-croatian". Так ведь самое интересное, что in russian
- тоже! Я не удержался и в плэйлисте radio noskoff поделился с англоязычными
посетителями этим поразительным лингвистическим наблюдением.
Опять же, вся эта компаративная лингвистика должна была вам уже таки подсказать
имя исполнительного продюсера. А что вы себе думали - Джон Зорн!
|