9.11.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. MARTY EHRLICH & DARK WOODS ENSEMBLE "SOJOURN" 1999

                                        

В общем облике знатных мастеров джаза, в их жизненной траектории порой просматриваются контуры иной, немузыкальной карьеры.
Сан Ра - экстрасенс из глубинки. Джон Колтрейн - полководец. Майлз Дэвис - вор в законе. Джон Зорн - Билл Гейтс.
Если так, то Марти Эрлих - знаменитый ученый. Именно такое ощущение возникает после знакомства с его творческой биографией, с его интервью и конечно же - с его музыкой. Вдумчивый, обстоятельный и основательный Эрлих - будучи одним из наиболее авторитетных деятелей современного джаза - не считает свое музыкальное образование завершенным. И это несмотря на то, что в прошлом у него - разнообразные университеты Нью-Йорка и Чикаго. Аспирантура у Муала Ричарда Абрамса. Докторантура у Энтони Брэкстона.
Как исполнитель Эрлих специализируется на духовых. Отдавал предпочтение флейте и саксофону. В последнее время полюбил кларнет. Марти Эрлих обладает широчайшим джазовым бэкграундом. В своих сочинениях заметно тяготеет к классической музыке. На альбоме Sojourn отдал дань клезмеру.        

                       

Диск был выпущен профильным лейблом Tzadic, причем - в так называемой радикальной еврейской серии: на тыльной стороне обложки красуется могендовид работы Айкуе Мори. Продюсировал диск, само собой, Зорн.
Sojourn - это напряженные, но упоительные диалоги эрлиховского кларнета со сверхплотным контрабасом и сумрачно-эластичной виолончелью. Sojourn - это скупое совершенство гитарных кружев Марка Рибо: он заявлен как специальный гость эрлиховского ансамбля (мне как слушателю кажется, что без его участия в принципе могли бы обойтись - но тогда альбом получился бы пресноватым). Sojourn - это убедительный синтез джаза и классики (особенно - центральное сочинение - The Seсret Of Light, #5 и постмессиановский Hilel's Riddle, #6). Sojourn - это восхождение к древним истокам - туда где еврейская музыкальная традиция еще не слишком отличается от арабской(на Eliahu: 2 nd Variation, #2 ансамбль Эрлиха местами звучит совершенно как группа Абу-Халила).
Sojourn переводится как "временно проживающий". В музыке растворен настоянный на тысячелетней печали мотив - что все мы ты этом мире - постояльцы, что предназначенное расставанье обещает встречу впереди: Кстати, процитированная строчка - из стихотворения, написанного кровью и посвященного однофамильцу Эрлиха - не то поэту с обширными чекистскими связями, не то наоборот.
Марти Эрлих тоже начинал как поэт, но еще в ранней молодости принял решение сконцентрироваться на музыкальной карьере.
А там, впереди, где обещана встреча, мы проснемся и увидим, что все по-другому. Modern Jazz Quartet - корпорация ювелиров. Weather Report - турагентство. Sex Mob - букмекерская контора.

 

2. PETER GREEN"HOOT FOOT POWDER" 2000

                      

Посмотрев на картинку и прочитав название диска, вы можете (как и я) подумать, что hot foot powder - это средство от потливости ног, важный коктейльный ингредиент Венички Ерофеева. На самом же деле hot foot powder - негритянское снадобье, отворотное зелье. Cмажьте зельем порог вашего дома и человек, на чьи подошвы оно попадет, больше никогда не перешагнет этого самого порога и вообще будет держаться от него как можно дальше - например, уедет в другой штат или даже в другую страну. Знаменитый черный блюзмен Роберт Джонсон, авторству которого принадлежат все без исключения песни на обозреваемом диске, во всеуслышание объявлял себя жертвой hot foot powder. Во всяком случае, однажды он покинул родной дом и вся его последующая жизнь прошла в скитаниях.
Однажды у молодого гитариста Питера Грина под воздействием ЛСД поехала крыша. Он бросил суперуспешную группу Fleetwood Mac, забыл о высоком звании основоположника белого блюза, похерил статус рок-звезды и ушел черт те куда - в психушки, ночлежки, кибуцы...
Десять лет спустя под сильным давлением старшего брата, Питер Грин вернулся к музицированию и, до конца не приходя в сознание, записал серию сольных дисков. Эти неровные, с жидковатым саундом альбомы являют, тем не менее, и очевидный талант автора и его безусловную харизму, скорбное обаяние надломленного лузера.
А потом Грин пропал еще на десять лет . Не то чтобы без вести: все эти годы он лечился от шизофрении, находясь попеременно то в ментальных госпиталях, то дома, под присмотром родных.
В середине 90-х экс-гитарист решил завязать с лечением. Зажил как нормальный человек. Стал давать концерты, записывать диски. Ему было уже за пятьдесят. Оказалось, что его помнят, что слава его жива. Разве что, фанам потребовалось некоторое время на аккомодацию: место худощавого красавца-брюнета занял тучный старик с седыми патлами и нехорошим лицом.
Полоумный идальго вернулся в сознание. Он больше не разгоняет таблетками скопища ментальных химер. Он вернулся к своей жизненной первооснове - корневому блюзу. На Hot Foot Powder гитарист, чей стиль считался эталоном белого блюза, старается играть(и петь) как черный, а для еще большей аутентичности саунда приглашает в качестве специальных гостей знаменитых черных музыкантов: Бадди Гая, Отиса Раша и др.
Двойственное впечатление производит альбом. С одной стороны - безукоризненный, классический песенный материал; впечатляющая команда музыкантов; исполнительское мастерство лидера, которое не пропьешь и не загасишь психотропами.
С другой стороны - Питеру Грину на Hot Foot Powder явно недостает энергетики. Его вокал слаб и неубедителен. В его аранжировках - предсказуемость и затверженность. И общее ощущение от альбома: безжизненность. Точнее - жизнь после жизни.
Грин подводит итоги, раздает долги(тому же Роберту Джонсону) и закрывает альбом песней типа Собирайтесь-ка гости мои на мое угощенье.
Грин никуда не спешит, никого не стремится удивить, не рвется ничего доказывать. Он и играет так, словно ему принадлежит вечность. Или он принадлежит вечности - что, в сущности, одно и то же.

3. FAYMAN & FRIPP "A TEMPLE IN THE CLOUDS" 2000

                             
Бог свидетель, я с энтузиазмом встречаю все, что под выходит вывеской "Роберт Фрипп". Но этот диск меня разочаровал до крайности. Вышел он с подзаголовком "The Soundscapes". Что ж, слыхали мы фрипповы саундскейпы и очень нам это дело нравилось: Разнообразные бури и грозы перекрываются прихотливым шелестением листвы Темного Дуба, несравненным пением гитары Багрового Короля...
Вот ставим мы на проигрыватель Temple In The Clouds и замираем в ожидании...
Прежде всего - узнавемые фриппертронные завывания. Уже хорошо. Но чу! Что-то повторы - неотъемлемая часть фрипповой музыкальной дисциплины - слишком монотонны и как-то малообоснованны. Вы спросите: но хотя бы - давит, грузит Багровый Король, заставляет задуматься об инфернальных пустотах и ледяных гееннах ? И я вынужден буду ответить: нет, не грузит совершенно. Музычка какая-то разжиженная, можно сказать - фоновая. Сгодится как сопровождение к сериалу типа Кусто. Наилучшим образом подойдет к съемкам, сделанным на большой глубине, где все расплющено и заторможено.
История создания диска в общих чертах такова. Роберт Фрипп для чего-то отдал двухчасовую запись своих импровизаций второразрядному голливудскому кинокомпозитору Джеффри Файману(в рекламном интернет-релизе утверждается, что Файман приложил руку к саундтрекам таких блокбастеров, как "Идеальный шторм" и "Патриот", однако энциклопедии All Movies Guide такая персона как Jeffrey Fayman вообще неизвестна).
Творческой переработкой исходного материала Файман занимался аж девять лет .
Широк Роберт Фрипп. Я бы сузил.