|
12.04.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1.ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ:
ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА БАЛКАН" Landy Star Music, 2000
Так сложилось, что я и к авторским-то сборникам
Best Of отношусь с большим подозрением, а уж тематические компиляции-солянки
и вовсе не жалую. Если честно, поступиться принципами меня заставил не
столько интерес к балканской музыке, сколько вполне иррациональное желание
округлить сумму заказа.
Диск, приобретенный до кучи, оказался самым ярким музыкальным впечатлением
нынешнего года. Среди 16 композиций, образующих сборник нет ни одной проходной,
обыденной вещи. Идеальная компоновка материала: произведения как бы продолжают
друг друга, не повторяя. Но всё вместе - и греческая орнаментальная ритмика
и румынско-цыганская взвихренность и славянская задушевность - оставляют
ощущение единого культурного феномена, единого кладезя.
Балканская музыка - это скрипки и аккордеон, зажигательные плясовые. мощные
многоголосья, мягкий лиризм, перемешанный с суровым трагизмом. Есть такой
жупел в хвалебных аудиорецензиях: "эту музыку можно слушать бесконечно".
Так вот, эту музыку нельзя слушать бесконечно. Она - слишком отчетливая,
слишком земная и потому - несовместимая с самой идеей бесконечности. Музыка
рождена на балканской земле, которую можно было бы назвать благословенной:
вот только земля эта протяжении многих веков не знала ни длительного мира
ни устойчивого процветания.
В качестве постскриптума должен добавить следующее.
Во-первых, диск(как и два нижеследующих отчетных) можно приобрести в он-лайновом
магазине cdmusic.ru за небольшую
сумму.
Во-вторых, оригинальное название диска - Balkan Blues и он был издан на
The Network/Topic в 1999 году.
В-третьих, Balkan Blues полностью был еще пару дней был доступен в на
сайте Яковлева http://yacovlev.narod.ru/ethnic.htm.
В-четвертых - как моя "Традиционная музыка Балкан", так и mp3-версия
Яковлева имеют по 16 треков, однако на amazon'е Balkan Blues заявлен как
двойной альбом; так что мы тут, по-видимому, имеем дело с сокращенной
версией релиза.
В-пятых и в последних: издательская специфика студии Landy Star, такова,
что оригинальные названия и даже исходное оформление дисков подвергаются
замене; ситуация с Balkan Blues не уникальна - например, "Вековые
традиции: музыка румынских цыган" в оригинале именовался Taraf de
Haidouks "Musique Des Tziganes De Rouman"; на LandyStar'овском
релизе название группы пропало начисто; так что экономя деньги мы обрекаем
себя на досадную дезориентацию...
2."THE BEST OF
TOM ZE" 1990 Luaka Bop
Еще один сокрушительный удар по моему настороженному
отношению к сборникам.
Tom Ze -бразильский певец, композитор, видный участник модернистского
движения tropicalismo. В конце 60-х тропикалисты искали пути творческого
преобразования бразильской традиционной музыки. И поиски эти были вполне
успешны, как можно заключить, прослушав данный альбом. Правда, большинство
вещей с The Best Of относятся не к 60-м, а к 70-м годам. Именно на этот
период у Тома Зе пришелся пик творческой активности и популярности на
родине. А затем тропическая публика стала охладевать к стареющему артисту
- при том, что на западным слушателям Зе был практически неизвестен. Но
в конце 80-х музыкой Тома Зе увлекся... тут, я вынужден попросить прощения
у постоянных читателей за набивший оскомину сюжетный ход... так вот, музыкой
Тома Зе увлекся не Питер Гэйбриэл, если кто на него подумал, но Дэвид
Бирн. При активном содействии отца-основателя Talking Heads был издан
отчетный альбом. После чего Том Зе стал культовой фигурой на Западе, да
и на родине о нем тоже вспомнили.
При сугубой верности корням(тропикана/босса-нова)
в песнях бразильского новатора наличествует и жесткое фанковое звучание,
и безбашенно-минималистский бит, и леонард-коэновские интонации и, конечно,
угловатая пластика Дэвида Бирна, который не зря признал в Томе Зе родную
душу - принято, считать, что "бразильский" альбом Бирна Rei
Momo вдохновлен, в частности, музыкой Зе. К слову сказать, Rei Momo -
довольно милый диск, а уж песня про Rose Tatoo который год нейдет у меня
из головы, но Best Of всё же несравненно изощреннее бирновских экзерсисов.
Вообще, Том Зе - фигура совершенно самостоятельная , ни о каком эпигонстве
речи нет, а вышеприведенный ассоциативны перечень - просто попытка втиснуть
собственные впечатления в систему более привычных геокультурных координат.
Рассказывают будто кто-то из великих танцовщиков(Нижинский?) мог зависать
в прыжке, на краткое время освобождаясь от сил земного тяготения. Я все
время вспоминал эту байку, слушая Тома Зе. Его
расслабленная знойная музыка и неброский вокал изобилуют моментами неизъяснимой
левитации.
3.LOYKO "ROAD OF THE GYPSIES" 1994 Network
Medien
"Road of the Gysyies" - концертный
диск трио "Лойко", записанный во Франкфурте. Исполняются исконные
песни российских цыган. По сравнению с двумя предыдущими отчетными дисками,
Road производит, может и более линейное, но не менее мощное впечатление.
В колонках неистовствует восторженнная франкфуртская публика. Перед колонками
моя дочь отплясывает безумные танцы в режиме non stop. Заводные мелодии.
Бешеная экспрессия. Роскошный вокал и пассионарная скрипка лидера группы
Сергея Эрденко... В отличие от Сергея, его партнеры по трио - Олег Пономарев(скрипка)
и Вадим Кулицкий(гитара) не являются этническими цыганами, однако ж их
игра представляется куда более адекватной/аутентичной, чем
у иных представителей козырных цыганских родов.
|