13.02.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.MEDESKI, MARTIN & WOOD "COMBUSTICATIONS" 1998  John Medeski [k]; Billy Martin [d, perc]; Chris Wood [basses, bass drum]; + DJ Logic (#1, 3, 10).
Постоянные читатели моих отчетов могли заметить, что в последнее время я много ворчал по поводу музыки наших дней: и бас, мол, утробный и ритм сверхжесткий и вообще живет эта музыка сама в себе и никто ей не нужен. Но вот - диск самый что ни на есть современный и по духу и по саунду. А место у него - первое. И чувства меня переполняют самые сильные и восторженные. Конечно - великолепные, изобретательные музыканты родом из самого космополитичного города в мире. Конечно - роскошный бас, стремительный, приемистый барабан. Конечно - эксцентричный, то - легко порхающий, то - в последнем удушье заходящийся хэммонд-орган, кстати,
местами, очень напоминающий о старых добрых шестидесятых. И вообще - звук необычайно вкусный , как сказали бы аудиофилы со стажем:. Эта джазовые импровизации имеют какую-то мебиусову сущность. Всякий звук имеет отзвук и ничего не дано предугадать. Постиндустриальная безысходность выруливает развеселое постмодернистское бессмертие. Десертная зарисовка живописующая нечто вроде заката на Багамах заботливо подсвечена апокалипсисом-всхлипом. Тревожная, в общем музыка. Я бы даже рискнул ее назвать шизофренической(не параноидальной!). Только это довольно уютная и, возможно - спасительная(по аналогии со спасительной ложью) шизофрения. Я ей предавался во время недавней телесной болезни(грипп). Когда температура опускалась, я включал Combustications. Спасительной шизофрении хватало минут на 20. Пока не кончалось действие анальгина. А вообще везде ведь предупреждали, чтоб этим делом не очень увлекались. В смысле, анальгином. [А город,откуда трио родом - конечно, Нью-Йорк. ]

2.NUSRAT FATEH ALI KHAN "PASSION" 1999  
Один из столпов правильной музыки в моем понимании (его портрет вы можете видеть на эмблеме Аудиобюро справа внизу ) умер в Лондоне в августе 1997 года, а диск Passion издали в мае 1999-го . Основой релиза послужил материал, записанный пакистанским певцом для британского телевидения незадолго до смерти. Получилось нечто странное и щемящее. С уверенностью можно сказать, что никогда еще Н.Ф.А.Х. не звучал так камерно: С меньшей уверенностью - но тоже можно... - что никогда еще Н.Ф.А.Х. не звучал так умиротворенно. Прослушав всё до конца и смахнув законную слезу, сознаешь, однако, что самые душевные песни уже вроде бы знакомы по прежним, прижизненным дискам. Возвращаясь к камерному звучанию: Н.Ф.А.Х. выступает без своего мощного аутентичного оркестра. Ему аккомпанирует команда вроде бы и не случайных, но сессионнных музыкантов. Сопровождение довольно скупое, с отчетливыми поп-джазовыми линиями(саксофон, гитара), которые, впрочем, совсем ненавязчивы. Национальные инструменты и ориентальный колорит все же преобладают. Не скажу, что я в восторге от такой аранжировки, но не могу не признать, что она придает некий месмерический шарм этому альбому-призраку. И кроме того... вот, скажем, все знают песню Высоцкого "Кони привередливые" в сопровождении ансамбля Г.Гараняна. Хороша ли эта аранжировка? Скорее, нет. Портит ли она песню? Ответ тот же. О чем, собственно, и речь:

3.BILL LASWELL"IMAGINARY CUBA" 1999  
Откровенно говоря, заказывая этот альбом, я ожидал услышать все те же романсы, что и на знаменитом диске Рая Кудера "Buena Vista Social Club"(не путать с диском, занимающим позицию 4), только "выправленные" Ласвеллом под себя. Ошибся, ошибся: Выправить-то Ласвелл, конечно, выправил: но работает он на этом диске преимущественно с хоровыми песнопениями отъявленно африканского происхождения: древние корни, темные ритуалы, невольничьи корабли. На этих корнях(чуть не написал "на костях") Ласвелл ладит свои затейливые миксы. В "корнях" очень сильно присутствие перкуссионных, а голоса хористов звучат стройно, но неотчетливо, и потому - тоже как-то перкуссионно. "Imaginary Cuba" - одна из самых интересных работ Ласвелла, из тех что я слышал(а слышал я их немало). В All Music Guide для определения стиля альбома использовано через запятую 7 терминов. Последний в этом списке - Dark Ambient , а я бы его вывел на первое место. Очень уж само словосочетание соответствует духу обозреваемого диска.

4.BUENA VISTA SOCIAL CLUB PRESENTS IBRAHIM FERRER 1999  
В Гаване 50-х Ибрагим Феррер был горячо любимым певцом да и просто кумиром. В Гаване 90-х - пенсионером и чистильщиком обуви. В год своего 70-летия вернулся к занятиям музыкой. Записался на упоминавшемся в п.3 диске Рая Кудера "Buena Vista Social Club". И вот теперь в рамках того же проекта издал сольник. Диск вполне удивительный. Когда слушаешь эти песни сознание автоматически генерит портрет певца: мужчина в расцвете сил, лощеный брюнет с элегантными усиками и мерцающими глазами. Каждый раз испытываешь шок, переводя глаза на истинный портрет: сухонький темнокожий дедушка с раскосыми глазами в кепке-восьмиклинке: ну, про восьмиклинку я загнул, а вот усы и правда имеются. Я так подробно останавливаюсь на этом не для того, чтобы воскликнуть, что вот, мол - время не властно, а для того, чтобы подчеркнуть: что песни Феррера звучат практически идеально; за годы исполнения они были отшлифованы, доведены до совершенства, но не заиграны... У Феррера страсть гармонично сочетается с благородной сдержанностью. Это особенно важно, если учесть что основу репертуара составляют чувствительные романсы: цыганшина, гитары и скрипки, amor и por favor: Кстати все гитары и скрипки (и много еще чего) звучат вполне конгениально солисту. Лично мне показалось, что маловато духовых - а ведь в кубинской музыке это по моему, центральный компонент. Зато- великолепна и узаваема электрогитара Рая Кудера: ее звучание, может и не вполне каноническое, но чрезвычайно теплое и живое, реально обогащает и без того насыщенную атмосферу диска. 

5.KORN 1994  
Группа вообще довольно известная, но я о ней раньше - ни сном ни духом: не из моегобэкграунда. Вот, если угодно, мой непредвзятый взгляд. Korn - это такой утяжеленный постпанк. Припанкованный тяжеляк. Но для металлистов эти ребята слишком непринужденны. А для панков слишком неприкаянны. Как ни крути, а приписать их надо к альтернативе, что, собственно и сделано Обществом Любителей Джаза. Два вокалиста в группе. Один - с красивым сексуальным баритоном, явно гранджево-индепендентный персонаж. А другой - ревет и хрипит, как это принято у хэви-металлистов. На взаимодействии этих достойных людей и держится, как я понимаю, харизма группы. Диск начинается в довольно жестком ключе. Ритмично, прихотливо, с оттяжечкой: Под эту музыку хорошо поднимать гири. Это я не иронизирую, а делюсь личным опытом. Но ближе к концу песни заметно мягчают. Гири становится поднимать все труднее. Появляется сомнительная театральщина: какое-то закадровое пение, драматические матерные диалоги, затяжные рыдания. Самое время переходить к водным процедурам.

 


На главную страницу