|
13.02.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1.MEDESKI, MARTIN
& WOOD "COMBUSTICATIONS" 1998 John
Medeski [k]; Billy Martin [d, perc]; Chris Wood [basses, bass drum]; +
DJ Logic (#1, 3, 10).
Постоянные читатели моих отчетов могли заметить, что в последнее время
я много ворчал по поводу музыки наших дней: и бас, мол, утробный и ритм
сверхжесткий и вообще живет эта музыка сама в себе и никто ей не нужен.
Но вот - диск самый что ни на есть современный и по духу и по саунду.
А место у него - первое. И чувства меня переполняют самые сильные и восторженные.
Конечно - великолепные, изобретательные музыканты родом из самого космополитичного
города в мире. Конечно - роскошный бас, стремительный, приемистый барабан.
Конечно - эксцентричный, то - легко порхающий, то - в последнем удушье
заходящийся хэммонд-орган, кстати, местами,
очень напоминающий о старых добрых шестидесятых. И вообще - звук необычайно
вкусный , как сказали бы аудиофилы со стажем:. Эта джазовые импровизации
имеют какую-то мебиусову сущность. Всякий звук имеет отзвук и ничего не
дано предугадать. Постиндустриальная безысходность выруливает развеселое
постмодернистское бессмертие. Десертная зарисовка живописующая нечто вроде
заката на Багамах заботливо подсвечена апокалипсисом-всхлипом. Тревожная,
в общем музыка. Я бы даже рискнул ее назвать шизофренической(не параноидальной!).
Только это довольно уютная и, возможно - спасительная(по аналогии со спасительной
ложью) шизофрения. Я ей предавался во время недавней телесной болезни(грипп).
Когда температура опускалась, я включал Combustications. Спасительной
шизофрении хватало минут на 20. Пока не кончалось действие анальгина.
А вообще везде ведь предупреждали, чтоб этим делом не очень увлекались.
В смысле, анальгином. [А город,откуда трио родом - конечно, Нью-Йорк.
]
2.NUSRAT FATEH ALI KHAN "PASSION" 1999
Один из столпов правильной
музыки в моем понимании (его портрет вы можете видеть на эмблеме Аудиобюро
справа внизу ) умер в Лондоне в августе 1997 года, а диск Passion издали
в мае 1999-го . Основой релиза послужил материал, записанный пакистанским
певцом для британского телевидения незадолго до смерти. Получилось нечто
странное и щемящее. С уверенностью можно сказать, что никогда еще Н.Ф.А.Х.
не звучал так камерно: С меньшей уверенностью - но тоже можно... - что
никогда еще Н.Ф.А.Х. не звучал так умиротворенно. Прослушав всё до конца
и смахнув законную слезу, сознаешь, однако, что самые душевные песни уже
вроде бы знакомы по прежним, прижизненным дискам. Возвращаясь к камерному
звучанию: Н.Ф.А.Х. выступает без своего мощного аутентичного
оркестра. Ему аккомпанирует
команда вроде бы и не случайных, но сессионнных музыкантов. Сопровождение
довольно скупое, с отчетливыми поп-джазовыми линиями(саксофон, гитара),
которые, впрочем, совсем ненавязчивы. Национальные инструменты и ориентальный
колорит все же преобладают. Не скажу, что я в восторге от такой аранжировки,
но не могу не признать, что она придает некий месмерический шарм этому
альбому-призраку. И кроме того... вот, скажем, все знают песню Высоцкого
"Кони привередливые" в сопровождении ансамбля Г.Гараняна. Хороша ли эта
аранжировка? Скорее, нет. Портит ли она песню? Ответ тот же. О чем, собственно,
и речь:
3.BILL LASWELL"IMAGINARY CUBA" 1999
Откровенно говоря, заказывая этот
альбом, я ожидал услышать все те же романсы, что и на знаменитом диске
Рая Кудера "Buena Vista Social Club"(не путать с диском, занимающим позицию
4), только "выправленные" Ласвеллом под себя. Ошибся, ошибся: Выправить-то
Ласвелл, конечно, выправил: но работает он на этом диске преимущественно
с хоровыми песнопениями отъявленно африканского происхождения: древние
корни, темные ритуалы, невольничьи корабли. На этих корнях(чуть не написал
"на костях") Ласвелл ладит свои затейливые миксы. В "корнях" очень сильно
присутствие перкуссионных, а голоса хористов звучат стройно, но
неотчетливо, и потому - тоже
как-то перкуссионно. "Imaginary Cuba" - одна из самых интересных работ
Ласвелла, из тех что я слышал(а слышал я их немало). В All Music Guide
для определения стиля альбома использовано через запятую 7 терминов. Последний
в этом списке - Dark Ambient , а я бы его вывел на первое место. Очень
уж само словосочетание соответствует духу обозреваемого диска.
4.BUENA VISTA SOCIAL CLUB PRESENTS
IBRAHIM FERRER 1999
В Гаване 50-х Ибрагим Феррер
был горячо любимым певцом да и просто кумиром. В Гаване 90-х - пенсионером
и чистильщиком обуви. В год своего 70-летия вернулся к занятиям музыкой.
Записался на упоминавшемся в п.3 диске Рая Кудера "Buena Vista Social
Club". И вот теперь в рамках того же проекта издал сольник. Диск вполне
удивительный. Когда
слушаешь эти песни сознание автоматически генерит портрет певца: мужчина
в расцвете сил, лощеный брюнет с элегантными усиками и мерцающими глазами.
Каждый раз испытываешь шок, переводя глаза на истинный портрет: сухонький
темнокожий дедушка с раскосыми глазами в кепке-восьмиклинке: ну, про восьмиклинку
я загнул, а вот усы и правда имеются. Я так подробно останавливаюсь на
этом не для того, чтобы воскликнуть, что вот, мол - время не властно,
а для того, чтобы подчеркнуть: что песни Феррера звучат практически идеально;
за годы исполнения они были отшлифованы, доведены до совершенства, но
не заиграны... У Феррера страсть гармонично сочетается с благородной сдержанностью.
Это особенно важно, если учесть что основу репертуара составляют чувствительные
романсы: цыганшина, гитары и скрипки, amor и por favor: Кстати все гитары
и скрипки (и много еще чего) звучат вполне конгениально солисту. Лично
мне показалось, что маловато духовых - а ведь в кубинской музыке это по
моему, центральный компонент. Зато- великолепна и узаваема электрогитара
Рая Кудера: ее звучание,
может и не вполне каноническое,
но чрезвычайно теплое и живое, реально обогащает и без того насыщенную
атмосферу диска.
5.KORN 1994
Группа вообще довольно известная,
но я о ней раньше - ни сном ни духом: не из моегобэкграунда. Вот, если
угодно, мой непредвзятый взгляд. Korn - это такой утяжеленный постпанк.
Припанкованный тяжеляк. Но для металлистов эти ребята слишком непринужденны.
А для панков слишком неприкаянны. Как ни крути, а приписать их надо к
альтернативе, что, собственно и сделано Обществом Любителей Джаза. Два
вокалиста в группе. Один - с красивым сексуальным баритоном, явно гранджево-индепендентный
персонаж. А другой - ревет и хрипит, как это принято у хэви-металлистов.
На взаимодействии этих достойных людей и держится, как я понимаю, харизма
группы. Диск начинается в довольно жестком ключе. Ритмично, прихотливо,
с оттяжечкой: Под эту музыку хорошо поднимать гири. Это я не иронизирую,
а делюсь личным опытом. Но ближе к концу песни заметно мягчают. Гири становится
поднимать все труднее. Появляется сомнительная театральщина: какое-то
закадровое пение, драматические матерные диалоги, затяжные рыдания. Самое
время переходить к водным процедурам.
|