|
16.03.01
ВЕСТИ С ПОЛЕЙ: ОТЧЕТ О НЕУСЛЫШАННОМ
(RELEASE-2001)
RABIH ABOU-KHALIL "THE CACTUS OF
KNOWLEDGE" 2001
Рабих Абу-Халил родился в Ливане; в 70-е
гражданская война погнала его на Запад, где ему удалась впечатляющая исполнительская
карьера, в снове которой виртуозная техника игры на уде(арабская
лютня) и убедительный сплав современного джаза с арабской музыкальной
традицией.
Так получилось, что Рабиха Абу-Халила в том смысле, что он де монополизировал
уд на мировом я упоминал в двух последних отчетах. Оказалось, бог
троицу любит. Вот и студия Enja
уведомляет, что по окончании сверхуспешного европейского тура секстет
Абу-Халила, усиленный шестью знатными американскими джазменами выпустил
новый диск. Итак , звезды американские, музыка арабская,
название The Cactus Of Knowledge какое-то мексиканско-кастанедовское.
Первая композиция называется Lewinsky March. Видимо, чуть запоздалый привет
Монике.
Релиз доступен не только на CD, но и на DVD. Имеет место аж видео DVD
версия.
Честно говоря, вся эта мегаломания вкупе со всемирной отзывчивостью немного
настораживает.
С другой стороны Абу-Халил вполне себе замечательный музыкант.
К тому же абсолютный хедлайнер приличной студии Enja.
Надо слушать.
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
JOHN PAUL JONES "ZOOMA"
1999
Джон Пол Джонс пожалуй, единственный из Лед Зеппелин,
кто сохраняет еще титул живой легенды: его товарищи по группе, Пэйдж и
Плант, активизировавшиеся было пару лет назад, выглядят сегодня не как
былинные герои, а просто как хорошие, но постаревшие и отчасти устаревшие
музыканты. Свой сольный диск знаменитый басист записывал на фрипповском
лэйбле Disciplinе, где в помощь ему был придан Трей Ганн, неизменный участник
проектов Роберта Фриппа последних лет. Zoomа прочувствованный и
мощный инструментал с выраженным бас-гитарным акцентом. Звучит впечатляюще.
Но остается тоскливый осадок. Похоже на детский парк аттрационов по окончании
сезона. Вертятся карусели, грохочут американские горки, мерцают и хрюкают
демо на игровых автоматах. А детей нет. Подросли, разъехались. Всё крутится
вхолостую и некому завопить
Hey,
hey, mama, said the way you move,
gonna make you sweat, gonna make you groove
REPLAY
MILES DAVIS "A
TRIBUTE TO JACK JOHNSON" 1970
"UNZA-UNZA TIME" 2000
Саундтрек к заурядному документальному фильму
не только не затерялся в обширной дискографии величайшего трубача, но
и вошел в историю, как один из эталонных джаз-роковых альбомов.
Героем киноленты был Джек Джонсон боксер, завоевавший в 1908 году
титул чемпиона мира в супертяжелом весе. Майлз Дэвис весьма активно интересовался
этим видом спорта: достаточно сказать, что в начале 70-х он, своим примером
опровергая миф о хрупких пальцах музыканта, четырежды(!) в неделю боксировал
в спортзале под руководством тренера. Но главная причина, побудившая джазового
идола окунуться в спортивную кинодокументалистику заключалась в том, что
Джек Джонсон был первым чернокожим чемпионом; до него высшие награды доставались
исключительно белым атлетам, как ни трудно в это поверить сегодня. Майлзу
Дэвису победа Джонсона представлялась моментом в высшей степени знаковым,
далеко выходящим за рамки кулачного единоборства. Расовое неравенство
было для Майлза да и для всех черных джазменов его поколения источником
боли и ярости. Но творческую энергию и вдохновение они черпали из того
же источника.
A Tribute to Jack Johnson состоит из двух протяженных, 25-минутных композиций.
Первая, Right Off пронизана жестким, вязким ритмом боксерской схватки(особо
отметим вклад басиста Майкла Хендерсона и барабанщика Билли Кобэма). Здесь
как и на ринге напряженный танец то и дело взрывается стремительной
атакой. На острие атак труба Майлза Дэвиса: мобильная, агрессивная,
бесконечно изобретательная. Короткие, огрызающиеся риффы Джон Маклафлина
этим атакам скорее противостоят, а хищно взвывающий саксофон Стива Гроссман
эти атаки скорее поддерживает. Вторая композиция, Yesternow более абстрактна.
Бой, несомненно, продолжается, но больше нет ни канатов ни раундов. Схватка
приобретает метафизический характер и перемещается куда-то в невесомость,
в межзвездную пустоту. В строительстве этого причудливого пространства
весьма велика заслуга Херби Хэнкока с его потусторонними органными пассажами.
A Tribute to Jack Johnson музыка напряженного
противостояния, предельно наэлектризованная во всех смыслах. Устройства
искажающие звук применяются в дозах, неопасных для среднестатистического
слушателя. Насколько я могу судить, при переносе на CD ремастеринг прошел
сверхуспешно, альбом звучит отчетливо и свежо, и это несмотря на
то, что подобный джаз-рок(фьюжн) за последние 30 лет всё же несколько
приелся.
Напоследок позволю себе наблюдение, переходящее
в рекомендацию. Взрослея, определеенная часть рок-аудитории начинает мигрировать
в сторону джаза. Процесс не поголовный, но массовый. Если вы находитесь
на этом нелегком кочевом пути - вам никак нельзя пропустить пятизвездочную
стоянку A Tribute To Jack Johnson.
|