16.03.01

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ: ОТЧЕТ О НЕУСЛЫШАННОМ
(RELEASE-2001)

RABIH ABOU-KHALIL "THE CACTUS OF KNOWLEDGE" 2001


Рабих Абу-Халил родился в Ливане; в 70-е гражданская война погнала его на Запад, где ему удалась впечатляющая исполнительская карьера, в снове которой — виртуозная техника игры на уде(арабская лютня) и убедительный сплав современного джаза с арабской музыкальной традицией.
Так получилось, что Рабиха Абу-Халила — в том смысле, что он де монополизировал уд на мировом — я упоминал в двух последних отчетах. Оказалось, бог троицу любит. Вот и студия Enja уведомляет, что по окончании сверхуспешного европейского тура секстет Абу-Халила, усиленный шестью знатными американскими джазменами выпустил новый диск. Итак , звезды — американские, музыка — арабская, название — The Cactus Of Knowledge — какое-то мексиканско-кастанедовское. Первая композиция называется Lewinsky March. Видимо, чуть запоздалый привет Монике.
Релиз доступен не только на CD, но и на DVD. Имеет место аж видео DVD версия.
Честно говоря, вся эта мегаломания вкупе со всемирной отзывчивостью немного настораживает.
С другой стороны Абу-Халил — вполне себе замечательный музыкант. К тому же — абсолютный хедлайнер приличной студии Enja.
Надо слушать.


ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

JOHN PAUL JONES "ZOOMA" 1999



Джон Пол Джонс — пожалуй, единственный из Лед Зеппелин, кто сохраняет еще титул живой легенды: его товарищи по группе, Пэйдж и Плант, активизировавшиеся было пару лет назад, выглядят сегодня не как былинные герои, а просто как хорошие, но постаревшие и отчасти устаревшие музыканты. Свой сольный диск знаменитый басист записывал на фрипповском лэйбле Disciplinе, где в помощь ему был придан Трей Ганн, неизменный участник проектов Роберта Фриппа последних лет. Zoomа — прочувствованный и мощный инструментал с выраженным бас-гитарным акцентом. Звучит впечатляюще. Но остается тоскливый осадок. Похоже на детский парк аттрационов по окончании сезона. Вертятся карусели, грохочут американские горки, мерцают и хрюкают демо на игровых автоматах. А детей нет. Подросли, разъехались. Всё крутится вхолостую и некому завопить
Hey, hey, mama, said the way you move,
gonna make you sweat, gonna make you groove


REPLAY

MILES DAVIS "A TRIBUTE TO JACK JOHNSON" 1970
"UNZA-UNZA TIME" 2000

Саундтрек к заурядному документальному фильму не только не затерялся в обширной дискографии величайшего трубача, но и вошел в историю, как один из эталонных джаз-роковых альбомов.

Героем киноленты был Джек Джонсон — боксер, завоевавший в 1908 году титул чемпиона мира в супертяжелом весе. Майлз Дэвис весьма активно интересовался этим видом спорта: достаточно сказать, что в начале 70-х он, своим примером опровергая миф о хрупких пальцах музыканта, четырежды(!) в неделю боксировал в спортзале под руководством тренера. Но главная причина, побудившая джазового идола окунуться в спортивную кинодокументалистику заключалась в том, что Джек Джонсон был первым чернокожим чемпионом; до него высшие награды доставались исключительно белым атлетам, как ни трудно в это поверить сегодня. Майлзу Дэвису победа Джонсона представлялась моментом в высшей степени знаковым, далеко выходящим за рамки кулачного единоборства. Расовое неравенство было для Майлза — да и для всех черных джазменов его поколения источником боли и ярости. Но творческую энергию и вдохновение они черпали из того же источника.

A Tribute to Jack Johnson состоит из двух протяженных, 25-минутных композиций. Первая, Right Off пронизана жестким, вязким ритмом боксерской схватки(особо отметим вклад басиста Майкла Хендерсона и барабанщика Билли Кобэма). Здесь — как и на ринге — напряженный танец то и дело взрывается стремительной атакой. На острие атак — труба Майлза Дэвиса: мобильная, агрессивная, бесконечно изобретательная. Короткие, огрызающиеся риффы Джон Маклафлина этим атакам скорее противостоят, а хищно взвывающий саксофон Стива Гроссман эти атаки скорее поддерживает. Вторая композиция, Yesternow более абстрактна. Бой, несомненно, продолжается, но больше нет ни канатов ни раундов. Схватка приобретает метафизический характер и перемещается куда-то в невесомость, в межзвездную пустоту. В строительстве этого причудливого пространства весьма велика заслуга Херби Хэнкока с его потусторонними органными пассажами.

A Tribute to Jack Johnson — музыка напряженного противостояния, предельно наэлектризованная во всех смыслах. Устройства искажающие звук применяются в дозах, неопасных для среднестатистического слушателя. Насколько я могу судить, при переносе на CD ремастеринг прошел сверхуспешно, альбом звучит отчетливо и свежо, и это — несмотря на то, что подобный джаз-рок(фьюжн) за последние 30 лет всё же несколько приелся.
Напоследок позволю себе наблюдение, переходящее в рекомендацию. Взрослея, определеенная часть рок-аудитории начинает мигрировать в сторону джаза. Процесс не поголовный, но массовый. Если вы находитесь на этом нелегком кочевом пути - вам никак нельзя пропустить пятизвездочную стоянку A Tribute To Jack Johnson.

 

На главную страницу