Группа Stereolab.
(фото с официального сайта )


17.04.02
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

STEREOLAB "COBRA AND PHASES GROUP PLAY VOLTAGE IN THE MILKY NIGHT" 2000 Elektra


У меня есть друг, которого я посещаю примерно раз в год. И кажый раз возвращаюсь из гостей с охапкой дисков. Правда, я и сам прихожу не с пустыми руками. В этот раз наиболее интересный момент обмена культурными ценностями выглядел так.
- А вот я еще Stereolab купил, - сказал друг, - слышал Stereolab?
- Кажется нет.
- Мне нравится, забавный диск.
- Ну так давай поставим.

- Его еще Троицкий крутил в своей передаче. То есть буквально вот этот самый диск. У него в Пурпурном Легионе ларек есть. Он передачу сделает, а потом диски распродает. Я там и купил. Только это не совсем в твоем вкусе.
- Но поставить-то можно?
- Пожалуйста.
И - такое впечатление, словно откупорили бутылку доброго шампанского...
Задорная перкуссия, сочный вибрафон, резкие но деликатные саксофонные синкопы, женский вокал без слов - нечто джазовое, почти боп-скэт.
- Здорово. Беру, - среагировал я секунд через двадцать.
- Весь диск будет такой, - предостерег друг.
- Не может быть! - изумился я.
Оказалось - может. Разве что бессловесный вокал постепенно уступил место англо- и франкоязычным песням. Последние эффектны особенно .
Stereolab - английская группа, ее относят к альтернативному року. Существует с начала 90-х, так что "" - их седьмой диск. (чтобыло для меня неожиданностью: я почему-то был уверен, что не старше третьего). На канонических изображении группы - двое парней и трое девушек (две из них - вокалистки). Группу вполне можно назвать женской и дело тут не не только в численном перевесе...
Stereolab считаются основателями easy listening. Может оно и так, но только другие исполнители в этом стиле, которых мне доводилось слышать по сравнению со Stereolab - это как недорогая шипучка рядом с вышеупомянутым добрым шампанским.
Если же заняться более позитивными сравнениями... Stereolab - это как смягченные Talking Heads. Или утяжеленные ритмизованные Cocteau Twins. А ближе к концу диска попадаются моменты... так мог бы звучать Velvet Underground времен White Light White Heat, если бы лидерсвто в группе захватила Морин Такер.
Но все эти аналогии не должны заслонять главного: Stereolab - отличная группа с собственным голосом. То, на что надеется каждый из нас, когда впервые ставит диск незнакомых исполнителей. В моем случае со Stereolab сработало абсолютно. Чего и вам желаю.


MARC RIBOT "SAINTS" 2001 Atlantic

Лет пятнадцать назад Марк Рибо раскурочил брелок для ключей. Так был изобретен гитарный зажим "крокодил". Так родился фирменный звук Рибо - сдавленный, отрывистый, угловатый. Так была записана одна из фирменный кавер-версий раннего Рибо: с битловской "While My Guitar Gently Weeps" музыкант проделал примерно то же, что и с брелоком .
В 2001-м году Рибо записал соло альбом, где преобладают кавер-версии: народные песни и джазовые стандарты, Альберт Эйлера и Джона Лури... Тоже и без битлов не обошлось. Однако, времена изменились. Колючее слово "деконструкция" вовсе нейдет на ум, когда слушаешь бережные, лаконичные и определенно меланхолические интерпретации Марка Рибо. К слову сказать, мне очень нравится сочинение Джона Леннона "Happinness is A Warm Gun", я его считаю олицетворением рока. Но классический вариант с "Белого альбома" давно не слушаю - там всё те же звуки за вычетом былого, первозданного очарования. А вот Марк Рибо словно открывает дверцу в замкнутом, обжитом и чересчур знакомом пространстве. И это главное, чего вообще можно ждать от кавер-версии. Не чей-то стеб, или - самовыражение или - смиренная дань... но странный сквозняк, который сметает отмершие пласты ностальгии и дает тебе новое дыхание.


СHARLES LLOYD "HYPERION WITH THE HIGGINS" 2001 ECM

В середине 60-х джазмены стали стремительно терять молодежную аудиторию. Слушатели подпадали под власть цветов и уходили в лето любви. Джазмены не сдавались, возникали очаги сопротивления. На Западном Побережье сражался Майлз Дэвис. А на Восточном Побережье оборону держал Чарльз Ллойд. Майлзу удалось в какой-то мере переломить ситуацию: он выпестовал джаз-рок и вообще стал поп-звездой. Достижения Ллойда выглядят скромнее. Однако, калифорнийский саксофонист не только удержал вверенные ему позиции, но и выпестовал таких богатырей как Джек ДеЖонет и Кит Джарет.
Как и многие работы Ллойда последних лет, его альбом Hyperion With Higgins увидел свет при посредстве Манфреда Айшера.. Обложка выдержана в минималистском духе, столь характерном для ЕСМовского кавердизайна. Но музыка заметно отклоняется от ЕСМовских кондиций. Теплее градус. Сочнее цвет'а. Больше блюза. И - какая-то особая, неевропейская нега. Не случайно уже в названии самой первой композиции возникает Биг-Сур - место, которое самовлюбленнейший писатель прошлого века, Генри Миллер, объявил земным раем... Хотелось бы отметить несколько выдающихся соло Джона Эберкромби и особо - роскошную игру Брэда Мельдау на протяжении всего диска. Этот молодой, чуть за 30, пианист идет по чемпионскому графику Кита Джаррета. Вроде бы даже с опережением.


JAN GARBAREK - ANOUAR BRAHEM - SHAUKAR HUSSAUN "MADAR" 1992 ECM

Сугубо нордическая музыка. Северную Европу представляет Ян Гарбарек(саксофон), Северную Африку - Анвар Брахем(уд). Устад Шавкат Хуссейн(табла) - фигура промежуточная. Его делегировал Средний Восток и, положа руку на сердце, его роль не назовешь определяющей. Альбом Madar безусловно, оценят как поклонники Гарбарека, так и поклонники Брахема. Тем не менее, шедевром его не назовешь. Проблема в том, что северянам не удалось достичь гармонического союза. Гарбарек играет громко, резко и определенно. Музыка же Брахема - уклончивая, таинственная, размытая. И играет он довольно тихо. Гарбарек - хедлайнер, коммерческий локомотив проекта. Брахем - теневой лидер. Его авторский вклад примерно вдвое больше чем у Гарбарека. Им написана лучшая композиция альбома - десятиминутная Bahia, причем исполняет он ее в полном одиночестве. При такой самодостаточности - стоит ли удивляться, что коллективные вещи звучат менее убедительно.

На главную страницу