|
Группа
Stereolab.
(фото с официального сайта )
17.04.02
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
STEREOLAB "COBRA
AND PHASES GROUP PLAY VOLTAGE IN THE MILKY NIGHT" 2000 Elektra
У меня есть друг, которого я посещаю примерно
раз в год. И кажый раз возвращаюсь из гостей с охапкой дисков. Правда,
я и сам прихожу не с пустыми руками. В этот раз наиболее интересный момент
обмена культурными ценностями выглядел так.
- А вот я еще Stereolab купил, - сказал друг, - слышал Stereolab?
- Кажется нет.
- Мне нравится, забавный диск.
- Ну так давай поставим.
- Его еще Троицкий крутил в своей передаче. То есть буквально вот этот
самый диск. У него в Пурпурном Легионе ларек есть. Он передачу сделает,
а потом диски распродает. Я там и купил. Только это не совсем в твоем
вкусе.
- Но поставить-то можно?
- Пожалуйста.
И - такое впечатление, словно откупорили бутылку доброго шампанского...
Задорная перкуссия, сочный вибрафон, резкие но деликатные
саксофонные синкопы, женский вокал без слов - нечто джазовое, почти боп-скэт.
- Здорово. Беру, - среагировал я секунд через двадцать.
- Весь диск будет такой, - предостерег друг.
- Не может быть! - изумился я.
Оказалось - может. Разве что бессловесный вокал постепенно уступил место
англо- и франкоязычным песням. Последние эффектны особенно .
Stereolab - английская группа, ее относят к альтернативному року. Существует
с начала 90-х, так что "" - их седьмой диск. (чтобыло для меня
неожиданностью: я почему-то был уверен, что не старше третьего). На канонических
изображении группы - двое парней и трое девушек (две из них - вокалистки).
Группу вполне можно назвать женской и дело тут не не только в численном
перевесе...
Stereolab считаются основателями easy listening. Может оно и так, но только
другие исполнители в этом стиле, которых мне доводилось слышать по сравнению
со Stereolab - это как недорогая шипучка рядом с вышеупомянутым добрым
шампанским.
Если же заняться более позитивными сравнениями... Stereolab - это как
смягченные Talking Heads. Или утяжеленные ритмизованные Cocteau Twins.
А ближе к концу диска попадаются моменты... так мог бы звучать Velvet
Underground времен White Light White Heat, если бы лидерсвто в группе
захватила Морин Такер.
Но все эти аналогии не должны заслонять главного: Stereolab - отличная
группа с собственным голосом. То, на что надеется каждый из нас,
когда впервые ставит диск незнакомых исполнителей. В моем случае со Stereolab
сработало абсолютно. Чего и вам желаю.
MARC RIBOT "SAINTS"
2001 Atlantic
Лет
пятнадцать назад Марк Рибо раскурочил брелок для ключей. Так был изобретен
гитарный зажим "крокодил". Так родился фирменный звук Рибо - сдавленный,
отрывистый, угловатый. Так была записана одна из фирменный кавер-версий
раннего Рибо: с битловской "While My Guitar Gently Weeps" музыкант проделал
примерно то же, что и с брелоком .
В 2001-м году Рибо записал соло альбом, где преобладают кавер-версии:
народные песни и джазовые стандарты, Альберт Эйлера и Джона Лури... Тоже
и без битлов не обошлось. Однако, времена изменились. Колючее слово "деконструкция"
вовсе нейдет на ум, когда слушаешь бережные, лаконичные и определенно
меланхолические интерпретации Марка Рибо. К слову сказать, мне очень нравится
сочинение Джона Леннона "Happinness is A Warm Gun", я его считаю олицетворением
рока. Но классический вариант с "Белого альбома" давно не слушаю - там
всё те же звуки за вычетом былого, первозданного очарования. А вот Марк
Рибо словно открывает дверцу в замкнутом, обжитом и чересчур знакомом
пространстве.
И это главное, чего вообще можно ждать от кавер-версии. Не чей-то стеб,
или - самовыражение или - смиренная дань... но странный сквозняк, который
сметает отмершие пласты ностальгии и дает тебе новое дыхание.
СHARLES LLOYD "HYPERION
WITH THE HIGGINS" 2001 ECM
В середине 60-х джазмены стали стремительно
терять молодежную аудиторию. Слушатели подпадали под власть цветов и уходили
в лето любви. Джазмены не сдавались, возникали очаги сопротивления. На
Западном Побережье сражался Майлз Дэвис. А на Восточном Побережье оборону
держал Чарльз Ллойд. Майлзу удалось в какой-то мере переломить ситуацию:
он выпестовал джаз-рок и вообще стал поп-звездой. Достижения Ллойда выглядят
скромнее. Однако, калифорнийский саксофонист не только удержал вверенные
ему позиции, но и выпестовал таких богатырей как Джек ДеЖонет и Кит Джарет.
Как и многие работы Ллойда последних лет, его альбом Hyperion With Higgins
увидел свет при посредстве Манфреда Айшера.. Обложка выдержана в минималистском
духе, столь характерном для ЕСМовского кавердизайна. Но музыка заметно
отклоняется от ЕСМовских кондиций. Теплее градус. Сочнее цвет'а. Больше
блюза. И - какая-то особая, неевропейская нега. Не случайно уже в названии
самой первой композиции возникает Биг-Сур - место, которое самовлюбленнейший
писатель прошлого века, Генри Миллер, объявил земным раем... Хотелось
бы отметить несколько выдающихся соло Джона Эберкромби и особо - роскошную
игру Брэда Мельдау на протяжении всего диска. Этот молодой, чуть за 30,
пианист идет по чемпионскому графику Кита Джаррета. Вроде бы даже с опережением.
JAN GARBAREK - ANOUAR
BRAHEM - SHAUKAR HUSSAUN "MADAR" 1992 ECM
Сугубо нордическая музыка.
Северную Европу представляет Ян Гарбарек(саксофон), Северную Африку -
Анвар Брахем(уд). Устад Шавкат Хуссейн(табла) - фигура промежуточная.
Его делегировал Средний Восток и, положа руку на сердце, его роль не назовешь
определяющей. Альбом Madar безусловно, оценят как поклонники Гарбарека,
так и поклонники Брахема. Тем не менее, шедевром его не назовешь. Проблема
в том, что северянам не удалось достичь гармонического союза. Гарбарек
играет громко, резко и определенно. Музыка же Брахема - уклончивая, таинственная,
размытая. И играет он довольно тихо. Гарбарек - хедлайнер, коммерческий
локомотив проекта. Брахем - теневой лидер. Его авторский вклад примерно
вдвое больше чем у Гарбарека. Им написана лучшая композиция альбома -
десятиминутная Bahia, причем исполняет он ее в полном одиночестве. При
такой самодостаточности - стоит ли удивляться, что коллективные вещи звучат
менее убедительно.
|