|
Ури
Кейн(фото Кандаче ди Карло),
Аарон Бенсуссан(фото с официального
сайта)
17.10.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1. ZOHAR: KETER 1999
Knitting Factory
- Где издано?
- На Knitting Factory.
- Что на обложке?
- Каббалистические узоры, надписи на иврите.
- А посему - что в ожидаем услышать?
- Определенно, клезмер.
И распечатывается диск и уезжает в черные недра проигрывателя. И вздрагивает
слушатель в тревожном недоумении при первых же тактах. Не случилось ли
какой путаницы, подмены? А всё потому что слышит он арабский уд, ориентальную
перкуссию и характерный, придушенный кларнет. Мусульманский Восток - да
и только. И первая же песня - Eli - c ее пролонгированным, закольцованным
драйвом куда ближе к Н. Ф. А. Хану (помните Ali Ali?) чем к каноническим
Klezmatics или, скажем к Исааку Дунаевскому.
Не тревожьтесь, слушатель. Диск не перепутали, да и клезмер еще проявится.
Просто один из лидеров группы, Аарон Бенсуссан - еврей не простой, а марокканский.
В группе Zohar он поет, играет на уде и является автором либо аранжировщиком
всех вокальных композиций на диске(таковых большинство). Кроме Бенсуссана
к "восточному" звену группы относятся, на мой взгляд, кларнетист Лефтерис
Бурниас и перкуссионист Гилад.
Второй лидер группы -Ури Кейн пианист/композитор, в последние годы - один
из наиболее актуальных и авторитетных артистов нью-йоркской даунтаун-сцены.
По манере Кейна часто сравнивают с Херби Хэнкоком: обоих отличает - жесткий,
четкий рисунок игры в сочетании сочным, насыщенным звуком; оба активно
используют электрическое пианино; и тот и другой, будучи изначально джазовыми
музыкантами, весьма и весьма склонны к выходу за рамки джазового формата.
Кейн в полном блеске проявил себя как интерпретатор классики ( Wagner
In Venezia'96, Gustav Mahler In Toblach'97).
С группой Zohar он обращается древним еврейским традициям, в полной мере
сохраняя свой импровизационный джазовый бэкграунд. Кроме Кейна к "западное"
звено образуют мобильный басист Эммануэль Манн( даже в его имени слышен
некий рифф) и гитарист-универсал Адам Роджерс.
Да, Zohar:Keter декларируется и позиционируется как еврейский альбом ,
но при этом он роскошно-космополитичен. Апофеоз наступает в Ladino Medley(#6):
испанская песня, цыганское влияние, еврейская интерпретация, арабский
саунд: и - пикантнейший ингредиент этой головокружительной смеси - быстрые,
"каплющие" аккорды Ури Кейна - похоже на Манзарека в Riders On The Storm:
У группы есть третий лидер и третье звено, которое я бы назвал электронным.
Диск состоит из 19 композиций, и все нечетные треки - это миксы, которые
сэмплировал диджей Олив (DJ Olive). То есть, композиции, записанные традиционным
образом как бы переложены электронными интермедиями. Лично я с такой структурой
встречаюсь впервые... Да, в старину помещали попурри в конце диска. Да,
в наши дни нередко выпускают выпускают сэмплированные версии альбомов.
Но чтобы вот так, на первый-второй рассчитаться с диджеем Оливом: нужна
была определенная творческая смелость, которой, участникам проекта, конечно
же, не занимать. Как бы то ни было, ход оказался успешным. Нечетные треки
обогащают атмосферу альбома, а также конденсируют и приумножают его многочисленные
достоинства.
На Zohar : Keter - постмодернистская изощренность счастливо уживается
с наивной первозданной грацией народной песни. Сакральное начало нераздельно
связано с карнавальным .
Что впрочем, характерно для еврейской культурной традиции в целом, а вот
наши христианские празднества не столь органичны: мне, ничтожному, мнится
что во все эти вербные воскресенья и яблочные спасы из-под строгого евангельского
канона торчат рога, вилы и бороды дремучих языческих идолищ.
EBERHARD WEBER "PENDULUM"
1993 ECM
Какой самый потаенный, самый интригующий
инструмент? Для меня ответ очевиден. Думаю, вы разделяете мое мнение.
Говорят, что в первых ранних джазовых бэндах контрабас использовался исключительно
для координации оркестра - публике его попросту не было слышно; так сказать
поэзия для поэтов.
Говорят, что Стюарт Сатклифф из первого состава Beatles совсем плохо играл
на басу, зато был хорош собой и дружил с Ленноном; а на концертах в гамбургских
кабаках вставал к публике боком, чтобы никто не видел как он неловко и
не в лад дергает струны.
Говорят, что Жако Пасториус записал абсолютно сольный диск, где нет ничего
кроме басовых аккордов: учащимся - пособие, маньякам - отрада:
Pendulum Эберхарда Вебера - тоже сольный басовый диск. Правда, не столь
радикальный как пасториусовский.
Вебер использует наложения. Вебер применяет реверберацию. Вебер берется
за смычок(и, конечно, откладывает его).
Предисловие к диску Вебер открывает словами: "Сольные пьесы для одного
инструмента не относятся к моей любимой музыке", но завершает так: "Бас
как оркестр - разве не заманчиво?" На самом деле, мой перевод не совсем
точен: в английском переложении статьи Вебера использовано слово challenge("вызов").
Так или иначе, на вызов музыкант ответил более чем убедительно, заманчивой
цели достиг.
Первая же композиция бросает нас в атмосферу необычайной пластической
свободы; у пьесы примечательное название: Bird Out Of Cage - тридцать
лет человек играл во всевозможных оркестрах и вот решился на соло. Он
серьезен, но ни в коей мере не тяжеловесен. Абстрактные, медитативные
пассажи соседствуют с почти что шлягерными ходами.
Тема из Delirium прочно поселилась в моей голове, и временами повергает
меня в упомянутое состояние.
Динамичные Street Scenes напоминают о том, что музыкант много писал для
фильмов и телепостановок, т.е. работал с видеорядом. В Children Song N
1 инструмент со звучанием низким по определению взмывает в какие-то щемящие
лирические высоты. А самая мощная композиция на диске - заглавная. Когда
я слушаю 9-минутный Pendulum, у меня возникают два твердых ощущения. Первое
- что это главное произведение, opus magnum Эберхарда Вебера. Второе -
что это одна из самых важных пьес, которые мне когда-либо суждено услышать.
Инструмент у Эберхарда Вебера электрический. Саунд характерный, узнаваемый.
Я бы его описал словом "слайд" - по аналогии с тем оттенком, что отличает
слайд-гитару от обычной гитары. Правда, звуковое богатство Pendulum'а
столь велико, что о характеристических особенностях веберовского баса
просто не успеваешь задуматься. Более подходящий угол зрения(слушания)
предоставляет ранний, оркестровый диск Вебера, Yellow Fields (1974): великолепная
работа, Чарли Мариано на саксофоне, мятежный и сладостный дух семидесятых:
И все таки, зрелый Pendulum лучше. Часто ведь графика лучше живописи.
А уж с черно-белым и цветным кино - просто не вопрос:
STEVE LACY & ROSWELL
RUDD "MONK'S DREAM 2000 [Limited Edition]
XX век дал миру немало джазовых гениев. Можно
много спорить, кто - гений, кто - просто матерый человечище, но при любых
раскладах в топ-компанию попадает Телониус Монк. И занимает там вполне
особое положение. Обладавший ярко выраженными качествами музыкального
гуру, он остается таковым тридцать лет спустя после отхода от дел, и двадцать
- после физической смерти. Пожалуй, ничье композиторское наследие не оказалось
столь исполняемым, столь актуальным, столь востребованным. Существует
большое количество всевозможных трибьютов, среди которых можно отметить
"Six Monk's Compositions" Энтони Брэкстона, "Thelonius Sphere Monk" Art
Ensemble Of Chicago, "Monk Suite"Кронос квартета. Достойное место в этом
ряду занимает и обозреваемый диск.
"Monk's Dream" исполнен несуетливого совершенства. Если сумеете настроиться
на нужную волну (что вполне вероятно, ибо музыка формально относящаяся
к авангарду не кажется, однако ж, особенно сложной) вам уготованы 76 минут
и 1 секунда чистого наслаждения - именно столько звучит альбом. Титульные
исполнители, корифеи креативного джаза саксофонист Стив Лэйси(1934 г.р.)
и тромбонист Розвелл Радд(1935 г.р.) принадлежат к поколению музыкантов,
которые не просто застали Монка в расцвете сил, но были частью той среды,
в которой он жил и творил. 9 композиций альбома 2 принадлежат легендарному
музыканту, остальные 7 написаны Стивом Лейси, который на протяжении всей
своей карьеры постоянно обращался к наследию Монка. Так что с концептуальным
единством, можно даже сказать - с конгениальностью на "Monk's Dream" все
в порядке.
В свое время в учениках у Монка довелось походить и Джону Колтрейну. Великий
саксофонист с теплотой вспоминал об экстравагантности своего наставника:
во время репетиций Монк, лидер ансамбля, неожиданно покидал фортепиано,
отходил к окну и неотрывно смотрел в него минут двадцать. Молодые музыканты
удивлялись, но продолжали играть. Продолжали играть и удивлялись:
Это удивление присутствует и на Monk's Dream. Прошли десятилетия. Монк
смотрит в окно. Тайна музыки расцветает здесь и сейчас.
JOHN SCOFIELD "WORKS FOR ME" 2001[Limited Edition]
Джон Скофилд - это брэнд, гарантия качества.
Его можно по-маяковски сравнить с мощным, маневренным кораблем. Какой
бы поворот руля ни избрал кормчий, судно будет двигаться плавно и стремительно,
его не занесент абы куда. Поднимем судовой журнал последних лет.
1998 год - A Go Go, совместная работа с трио Медески-Мартин-Вуд, смелый
рейд в территориальные воды фанка и рока. Продолжая двигаться тем же курсом,
в 2000-м гитарист выпускает Bump: пристрастные критики Ско, Мортон и Кук,
отмечая достоинства диска, пеняют на чересчур густой тон и - страшно подумать
- hook-orientated phrasing. В 2001-м - стремительный разворот.
Скофилд записал диск совершенно джазовый, вполне мэйнстримный, весьма
лиричный и, не побоюсь этого слова, буржуазный. Не знаю как вы, уважаемые
читатели, а я лет до 25 такую музыку за музыку не считал. Не то теперь.
Воскресный семейный уют, послелобеденная полудрема, осталось попросить
Скофилда поработать для меня и - блаженство гарантировано.
В группе Скофилда - два молодых, стремительно набирающих силу музыканта,
которым прочат звездный статус в недалеком будущем. Это басист Сесил Мак-Брайд(1972
г.р.) и пианист Брэд Мельдау(1970 г.р.). Оба звучат великолепно. Вполне
адекватен опытнейший Билли Хиггинс, многоплановый музыкант работает для
Скофилда по своей основной специальности: барабанщик. А вот саксофонист
Кенни Гэрит, в послужном списке которого блестящая работа у Майлза Дэвиса,
Amandla(1989), на сей раз несколько разочаровывает. Его саксофон ассоциируется
у меня с человеком, который хорошо поставленным приятным голосом говорит
абсолютно правильные, но при этом довольно банальные вещи. Возможно, Гэрит
просто заложник концепции диска: в ансамбле он - второй солист и его отчетливый,
правильный саксофон как бы уравновешивает задумчивую, нарочито глуховатую
гитару Скофилда.
5BILL FRISELL"BLUES
DREAM"
2001[Limited Edition]
Лет 6 назад я впервые услышал Фризелла. Диск
назывался This Land(1992). Меня совершенно покорил удивительный саунд
группы - звонкий, вязкий, солнечный, льдистый бугристый... В строительстве
этого саунда помимо Фризелла(гитара) участвовали Дон Байрон(кларнет),
Кёртис Фолкис(тромбон), Билли Дрюс(альт-саксофон), Кермит Дрисколл(бас),
Джои Бэрон(ударные). С тех пор я слышал немало других альбомов Фризелла,
но This Land остался самым любимым.
С Blues Dream я надеялся повторить тот давний опыт. Дело в том, что оркестровая
конфигурация здорово напоминала This Land. Снова 3 духовых позиции - старые
знакомые Дрюс и Фолкис, а клаонетиста Байрона заменил трубач Рон Майлс.
Бас остался за Дрисколлом, вместо Бэрона за ударные сел Кенни Уолесон,
и непосредственно в помощь Фризеллу был придан гитарист Грег Лейш, специализирующийся
на корневых разновидностях инструмента типа мандолины или national steel
guitar.
Начало диска было воспринято мной на ура. Но ближе к середине блюзовые
вариации как-то поскучнели. Что было в конце - не помню.
С тех пор я несколько раз пытался прослушать альбом от и до. Странное
дело: не получилось ни разу: начало неизменно воодушевляло, под конец
я отключался, проваливался в размышления, однажды и вовсе заснул. Определенно,
это был blues dream.
|