18.08.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. "LE MYSTERE DES VOIX BULGARES", VOL.1, 1988
2.TRIO BULGARKA "FOREST IS CRYING",1988
3. "LE MYSTERE DES VOIX BULGARES", VOL.2, 1988

Похоже, среди славянских народов признанными лидерами по части вокального фольклора являются болгары. В силу поверхностного знакомства с предметом не берусь судить о реальных причинах этого лидерства. Могу только констатировать, что и культовая авангардная певица Шейла Чандра говорит о своих глубинных связях с болгарской песенной традицией, и ультрамодный Горан Брегович вовсю использует болгарскую полифонию в своих кинокомпозициях, и такие профильные лэйблы как Elektra Nonesuch и RealWorld на протяжении последних 10 лет с неостывающей активностью работают на болгарском направлении. А началось все это на закате коммунизма, летом 1987 года, когда Питер Мерфи(ныне - полузабытый, а тогда - весьма влиятельный постпанковый персонаж, лидер группы Bauhaus) преподнес Айво Уоттс-Расселу (гуру альтернативной музыки, хозяину лэйбла 4AD) кассету с записью низкого качества и непонятного происхождения: После короткого рассдедования, произведенного заинтригованным Уоттс-Расселом исполнители были идентифицированы . А уже в следующем 1988-м на 4AD вышло два диска(два тома) Bulgarian Voices:        
            
женский хоровой вокал(состав варьируется), народные песни исполняются чаще a la capella, иногда - под аккомпанемент национальных инструментов.

В том году на американском лэйбле Rykodisk, специализирующемся на аутентичной музыке, выходит альбом вокального трио "Болгарка" Forest Is Crying.

                           

Нельзя не оговориться, что певицы из трио активно участвовали в записи Bulgarian Voices - взять, к примеру, впечатляющее соло Янки Рупкиной на vol.1 .
Прогрессивная музыкальная общественность встретила оба релиза с энтузиазмом. Кэйт Буш пригласила "Болгарок" поучаствовать в записи своего диска . Дэвид Бирн записал кавер-версию песни "Polegnala e Todora" c Bulgarian voices.
Двойник Bulgarian Voices отличают более сложные вокальные аранжировки. Кроме того, неопрерафаэлит от музыки Уоттс-Рассел, сделал, похоже, всё от него зависящее, чтобы сделать саунд как можно более "атмосферным". В результате хор Софийского радио звучит временами как This Mortal Coil или Cocteau Twins. И это кажется не вполне оправданным - особенно на vol.2, где песенный материал послабее.
Forest Is Crying в целом звучит попроще что вполне естественно: вокальное трио не может тягаться с масштабным хором в изощренности распевов. Однако, запись "Болгарки" ценна именно своей лапидарностью-приземленностью. К тому же мобильное трио явно выигрывает у "голосов" при исполнении заводных, задорных песен .


4. PETER HAMMILL "NONE AS ABOVE", 2000

Все известные мне отзывы на этот диск сводились к констатации: "Хэммилл верен себе"(вариант - "Хэммилл есть Хэммилл"). Действительно, диск "None As Above" - абсолютно типичен для Хэммилла 90-х годов. Слушая эту запись фанаты и маньяки, коих в России немало, закроют глаза и провалятся в эйфорию: они получили, то, чего ожидали. Ну а меня - при всей симпатии к экс-лидеру Van der Graaf Generator - удручает не столько сам новый релиз, сколько вся эта неизбывная линия 90-х...
В лучшие для певца времена - например, в 80-е - ни один его альбом не был похож на другой. Skin и And Close As This, In a Foreighn Town и Patience звучали совершенно по-разному. Каждый диск содержал хотя бы одну песню, от которой горло перехватывало (сердце замирало, слеза наворачивалась - нужное подчеркнуть). В 90-е работоспособность Хэммилла нисколько не уменьшилось, но продукция стала однородной, результат - предсказуемым, вершины - призрачными.
"None As Above" - диск, безусловно, не слабый , но и не слишком интересный. Похож на "Everyone Нold"(1997). Жестче, чем "Fireships"(1992). Мягче, чем "Roaring Forties"(1994). Впрочем, иногда мне кажется, что всё это - один и тот же большой альбом. Хотелось бы сменить пластинку. Однако, надежды мало.


5. PHIL MANZANERA "VOZERO", 1999
Диск издан под титулом "Roxy Music Family". Именно годы, проведенные в этой славной группе принесли гитаристу Филу Манзанере более или менее всемирную известность. Vozero - софт-арт-рок с сильным присутствием латины - конечно, же, этнический колумбиец(по матери) Манзанера не преминул отдать дань модным сейчас ритмам(или наоборот - собрать дань?); примерно половина песен исполняется на испанском языке.
В общем - довольно легкая музыка. Много незамысловатого синтезатора. Слушая Vozero, испытал ностальгию по 80-м годам, когда мы все были моложе, а трава - понятное дело - зеленее. Еще возникли ассоциации с полукоммерческими сольниками Адриана Белью начала 90-х(типа Inner Revolution). Вот только продукция Белью позабористей, повеселей. На большей части Vozerо царит расслабленная атмосфера сиесты. Некоторую напряженность и динамику вносит игра Роберта Вайятта(труба, пианино). К сожалению, Вайятт почти не задействован как основной вокалист, а его бэк-вокал трудноуловим. Зато в одном месте (#5) он садится за барабаны и ухо ненадолго отдыхает от туповатого перестука драммашин.

На главную страницу