|
19.12.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1. BILL FRISELL"HAVE
A LITTLE FAITH" 1994
Реставрация совкового гимна оставляет, что говорить,
поганый осадок. Тем более предложенная
рыба к музыке Александрова. Есть бесстыдная михалковская перелицовка
с горным орлом (спикировавшем, как
было справедливо замечено, из песни о Сталине милом, родном и любимом)
и господом в позиции "сверху". Есть корявые, на уровне заводской
стенгазеты примаковские вирши. Трудно сказать, что гаже.
Еще один трудный вопрос а бывают ли вообще пристойные, антропоморфные
гимны? Без всей этой официозной бутафории?..
Пожалуй, я могу ответить на этот вопрос положительно. Но с большой натяжкой:
гимн Америке, написанный (точнее, скомпилированный ) Биллом Фризеллом,
имеет формат джазового диска и соответствующую продолжительность.
"Have a Little Faith" не содержит ни одной фризелловской вещи.
Сплошь кавер-версии. Среди авторов неоклассики Аарон Копленд и
Чарлз Айвз, рок-легенда Боб Дилан и джазовый колосс Сонни Роллинз. Полпредом
блюза выступает некто Морганфилд, более известный как Мадди Уотерс. А
самая длинная вещь на диске с самым экспрессивным финалом импортирована
у Мадонны. Все произведения исполняются без каких-либо постмодернистских
штучек то есть, довольно близко к оригиналу хотя тактичные фризелловские
каденции-импровизации, конечно же, имеют место(сам я, разумеется, не все
вещи слышал в оригинале, но сошлюсь на Мортона-Кука
кому же верить, как не им).
"Have a Little Faith" это метапроизведение, выстроенное
в соответствии с авторской концепцией. Все его составляющие так или иначе
связаны с американской традицией, историей, мифологией...
"Have a Little Faith" альбом разносторонний, но при этом
очень цельный. Ассоциации: рассвет, утренний холодок, утренний туман,
утренняя же свежесть и мощно, необратимо наступающий день.
Повторюсь: "Have a Little Faith" гимн. А гимн должен
быть хоть немного бравурным. И в этом смысле очень уместно присутствие
на альбоме залихватского марша вашингтонской почты .
2. MAHMOUD FADL"LOVE LETTER FROM KING TUT-ANK-AMEN"
1999

В 1923 году в египетской Долине Царей археологи под руководстовом
Говарда Картера при раскопали гробницу Тутанхамона. Одно из самых громких
археологических открытий происходило при обстоятельствах не
вполне ясных и сопровождалосьсобытиями вполне
зловещими.
В 1929 году знаменитая кубинская поэтесса Мария Лойнас, совершая поездку
по Египту, познакомилась с сенсационными находками непосредственно в Луксоре.
Гробница юного произвела фараона на "гранд-даму кубинской литературы"
сильнейшее впечатление. Так родиласть на мой вкус, несколько истерическая
поэма "Любовное письмо царю Тутанхамону":
О светлейший царь! <...> Я кормила бы тебя грудью
как младенца... И тебе, младенцу, пела бы прекраснейшие из моих тропических
песен...
А в 1997, в Гаване, на 95-м году жизни, Мария Лойнас умерла. И тогда
Махмуд Фадл, матерый египетский перкуссионист,
хорошо известный за пределами страны (он играл, в частности, и с Klezmatics
и с Фрэнком Лондоном) решил, что настала пора отправить ответное письмо.

Love Letter From King Tut-Ank-Amen это десять
прекраснейших тропических песен, рожденных в Каире и входивших
в репертуар легендарных египетских певцов.
Махмуд Фадл, возможно, посчитав, что нынешние вокалисты не потянут, отдал
лидирующую партию в ансамбле великолепному трубачу Эль Бабли. Трубача
поддерживает(или ему противостоит в зависимости от конкретного
музыкального момента) ориентально-приджазванный биг-бэнд (духовые, струнные
и, конечно же, фирменные нубийские перкуссионные)...
Что еще сказать об ответном любовном письме? Оно получилось мощным и убедительным.
Изысканно-куртуазным, но строгим. Без тени слащавости. В нем ощущается
благородная холодность и великодержавный лоск: чего еще ожидать от Царя
Царей? Но иногда что-то прорывается, происходит... Заминка в церемониале,
соринка в глазу . Эти части письма особенно хороши.
|