19.12.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. BILL FRISELL"HAVE A LITTLE FAITH" 1994

                     

Реставрация совкового гимна оставляет, что говорить, поганый осадок. Тем более — предложенная рыба к музыке Александрова. Есть бесстыдная михалковская перелицовка с горным орлом (спикировавшем, как было справедливо замечено, из песни о Сталине милом, родном и любимом) и господом в позиции "сверху". Есть корявые, на уровне заводской стенгазеты примаковские вирши. Трудно сказать, что гаже.
Еще один трудный вопрос — а бывают ли вообще пристойные, антропоморфные гимны? Без всей этой официозной бутафории?..
Пожалуй, я могу ответить на этот вопрос положительно. Но с большой натяжкой: гимн Америке, написанный (точнее, скомпилированный ) Биллом Фризеллом, имеет формат джазового диска и соответствующую продолжительность.
"Have a Little Faith" не содержит ни одной фризелловской вещи. Сплошь кавер-версии. Среди авторов — неоклассики Аарон Копленд и Чарлз Айвз, рок-легенда Боб Дилан и джазовый колосс Сонни Роллинз. Полпредом блюза выступает некто Морганфилд, более известный как Мадди Уотерс. А самая длинная вещь на диске с самым экспрессивным финалом импортирована у Мадонны. Все произведения исполняются без каких-либо постмодернистских штучек — то есть, довольно близко к оригиналу хотя тактичные фризелловские каденции-импровизации, конечно же, имеют место(сам я, разумеется, не все вещи слышал в оригинале, но сошлюсь на Мортона-Кука — кому же верить, как не им).
"Have a Little Faith" — это метапроизведение, выстроенное в соответствии с авторской концепцией. Все его составляющие так или иначе связаны с американской традицией, историей, мифологией...
"Have a Little Faith" — альбом разносторонний, но при этом очень цельный. Ассоциации: рассвет, утренний холодок, утренний туман, утренняя же свежесть и мощно, необратимо наступающий день.
Повторюсь: "Have a Little Faith" — гимн. А гимн должен быть хоть немного бравурным. И в этом смысле очень уместно присутствие на альбоме залихватского марша вашингтонской почты .


2. MAHMOUD FADL"LOVE LETTER FROM KING TUT-ANK-AMEN" 1999

                        Love Letter From King Tut-Ank-Amen

В 1923 году в египетской Долине Царей археологи под руководстовом Говарда Картера при раскопали гробницу Тутанхамона. Одно из самых громких археологических открытий происходило при обстоятельствах не вполне ясных и сопровождалосьсобытиями вполне зловещими. 
В 1929 году знаменитая кубинская поэтесса Мария Лойнас, совершая поездку по Египту, познакомилась с сенсационными находками непосредственно в Луксоре. Гробница юного произвела фараона на "гранд-даму кубинской литературы" сильнейшее впечатление. Так родиласть — на мой вкус, несколько истерическая — поэма "Любовное письмо царю Тутанхамону":
О светлейший царь! <...>  Я кормила бы тебя грудью как младенца... И тебе, младенцу, пела бы прекраснейшие из моих тропических песен...
А в 1997, в Гаване, на 95-м году жизни, Мария Лойнас умерла. И тогда
Махмуд Фадл, матерый египетский перкуссионист, хорошо известный за пределами страны (он играл, в частности, и с Klezmatics и с Фрэнком Лондоном) решил, что настала пора отправить ответное письмо.

        Mahmoud Fadl

Love Letter From King Tut-Ank-Amen — это десять прекраснейших тропических песен, рожденных в Каире и входивших в репертуар легендарных египетских певцов.
Махмуд Фадл, возможно, посчитав, что нынешние вокалисты не потянут, отдал лидирующую партию в ансамбле великолепному трубачу Эль Бабли. Трубача поддерживает(или ему противостоит — в зависимости от конкретного музыкального момента) ориентально-приджазванный биг-бэнд (духовые, струнные и, конечно же, фирменные нубийские перкуссионные)...
Что еще сказать об ответном любовном письме? Оно получилось мощным и убедительным. Изысканно-куртуазным, но строгим. Без тени слащавости. В нем ощущается благородная холодность и великодержавный лоск: чего еще ожидать от Царя Царей? Но иногда что-то прорывается, происходит... Заминка в церемониале, соринка в глазу . Эти части письма  особенно хороши.

На главную страницу