20.01.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. KING CRIMSON. PROJECKT TWO "SPACE GROOVE" 1997 Robert Fripp [g]; Trey Gunn [touch guitar, guitar synth]; Adrian Belew [v-drums].
Хронологически это - первая из трех PROJECKTерских работ Фриппа и его коллег по King Crimson. И, сдается мне - наиболее удачная (про "Live Groove" я писал 20.11.99, а Projeckt Three "Masque" расположился на следующей позиции). Музыка Роберта Фриппа всегда была скорее напряженной, чем наоборот... На этом диске Фрипп непривычно расслаблен и легок. Но это - расслабленность медиума, принимающего потусторонние сигналы и легкость человека, идущего по водам. Если коротко перечислять другие особенности этого релиза, я бы отметил во-первых некоторую его приджазованность: иногда просто фьюжн какой-то доносится, иногда - натуральный фри-джаз получается. Во-вторых -нельзя не сказать об обширной звуковой палитре. Помимо основополагающих инструментов звенят электричеством всевозможные флейты, вибрафоны, меллотроны и т.д. и т.п. По сравнению с относительной бедностью концертного Live Groove - как инструментальной, так и, прямо скажем , творческой, беззаботное богатство Space Groove особенно впечатляет. Эти композиции изящно непредсказуемы, роскошно необязательны.. Space Groove состоит из двух не слишком длинных(38:56, 51:34 ) дисков. Первый помиролюбивее, а второй - поабстрактнее будет...

2. KING CRIMSON. PROJECKT THREE "MASQUE" 1999
Robert Fripp [g]; Trey Gunn [touch guitar, talker]; Pat Mastelotto [electronic traps & buttons].
Характеристику новейшего фрипповского проекта позволю себе сделать сравнительной. Сравнивать буду со Space Groove(см.предыдущую позицию). На Masque расслабленность ушла, исконная напряженность вернулась. Обилия синтезированных инструментов больше нет, но общее звуковое богатство осталось. Абстракции прибавилось, композиции стали еще более непредсказуемыми и рваными - состоящими из причудливо сросшихся фрагментов. И это при том, что традиционного, обычайного(воспользуюсь неологизмом А.Блока) Фриппа стало больше. В целом диск великолепен, но попадаются фрагменты, где патентованное фриппово соло сопровождается неубедительным равномерным уханьем ударных. Если бы не эти досадные издержки всеобщей импровизации(Masque - концертная запись), быть бы этому диску на первом месте в моем отчете. Справедливости ради замечу, что в вообще-то Пат Мастелотто, который вроде бы исполнял обязанности компьютерного барабанщика, был совсем неплох и, помимо прочего, сообщил саунду диска занятный пришепетывающий акцент. Так что лично я ничуть не скорбел о замене знатного барабанщика Адриана Белью. Жаль, что не задейстовали Брафорда: Однако, гораздо важнее другое. После выхода Masque стало очевидно, что King Crimson - как явление, как идея, живет и развивается а не просто существует в качестве римейка - воспоминания о 1974-м(как это казалось после реализации широкоформатного проекта в 1995 году).

3. LOUIS CHEN&FRIENDS: "THE SOUND OF SILK AND BAMBOO" 1997
Слегка измученный аудиопродукцией, изготовленной по лекалам сегодняшнего дня, я решил припасть к родникам аутентичного фолка: Выбрал китайскую музыку, мое знакомство с которой сводилоось к десятку современных хитов, под которые мне порой доводится обедать в замечательном заведении по адресу Москва, Дмитровское шоссе, 47/1: Но не будем отвлекаться. Итак, мне нужен был плод, который еще не успели надкусить ни Джон Зорн ни Билл Ласвелл, ни даже Питер Гэйбриэл с RealWorld'ом. И я его сорвал! Хотя, конечно, без участия западных людей не обошлось(о диске сказано, что он Edited by Christian Scholze and Jean Troillet in cooperation with Jan Reichow). Louis Chen играет на zheng,это щипковый инструмент(шелковые струны) с резковатым гортанным звучанием . Наконец-то мои уши отдохнули от вездесущего басового бита!(см. пп 1-2, а в особенности пп 4-5 настоящего отчета) Наконец-то я отдался во власть непривычных гармоний. Но если говорить о вещах которые мне понравились на диске больше всего ,то , похоже, я остался верен традиционному восприятию: Solo For Erh-hu(#2) - это такое "Последнее тремоло" Бариоса Мангоре на китайский лад, а Melody Of Guang Li(#8) посвящена не иначе как председательнице каннского фестиваля-2000 и звучит довольно таки по-европейски. Друзья Луиса Чена играют на флейтеti-tse, двуструнной скрипке erh-hu и прочих экзотических(для нас) инструментах.
Медитативно, трогательно, торжественно, серьезно.

4. SCOTT HENDERSON: TRIBAL TECH "THICK" 1999
Scott Henderson [g], Gary Willis[b], Scott Kinsey [kb], Kirk Covington [dr]
Очередной диск группы Tribal Tech заполнен эффектным импровизационным материалом в стиле, который я бы определил как нео-фьюжн(смысл приставки "нео"- в т.н. современном звучании: жесткий ритм, доминирующий бас...) Порой лидер - гитарист Scott Henderson перетягивает одеяло на себя, и тогда музыка начинает тяготеть к джаз-року и даже - к просто гитарному року. Scott Henderson отличный музыкант, со вкусом использует всевозможные эффекты, запилы... Не скажу, чтобы его игра ошеломляла, но слушать приятно и местами - очень интересно. Scott Henderson равно далек от истовости Джимми Хендрикса и от деланности кучерявых глэм-рокеров восьмидесятых. Он - мастер, выполняющий свою работу с огоньком, с выдумкой, а порой и с подлинным вдохновением. Возвращаясь к теме современного звучания: сегодня мы снисходительно ухмыляемся жидковатому саунду тридцатилетней давности, но я вот все чаще думаю о том, как следующее поколение меломанов будет воспринимать звук конца 90-х- такой утробный, такой густой.

5. BILLL LASWELL"CHARGED " 1999 Bill Laswell [basses]; Toshinori Kondo [electric trumpet]; Eraldo Bernocchi [electronics]. Загадка. Не Джон Зорн, а в в год по двадцать дисков делает . Отгадка. Билл Ласвелл.
Charged - это современная музыка, растущая из позднего Майлза Дэвиса, которую исполняет эйсид-джазовое трио. Как привычно и естественно словосочетание "джазовое трио" и как режет слух "эйсид-джазовое:". Тем не менее, все обстоит именно так. Нарочито дребезжащий , сэмплированный звук ритм-секции превосходно сочетается с сипловатой электротрубой, вычерчивающей повторяющиеся узоры. Но нет, что-то подвела меня метафора. Подвела меня метафора к понятию звуковых обоев - так называют ненавязчивую, фоновую, аморфную музыку. Charged, как и все, что снабжено клеймом made in Laswell к звуковым обоям не относится, ибо имеет прочный хребет(костяк). Души, конечно, у этой музыки совсем нет. Но сердце, сердце есть! Слышите его неумолчный хриплоголосый бит?! "Слышите?: Стучит!" - как говорила героиня одного великого фильма в сцене cоблазнения.

На главную страницу