|
20.06.00
1.HENRY THREADGILL "VERY VERY
CIRCUS: CARRY THE DAY" 1995
Henry Threadgill [a s, fl]; Curtis Fowlkes [tr]; Brandon Ross [g]; Masujaa
[g]; Marcus Rojas [tuba]; Edwin Rodriguez [tuba]; Gene Lake [d], Wu Man
[pipa]; Tony Cedras [accordion]; Jason Hwang (см.) [violin]; Johnny Rudas
[perc]; Mossa Bidner[voc]; Sentienta Toy[voc].
Эклектический джаз в наилучшем виде. Музыке присущи
тематическое богатство и стилевое разнообразие. Не соскучишься. Тут тебе
и Африка, и Карибы, и Андалузия (характерно, что фламенко даёт китайский
виртуоз Wu Man на своем исконном инструменте пипа). Но вся эта
всемирная отзывчивость приведена к джазовому знаменателю - волей и талантом
Генри Треджилла. Саrry The Day свидетельствует, какой он великий мастер
гнать волну: Речь идет о звуковой, музыкальной волне - кто слышал диск
тот меня поймет и, может быть, простит косноязычный эпитет. На гребне
волны - стремительная флейта(иногда тенор-сакс) самого Треджилла, басовые
линии прописаны двумя тубами. И не то, чтобы остальных музыкантов было
так уж много, но есть иллюзия громадного оркестра. Вокальные композиции
- сильные, роскошные, нежные, с выраженным песенным драйвом - чередуются
с бурляще-безбрежными инструментальными номерами . Башню от этой музыки
может и не сносит, но мачта гнется и скрипит - это точно. Продюсер - Билл
Лазвелл.
2. DEWEY REDMAN / CECIL TAYLOR / ELVIN JONES "MOMENTUM
SPACE" 1999
Dewey Redman [t s]; Cecil Taylor [p]; Elvin Jones [d].
Пост-боп, фри-джаз. Главное достоинство альбома
и его главная проблема суть одно и то же. Имя этой проблеме - Сесил Тэйлор:
Его неучастие во второй и третьей композициях заметно снижает высочайшие
обороты, набранные в стартовом номере Nine: сразу ощущаешь разницу между
(одним из последних ныне здравствующих) джазовым титаном и джазовыми просто
гигантами, к каковым без сомнения можно отнести Редмэна и Джонса, поигравшим
и с Колтрейном и Орнеттом Коулмэном(это на него я намекал, ныне здравствующего)
и много с кем еще. На Momentum Space участие Тэйлора сообщает музыке изощренность
и сумасшедшую динамику . А где нет Тэйлора - остаются мощь и размах, но
какие-то пресноватые. Справедливости ради отмечу, что автором лучшей композиции
- упоминавшейся Nine - является все-таки Редмэн. А в обшем - замечательный
диск.
3.ALIM QASIMOV ENSEMBLE "THE LEGENDARY
ARTS OF
MUGAM" 1997
Alim Qasimov [v, daf]; Elshan Mansurov [kamancha]; Malik Mansurov
[tar]; Ferghana Qasimova [v, daf].
Азербайджанский мугам. Древнее, сформировавшееся при дворах средневековых
правителенй искусство мелодекламации. Главная фигура - певец, которого
поддерживают аккомпаниаторы. В данном случае задействованы каманча(разновидность
лютни) и тар(а это вроде альта). К характерным чертам, отличающим мугам
от родственных направлений восточной музыки я бы отнес во-первых - особую,
унывную амбиентность, а во-вторых - ярко явленное трагическое начало.
Центральный номер обозреваемого диска - 39-минутный трек Mugham Shour
- произведение по сути - драматургическое, абсолютно не укладывающееся
в привычную песенную структуру с припевами и прихлопами. Под воздействием
Mugham Shour у меня возникло ощущение, что The End Джим Моррисона или
китайские коллажи Лю Сола - это тоже до некоторой степени мугам. Певец
Алим Касимов, открытый в свое время Питером Гейбриэлом - живой классик
и, по мнению мгогих, мировой лидер жанра. Отдельные ценители считают,
что Касимов - с уходом Нусрата Фати Али Хана - стал первым голосом мусульманского
мира. Еще более отдельные ценители утвердают, что он вообще best singer
in the world. Лично я после гибкого, мощного, одухотворенного Касимова
некоторое время не могу слушать никаких иных вокалистов: Впрочем, один
голос все-таки вполне конгениален касимовскому - это голос его дочери
Ферганы. Признаюсь, я совершенно влюблен в ее пение: достигая временами
поистине ураганных кондиций она все равно сохраняет какую-то девическую
грацию. Именно дуэты Алима и Ферганы Касимовых особо притягивают меня
на The Legendary Art Of Mugham.
4.JOHN ZORN "FILMWORKS VII: CYNICAL
HISTERIC HOUR" 1990
Bill Frisell [el&ac g, banjo]; Marc Ribot [el g, banjo];
Arto Lindsay [el g, v]; Wayne Horvitz [k]; David Hofstra [ac&el b, tuba];
Kermit Driscoll [ac&el b]; Bobby Previte [d, perc]; Cyro Baptista [brazilian
perc]; Carol Emanuel [harp]; Maxine Neuman [cello]; Jill Jaffe [violin,
viola]; Christian Marclay [turntables]; Ikue Mori [d mach]; Kiriko Kubo
[v]; Peter Sherer [k].
Авангардная музыка для японских мультфильмов. Номера
очень короткие, но и внутрь иного 2-минутного трека Зорн умудряется втиснуть
несколько резких тематических переключений . То есть - некий музыкальный
аналог TV-заппинга или Net-серфинга, с той разницей, что и заппинг и серфинг
- суррогатные формы медитации, а зорновские миниатюры свежи, стремительны
и малоприемлемы для лиц, взыскующих отупляющего транса. В записи было
занято большое количество матерых зорновских подельников(примечательно,
что сам Великий и Ужасный выступает только в роли композитора). Сильно
упрощая дело, можно сказать, что работали две группы музыкантов. Первая
звучит более замысловато и затейливо, вторая - более стебно и пародийно.
В первой группе помимо почих играет Билл Фризелл, во второй - Марк Рибо.
Первые - истерики, вторые - циники; впрочем, так можно сказать, лишь сильно
упрощая дело:
5. HENRY THREADGILL "HIP
HOP BE BOP" 1993 (MUSIC BY BILLY BANG)
Henry Threadgill [a s]; Craig Harris [trb]; Brett
Allen [g]; Wayne Providence [v]; Prince Dominique [v].
На альбоме с сакраментальным (AllMusicGuide нашел четыре одноименных релиза)
названием Hip Hop Be Bop Генри Треджилл выступает в скромной роли инструменталиста.
Диск - как и все к чему Треджилл прикасается - имеет звучание сочное и
не побоюсь этого слова - интеллигентное( несмотря на смачные мазафаки
практически во всех вокальных номерах). Hip Hop Be Bop - своего рода сюита
афроамериканского разговорного жанра - от боп-скэта до рэпа. И все это
подано сквозь призму хип-хопа. Нашлось место и для регги - тоже сквозь
призму и тоже с мазафаками, но солнце и сенсимилья воистину присутствуют.
А вообще черные речевки на музыку Билли Бэнга звучат задиристо, но без
гнетущей агрессии. Хочется с этими рэперами выпить, покурить, поболтать
о техасском радио и биг-бите:
|