20.06.00

1.HENRY THREADGILL "VERY VERY CIRCUS: CARRY THE DAY" 1995
Henry Threadgill [a s, fl]; Curtis Fowlkes [tr]; Brandon Ross [g]; Masujaa [g]; Marcus Rojas [tuba]; Edwin Rodriguez [tuba]; Gene Lake [d], Wu Man [pipa]; Tony Cedras [accordion]; Jason Hwang (см.) [violin]; Johnny Rudas [perc]; Mossa Bidner[voc]; Sentienta Toy[voc].
Эклектический джаз в наилучшем виде. Музыке присущи тематическое богатство и стилевое разнообразие. Не соскучишься. Тут тебе и Африка, и Карибы, и Андалузия (характерно, что фламенко даёт китайский виртуоз Wu Man на своем исконном инструменте пипа). Но вся эта всемирная отзывчивость приведена к джазовому знаменателю - волей и талантом Генри Треджилла. Саrry The Day свидетельствует, какой он великий мастер гнать волну: Речь идет о звуковой, музыкальной волне - кто слышал диск тот меня поймет и, может быть, простит косноязычный эпитет. На гребне волны - стремительная флейта(иногда тенор-сакс) самого Треджилла, басовые линии прописаны двумя тубами. И не то, чтобы остальных музыкантов было так уж много, но есть иллюзия громадного оркестра. Вокальные композиции - сильные, роскошные, нежные, с выраженным песенным драйвом - чередуются с бурляще-безбрежными инструментальными номерами . Башню от этой музыки может и не сносит, но мачта гнется и скрипит - это точно. Продюсер - Билл Лазвелл.


2. DEWEY REDMAN / CECIL TAYLOR / ELVIN JONES "MOMENTUM SPACE" 1999
Dewey Redman [t s]; Cecil Taylor [p]; Elvin Jones [d].
Пост-боп, фри-джаз. Главное достоинство альбома и его главная проблема суть одно и то же. Имя этой проблеме - Сесил Тэйлор: Его неучастие во второй и третьей композициях заметно снижает высочайшие обороты, набранные в стартовом номере Nine: сразу ощущаешь разницу между (одним из последних ныне здравствующих) джазовым титаном и джазовыми просто гигантами, к каковым без сомнения можно отнести Редмэна и Джонса, поигравшим и с Колтрейном и Орнеттом Коулмэном(это на него я намекал, ныне здравствующего) и много с кем еще. На Momentum Space участие Тэйлора сообщает музыке изощренность и сумасшедшую динамику . А где нет Тэйлора - остаются мощь и размах, но какие-то пресноватые. Справедливости ради отмечу, что автором лучшей композиции - упоминавшейся Nine - является все-таки Редмэн. А в обшем - замечательный диск.

3.ALIM QASIMOV ENSEMBLE "THE LEGENDARY ARTS OF
MUGAM" 1997
Alim Qasimov [v, daf]; Elshan Mansurov [kamancha]; Malik Mansurov [tar]; Ferghana Qasimova [v, daf].
Азербайджанский мугам. Древнее, сформировавшееся при дворах средневековых правителенй искусство мелодекламации. Главная фигура - певец, которого поддерживают аккомпаниаторы. В данном случае задействованы каманча(разновидность лютни) и тар(а это вроде альта). К характерным чертам, отличающим мугам от родственных направлений восточной музыки я бы отнес во-первых - особую, унывную амбиентность, а во-вторых - ярко явленное трагическое начало. Центральный номер обозреваемого диска - 39-минутный трек Mugham Shour - произведение по сути - драматургическое, абсолютно не укладывающееся в привычную песенную структуру с припевами и прихлопами. Под воздействием Mugham Shour у меня возникло ощущение, что The End Джим Моррисона или китайские коллажи Лю Сола - это тоже до некоторой степени мугам. Певец Алим Касимов, открытый в свое время Питером Гейбриэлом - живой классик и, по мнению мгогих, мировой лидер жанра. Отдельные ценители считают, что Касимов - с уходом Нусрата Фати Али Хана - стал первым голосом мусульманского мира. Еще более отдельные ценители утвердают, что он вообще best singer in the world. Лично я после гибкого, мощного, одухотворенного Касимова некоторое время не могу слушать никаких иных вокалистов: Впрочем, один голос все-таки вполне конгениален касимовскому - это голос его дочери Ферганы. Признаюсь, я совершенно влюблен в ее пение: достигая временами поистине ураганных кондиций она все равно сохраняет какую-то девическую грацию. Именно дуэты Алима и Ферганы Касимовых особо притягивают меня на The Legendary Art Of Mugham.

4.JOHN ZORN "FILMWORKS VII: CYNICAL HISTERIC HOUR" 1990
Bill Frisell [el&ac g, banjo]; Marc Ribot [el g, banjo]; Arto Lindsay [el g, v]; Wayne Horvitz [k]; David Hofstra [ac&el b, tuba]; Kermit Driscoll [ac&el b]; Bobby Previte [d, perc]; Cyro Baptista [brazilian perc]; Carol Emanuel [harp]; Maxine Neuman [cello]; Jill Jaffe [violin, viola]; Christian Marclay [turntables]; Ikue Mori [d mach]; Kiriko Kubo [v]; Peter Sherer [k].
Авангардная музыка для японских мультфильмов. Номера очень короткие, но и внутрь иного 2-минутного трека Зорн умудряется втиснуть несколько резких тематических переключений . То есть - некий музыкальный аналог TV-заппинга или Net-серфинга, с той разницей, что и заппинг и серфинг - суррогатные формы медитации, а зорновские миниатюры свежи, стремительны и малоприемлемы для лиц, взыскующих отупляющего транса. В записи было занято большое количество матерых зорновских подельников(примечательно, что сам Великий и Ужасный выступает только в роли композитора). Сильно упрощая дело, можно сказать, что работали две группы музыкантов. Первая звучит более замысловато и затейливо, вторая - более стебно и пародийно. В первой группе помимо почих играет Билл Фризелл, во второй - Марк Рибо. Первые - истерики, вторые - циники; впрочем, так можно сказать, лишь сильно упрощая дело:


5. HENRY THREADGILL "HIP HOP BE BOP" 1993 (MUSIC BY BILLY BANG)
Henry Threadgill [a s]; Craig Harris [trb]; Brett Allen [g]; Wayne Providence [v]; Prince Dominique [v].
На альбоме с сакраментальным (AllMusicGuide нашел четыре одноименных релиза) названием Hip Hop Be Bop Генри Треджилл выступает в скромной роли инструменталиста. Диск - как и все к чему Треджилл прикасается - имеет звучание сочное и не побоюсь этого слова - интеллигентное( несмотря на смачные мазафаки практически во всех вокальных номерах). Hip Hop Be Bop - своего рода сюита афроамериканского разговорного жанра - от боп-скэта до рэпа. И все это подано сквозь призму хип-хопа. Нашлось место и для регги - тоже сквозь призму и тоже с мазафаками, но солнце и сенсимилья воистину присутствуют. А вообще черные речевки на музыку Билли Бэнга звучат задиристо, но без гнетущей агрессии. Хочется с этими рэперами выпить, покурить, поболтать о техасском радио и биг-бите:

На главную страницу