20.06.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. ITALIAN INSTABILE ORCHESTRA" 1992

 

Нет ничего более постоянного, чем временные явления. Так говорят пессимисты. Один из самых оптимистических дисков, который я слышал в последние годы записан Нестабильным Оркестром. Вопреки названию, проект существует уже десятый год, а его работы - судя по отзывам критиков отличаются неизменным качеством. Так что можно перефразировать поговорку: нет коллектива надежнее нестабильного оркестра. Они играют свободный джаз, веселый и причудливый, восходящий, пожалуй, к Art Ensemble Of Chicago: та же склонность к межжанровым путешествиям, та же слабость к маршеобразным темам. Правда чикагские основоположники играли, как правило, квинтетом, а в Italian Instabile Orchestra музыкантов хватит на футбольную команду с плотной скамейкой запасных. Честно говоря, я слышал лишь один из их дисков - вот этот самый, отчетный. Это их дебют. Всё таки, итальянцы как никто в мире умеют сочетать размах и изящество...Уклоняясь от дальнейшего рецензирования, предлагаю вам вольный перевод фрагмента соответствующей заметки из моей любимой энциклопедии Ричарда Мортона - Брайана Кука.
________________
Бесподобно. Основавшие Instabile Orchestra в 1990 , трубач Пино Минафра и поэт Витторио Курчи предприняли попытку объединить целый спектр итальянской креативной музыки. Их целью было создать ансамбль схожий по формату с Vienna Art Orchestra, Willem Breuker Kollektief или (не случайно же этот диск был издан на Leo) более театрализованными русскими фри-джазовыми группами 80-х. Как и французы из ARFI (вотчина Луи Склави), итальянские оркестранты искали способы воплощения "воображаемого фольклора", стараясь впрячь в одну телегу популярную форму, формальную композицию и свободную импровизацию. Чудеса да и только: им это удалось! На международном джазовом фестивале Radio France были записаны все треки за исключением одного, который возможно, является ключевым для альбома. Pierrot Solaire Джорджо Гаслини - это солнечное лекарство от лунной немочи музыкального модернизма. Весело, здорово, красочно. Вам кажется, что Шёнбергом тут и не пахнет, но разумеется, он тоже здесь, Шёнберг.
В композиции Эудженио Коломбо 'Ippopotami' [Гипппопотамы -  ит.] - типичная земноводная тема ( бултыхаются неуклюжие) обретает невероятную грацию, будучи вживленной во фри-джазовое действо. Нечто похожее и с La Gzara Dell' Aborigeno Джанкарло Скьяффини: вступление на диджериду срастили с венгерским танцем, ввели туда Карло Актиса Дато с великолепным соло на баритоне и подсадили Мартина Мэйса на рожке.
Толстокожие возникают и на 'Noci:. Strani Frutti' [Ночи: странные фрукты - ит.] Пино Минафры. Название содержит завуалированные джазовые аллюзии. Но мы имеем дело скорее с искусством сюрреализма, чем со 'Strange Fruit' Билли Холидэй. Подразделенный на "африканскую" и "индийскую" секции оркестр как бы противопоставляет афро-американскому джазу иную имповизационную традицию. Коломбо на флейте выдает раги. Дато ( нацепив резиновые слоновьи уши ) накручивает латиноамериканскую интригу и страсть.
Открывается диск опусом виолончелиста Паоло Дамьяни 'Detriti'. Это ноев ковчег стилистических образцов - как музыкальных так и вербальных, сбереженных от сегодняшнего смешения всего и вся. А завершает альбом - напоминающая Globe Unity или Berlin Jazz Orchestra фри-джазовая пьеса 'I Virtuosi Di Noci', вселяющая веру в созидательную мощь импровизации.
________________

 

2.ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ: МУЗЫКА ЦЕЙЛОНА"2000, Landy Star Music

Немногословная аннотация к диску, содержащая минимальные сведения об истории Цейлона, увенчана глубокомысленной фразой: "Музыка Цейлона имеет индийские корни, но отличается специфичностью". Действительно, 16 лирических песен представленных на лэндистаровском релизе из серии "Вековые традиции" напоминают в первую очередь об Индии; однако, складывается впечатление, что цейлонская музыка несколько мягче и ее гармонии ближе к европейским. Еще одну ассоциацию продиктовал мне не слух даже, а желудок: дело в том, что я - большой поклонник китайской кухни. Слушая Цейлон, поймал себя на том, что глотаю слюну и думаю об остро-кислом, кисло-сладком и пекинском. А всё потому, что налицо интонационное сходство с китайской эстрадной музыкой, звуки которой после нескольких лет посещения соответствующих заведений вызывают у меня прямо-таки павловский рефлекс. Но эстрада - эстрадой, а композиторский и исполнительский уровень обозреваемого диска весьма высок, попадаются сочинения просто изрядные. Но главное, это - феноменально легкая музыка. Тут надо бы уточнить терминологию: ведь мегатонны тупого агрессивного бита, пригибающего к земле всё живое тоже принято называть легкой музыкой: Так вот "Музыка Цейлона" действительно легка как воздух, животворна как воздух, загадочна как воздух: Но всё ж не музыкантами, а издателями сотворена главная загадка данного релиза: всякому, кто хоть раз прослушал этот диск ясно, что это не какой-нибудь всецейлонский сборник - играет один и тот же состав во главе с одним и тем же лидером, причем портрет этого лидера в двух ракурсах слушателю предъявлен, но нигде нет даже намека на его имя. К счастью, на названия песен лэндистаровские конспираторы не стали набрасывать флёр тайны, что позволило мне вычислить посредством Yahoo главного героя этой рецензии. Его зовут Пандит Амарадева. Вокалист, композитор, скрипач. Профессиональный стаж превышает полвека. Преклонение на родине, глобальная известность. Полпред цейлонской культуры на мировой арене. Его называют выразителем души нации. Речь идет о сингалезской нации: как можно узнать из аннотации к диску "Вековые традиции" , кроме сингалов на Цейлоне проживают также тамилы. А вот чего нельзя узнать из аннотации, так это иcтинного названия диска. Мои изыскания позволяют предположить, что он называется Mindada Hi Sara. Год издания установить не удалось.

На главную страницу