20.07.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1."GREAT JEWISH MUSIC:SERGE GAISBOUR" 1997

                     
featuring: John Zorn [v]; Mike Patton [v, instruments]; Robin Holcomb [v]; Wayne Horvitz [instruments]; Cyro Baptista [perc]; Marc Ribot [v, g]; Ikue Mori [d]; Fred Frith [v, instruments]; Anthony Coleman [v, p]; Steve Beresford [v, instruments]; John Medeski [organ, v]; Shelley Hirsch [v]; Yoshida Tatsuya [v, d]; Sasaki Hisashi [b]; Doug Wieselman [eb cl]; J.D. Foster [b, organ]; Miho Hatori [v, el g]; Yuka Honda [d, v]; David Shea [instruments]; and other.
Джон Зорн и компания представляют сборник кавер-версий самого стильного, самого культового, самого скандального французского шансонье - Сержа Гинзбура(aka Люсьен Гинзбург, 1928-1991). Знакомство с этим альбомом всколыхнуло у меня в памяти один эпизод: выпивал я с одним предпринимателем старшего поколения, разговор зашел о его изначальной профессии: мой визави необычайно оживился, выпалил название художественно-прикладного института и прокричал: "Да я и сейчас с закрытыми глазами могу тебе Ленина нарисовать - хошь литовского, хошь таджикского!.." Вот и на "Great Jewish..." можно найти всякого Гинзбура - хошь бразильского(Cyro Baptista), хошь фри-джазового(Anthony Coleman), хошь засэмплированного (Franz Treichler )... Но даже в самых диких и нарциссических интерпретациях присутствует первородный шарм гинзбуровских песен - особое сочетание эротики, фатализма, улыбчивого саморазрушения... Альбом получился весьма изощренный и интересный, слушателю явлен впечатляющий творческий потенциал гинсбуровского наследия... ну и конечно, таланты участников зорновской тусовки. На меня наибольшее впечатление произвели три номера, ни один из которых не назовешь радикально экспериментаторским.
Un Poison Violent, C'Est Ca L'Amour (#11) Эстер Балинт - хлесткий, свободный рок, который дышит где хочет. .
Black Trombone(#21) - сумрачный, щемящий минимализм Марка Рибо(Black Trombone,#21 )
И, наконец - The Ballad Of Melody Nelson(#7) - в чревовещательском бормотании мультиинструменталиста Фреда Фрица - несомненное единение с духом Гинзбура; те две минуты, что звучит эта миниатюра, представляются самыми важными, сущностными на всем альбоме.




2."GREAT JEWISH MUSIC:MARC BOLAN" 1998

                  
featuring: Marc Ribot[g]; Arto Lindsay[g, v]; Gary Lucas [ v,el, g]; Jennifer Charles [v]; Yuka Honda [v]; John Medeski [k]; Ikue Mori [Design]; Vernon Reid [g, prog]; Sean Lennon [v]; Rebecca Moore [bass, violin, v, k]; Eszter Balint [violin, v] and other
Еще один зорновский кавер-проект. Главный герой - Марк Болан(aka Марк Фельд, 1947-1977) - феерический хитмейкер, изобретатель глэм-рока и просто идол молодежи, в равной мере вдохновлявший и панков и попсовиков. Болановский проект Зорна кажется менее удачным, чем гинзбуровский. Не сказать, чтоб интерпретаторы космического танцора были сверхизобретательны. Наиболее популярный прием - замедленное, наркозное воспроизведение того или болановского хита. Забавно, конечно. Но если, скажем, после прослушивания Buick MacKane в тягучей трактовке Melvins(#4), не откладывая припасть к истокам , становится ясно: такая альтернатива нам не нужна... такая альтернатива Болану. Другой популярный вариант - исполнение, интонационно близкое к оригиналу, но в осовремененном, жестком звучании( так, например, решена Арто Линдсеем и Марком Рибо Children Of The Revolution, #1). По мне - это более достойный подход. Другой вопрос - так ли уж это интересно? Впрочем, интересных да и просто удачных номеров на диске достаточно. Едва ли человека, который хотя бы несколько дней своей жизни побыл фанатом The Beatlеs и другие несколько дней - фанатом T.Rex, не схватит за душу Wold I Be The One(#15): типичный болановский медляк, исполняемый Шоном Ленноном в неподражаемой фамильной манере.
Трепетное, неуловимое начало болановского обаяния убедительно воплощено Дженнифер Чарльз. Хрупкий, порхающий голос певицы напоминает, что подлинная стихия электрического воина - воздух (Life's A Gas,#14).
Хороша и запомнившаяся по гинзбуровскому диску Эстер Балинт (если быть совсем точным - запомнившая мне еще по фильму Джармуша "Страннее, чем Рай"): она исполняет Mambo Sun(#11) как бы даже архаической, родственной T.Rex'у стилистике, но совершенно с другим посылом, можно сказать - против шерсти.
Сильное впечатление производит финальная Romany Soup(#19) в исполнении Ллойда Коула. Кстати , вот еще одна - концептуальная, точка соприкосновения с гинзбуровским проектом: оба альбома завершаются интригующей, медитативной, мантроподобной песней.
А самым мощным номером на диске мне кажется Love Charm(#16) . Это сочинение не только не значится в перечне патентованных T.Reх'овских хитов, но и вообще отсутствует на регулярных дисках коллектива. Как известно, Болан был чрезвычайно плодовитым песенником и дабы не допустить перепроизводства и девальвации укрывал излишки. Малоизвестное нью-йоркское трио(лидер - Кейк Лайк) откопало сей опус в архивных записях(8-й том неизданного, 13-я дорожка) и совершило реинкарнацию... Не хочется повторять слов из предыдущей рецензии о сущностных минутах единения с духом... но если оба диска так концептуально близки - как же мне удержаться от самоповтора!..

На главную страницу