|
20.07.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1."GREAT JEWISH MUSIC:SERGE GAISBOUR"
1997
featuring: John Zorn [v]; Mike Patton [v, instruments]; Robin Holcomb
[v]; Wayne Horvitz [instruments]; Cyro Baptista [perc]; Marc Ribot [v,
g]; Ikue Mori [d]; Fred Frith [v, instruments]; Anthony Coleman [v, p];
Steve Beresford [v, instruments]; John Medeski [organ, v]; Shelley Hirsch
[v]; Yoshida Tatsuya [v, d]; Sasaki Hisashi [b]; Doug Wieselman [eb cl];
J.D. Foster [b, organ]; Miho Hatori [v, el g]; Yuka Honda [d, v]; David
Shea [instruments]; and other.
Джон Зорн и компания представляют сборник кавер-версий самого стильного,
самого культового, самого скандального французского шансонье - Сержа Гинзбура(aka
Люсьен Гинзбург, 1928-1991). Знакомство с этим альбомом всколыхнуло у
меня в памяти один эпизод: выпивал я с одним предпринимателем старшего
поколения, разговор зашел о его изначальной профессии: мой визави необычайно
оживился, выпалил название художественно-прикладного института и прокричал:
"Да я и сейчас с закрытыми глазами могу тебе Ленина нарисовать -
хошь литовского, хошь таджикского!.." Вот и на "Great Jewish..."
можно найти всякого Гинзбура - хошь бразильского(Cyro Baptista), хошь
фри-джазового(Anthony Coleman), хошь засэмплированного (Franz Treichler
)... Но даже в самых диких и нарциссических интерпретациях присутствует
первородный шарм гинзбуровских песен - особое сочетание эротики, фатализма,
улыбчивого саморазрушения... Альбом получился весьма изощренный и интересный,
слушателю явлен впечатляющий творческий потенциал гинсбуровского наследия...
ну и конечно, таланты участников зорновской тусовки. На меня наибольшее
впечатление произвели три номера, ни один из которых не назовешь радикально
экспериментаторским.
Un Poison Violent, C'Est Ca L'Amour (#11) Эстер Балинт - хлесткий, свободный
рок, который дышит где хочет. .
Black Trombone(#21) - сумрачный, щемящий минимализм Марка Рибо(Black Trombone,#21
)
И, наконец - The Ballad Of Melody Nelson(#7) - в чревовещательском бормотании
мультиинструменталиста Фреда Фрица - несомненное единение с духом Гинзбура;
те две минуты, что звучит эта миниатюра, представляются самыми важными,
сущностными на всем альбоме.
2."GREAT JEWISH MUSIC:MARC BOLAN" 1998
featuring: Marc Ribot[g]; Arto Lindsay[g, v]; Gary Lucas [ v,el, g]; Jennifer
Charles [v]; Yuka Honda [v]; John Medeski [k]; Ikue Mori [Design]; Vernon
Reid [g, prog]; Sean Lennon [v]; Rebecca Moore [bass, violin, v, k]; Eszter
Balint [violin, v] and other
Еще один зорновский кавер-проект. Главный герой - Марк Болан(aka Марк
Фельд, 1947-1977) - феерический хитмейкер, изобретатель глэм-рока и просто
идол молодежи, в равной мере вдохновлявший и панков и попсовиков. Болановский
проект Зорна кажется менее удачным, чем гинзбуровский. Не сказать, чтоб
интерпретаторы космического танцора были сверхизобретательны. Наиболее
популярный прием - замедленное, наркозное воспроизведение того или болановского
хита. Забавно, конечно. Но если, скажем, после прослушивания Buick MacKane
в тягучей трактовке Melvins(#4), не откладывая припасть к истокам , становится
ясно: такая альтернатива нам не нужна... такая альтернатива Болану. Другой
популярный вариант - исполнение, интонационно близкое к оригиналу, но
в осовремененном, жестком звучании( так, например, решена Арто Линдсеем
и Марком Рибо Children Of The Revolution, #1). По мне - это более достойный
подход. Другой вопрос - так ли уж это интересно? Впрочем, интересных да
и просто удачных номеров на диске достаточно. Едва ли человека, который
хотя бы несколько дней своей жизни побыл фанатом The Beatlеs и другие
несколько дней - фанатом T.Rex, не схватит за душу Wold I Be The One(#15):
типичный болановский медляк, исполняемый Шоном Ленноном в неподражаемой
фамильной манере.
Трепетное, неуловимое начало болановского обаяния убедительно воплощено
Дженнифер Чарльз. Хрупкий, порхающий голос певицы напоминает, что подлинная
стихия электрического воина - воздух (Life's A Gas,#14).
Хороша и запомнившаяся по гинзбуровскому диску Эстер Балинт (если быть
совсем точным - запомнившая мне еще по фильму Джармуша "Страннее,
чем Рай"): она исполняет Mambo Sun(#11) как бы даже архаической,
родственной T.Rex'у стилистике, но совершенно с другим посылом, можно
сказать - против шерсти.
Сильное впечатление производит финальная Romany Soup(#19) в исполнении
Ллойда Коула. Кстати , вот еще одна - концептуальная, точка соприкосновения
с гинзбуровским проектом: оба альбома завершаются интригующей, медитативной,
мантроподобной песней.
А самым мощным номером на диске мне кажется Love Charm(#16) . Это сочинение
не только не значится в перечне патентованных T.Reх'овских хитов, но и
вообще отсутствует на регулярных дисках коллектива. Как известно, Болан
был чрезвычайно плодовитым песенником и дабы не допустить перепроизводства
и девальвации укрывал излишки. Малоизвестное нью-йоркское трио(лидер -
Кейк Лайк) откопало сей опус в архивных записях(8-й том неизданного, 13-я
дорожка) и совершило реинкарнацию... Не хочется повторять слов из предыдущей
рецензии о сущностных минутах единения с духом... но если оба диска так
концептуально близки - как же мне удержаться от самоповтора!..
|