21.02.00

ССЫЛКА ДЕКАДЫ

Cетевая версия журнала "Джаз-квадрат". В каталоге "Общества любителей джаза" много вырезок из этого журнала, ссылка на первоисточник везде проставлена. Журнал издается в Минске и, что особенно приятно, доступен в Сети. И нет ему равных в рунете среди джазовых ресурсов. Теоретические и обзорные статьи, интервью, рецензии на диски... Все тексты - весьма квалифицированные, без того дилетантско-графоманского прононса, который, отличает, например, мои нижеследующие записки.


ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.STEVE LACY "THE CRY " 1999
Steve Lacy [s s]; Irene Aebi [v]; Tina Wrase [soprano&sopranino s, bass cl]; Petia Kaufman [harpsichord]; Cathrin Pfeifer [accordion]; Jean-Jacques Avenel [doublebass]; Daniel "Topo" Gioia [perc].
Жесткая песенная структура шедеврально вписана во фри-джазовый контекст. Но The Cry - это не просто песенный цикл, а своего рода моноопера. Масштабный голос Irene Aebi обладает свойством наподобие оптического увеличения: вещи подаются укрупнённее, отчетливее... Мне, между прочим, показалось, что певицу не слишком волнует такая мелочь, как чистота английского произношения. Еще одно наблюдение, точнее - ассоциация, которую я пытался отогнать, но безуспешно: фразировкой ли, интонацией Irene Aebi временами напоминает Романа Суслова из "Вежливого Отказа". Конечно, сравнение вокальных данных Aebi и Суслова не в пользу последнего. Бесспорная изюминка диска - клавикорды. Этот старинный инструмент используется отнюдь не в орнаментально-декоративном качестве. Клавикорды на The Cry - полноценная импровизационная единица. А главный голос на диске принадлежит, несомненно, Стиву Лэйси. Лидер не злоупотребляет сольными номерами, его игра лишена надрыва и эказальтации, но этот сдержанный, чуть вязко звучащий сопрано-саксофон обладает огромной лирической мощью и сообщает диску - да простится мне оборот из туристического проспекта - поистине неповторимую атмосферу.

2. JOE McPHEE "LINEAR B" 1990
Joe McPhee - Trumpet, Sax (Soprano), Sax (Tenor) Joe Christy Doran [g], Fritz Hauser [d], Urs Leimgruber [s&t s], a.o.
Один из лучших дисков грандиозного композитора и музыканта (самый-самый лучший - на мой вкус - Oleo&Future Retrospective). На данном диске B McPhee-сочинитель берет верх над McPhee - исполнителем, McPhee-композитор подавляет McPhee-импровизатора. Результат, тем не менее - величественный. Все необходимые атрибуты величия есть у этой музыки: глубинная энергетика, крупная фактура, мудрость и, конечно же - тайна, какая-то загадочная простота, как в прозе Беккета, которому посвящен заглавный трек диска  . Композиции McPhee, повторюсь, не кажутся такими уж сложными. Ритмически - с поправкой на фри-джазовую специфику - их можно назвать размеренными. Тем не менее, Linear B требует от слушателя определенного духовного напряжения. Чуть расслабился - и вот уже музыка кажется "головной", холодной. Но уже следующий такт встряхивает тебя и понимаешь, что это совсем не так:

3. HOLGER CZUKAY "GOOD MORNING STORY" 1999
Любой, даже самый коротенький, текст о Хольгере Шукае начинается с того, что он был в числе основоположников легендарной немецкой группы Can, одной из самых интересных и продвинутых рок-команд 70-х. Давно уже Can прекратила существование, интерес к ее наследию то вспыхивает, то угасает, а бывший басист группы всё выпускает сольники, всё ткет свою матово-серебристую паутину... Good Morning Story - вполне типичный зукаевский альбом, да и странно было бы ожидать от рок-ветерана, разменявшего седьмой десяток, каких-то радикальных новшеств. Все то же нежное гудение, плавные перекаты, урчащие переливы. Шукай - мультиинструменталист с электронным уклоном. Иногда он еще и поет: этакое хриплое, речитативное бормотание. На Good Morning Story Шукай-вокалист он звучит, как наглотавшийся антидепрессантов Леонард Коэн. Женские подпевки только усиливают сходство. Но вообще-то данный диск - по-видимому, лучший у Шукая. Типичный-то он типичный, но - гуще замешано, глубже забирает и совершенно не отпускает: последнее - к вопросу о качестве матово-серебристой путины:

4. "THESIGNOF4", VOL.1
Pat Metheny [g]; Derek Bailey [g]; Gregg Bendian [perc]; Paul Wertico [perc]
Мне уже приходилось писать в Отчетах, что время от времени знаменитый джазовый гитарист Пэт Мэтини устает от производства комфортной общедоступной музыки и отрывается по полной программе. Наиболее впечатляющим из таких "отрывов" стал, пожалуй, совместный проект с Орнеттом Коулменом Song X(1986), а наиболее радикальным - душераздирающий сольниик Zero Tolerance For Silence(1993). Когда в 1996-м у Мэтини опять началась авангардистская обсессия, он объединился с Дереком Бэйли - гитаристом не менее авторитетным и талантливым, да при этом еще и абсолютно бескопромиссным. Результат - 4 диска (тома) интенсивного гитарного фри-джаза... Речь идет пока лишь о томе первом. Две гитары на камерном концерте гудят, стонут, скрежещут и завывают. Многомерная, сложно организованнная музыка. Со своими вибрациями, со своим драйвом. Не буду скромничать: я - закаленный слушатель. Но мне пришлось нелегко. В какие-то моменты удавалось входить в резонанс с музыкой, начиналось сцепление : Но я быстро терял концентрацию. А когда, спустя час, концерт закончился и раздались невнятные аплодисменты, я решил отложить знакомство с томами вторым, третьим и четвертым до лучших времен.

5. CURLEW "FABULOUS DROP " 1999
George Cartwright - Sax (Alto), Sax (Tenor), Producer Chris Cochrane - Guitar (Electric) Ann Rupel - Bass (Electric) Kenny Wolleson - Drums Davey Williams - Guitar (Electric)
Джаз-рок: живой, бурный, веселый. Хорошо сбалансированная группа. Ни один музыкант не является сайдменом в традиционном значении этого слова. Но есть у Curlew и общепризнанный лидер - саксофонист George Catwright. Мне не очень понравилась как его манера игры, так и его сочинительский стиль(он автор шести композиций, а всего их на диске девять). Музыка Catwright'а кажется мне чересчур прямолинейной и монотонной. Кстати, общее звучание Curlew - не в упрек им будь сказано - не то чтоб очень современное. Вообще же мои симпатии принадлежат басистке Ann Rupel. Ее эксцентричная, причудливая игра не может не радовать даже такого неблагодарного слушателя Curlew, каковым оказался ваш покорный слуга. Именно Ann Rupel - автор композиции, которая представляется мне единственной бесспорной удачей на всем диске (Neither Baby, #7).


На главную страницу