29.05.01 ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ Нынешний отчет неожиданно получился концептуальным. Все диски оказались так или иначе замешаны на испанском материале. Какие ассоциации вызывают слова "испанская музыка"? Фламенко, кастаньеты, гитары и еше раз гитары... Ничего похожего обозреваемые диски не содержат. Не надо думать, что речь пойдет о о какой-то специальной, нетипичной музыке... Просто приведенный ассоциативный ряд навеян цыганской традицией. А цыган сегодня не будет. Зато будут сефарды, галисийцы, андалузские мавры и баски.
1.ANTHONY COLEMAN "SEPHARDIC
TINGE" 1994
Первое и самое стойкое ощущение - свежесть. Музыка родниковой кондиции. Щебетание флейт. Трели волынок. Какие-то хитрые двойные барабаны. Испанцы, проживающие в США звучат очень и очень по-кельтски. Впрочем, они и есть кельты - выходцы из провинции Галисия на севере Пиренеев. Там, вроде бы, даже ландшафты похожи на ирландские. Исполняются средневековые мелодии северной и центральной Испании. За хотой следует гальярда, за пассакальей - пасадобль. В чем - с позиции современного слушателя - главная проблема европейской средневековой музыки? В скованности, заданности, расчисленности. В чем проблема родниковой воды? Она пресная. Подвержены ли вышеуказанным проблемам рыцари водяной крысы(по-испански эта симпатичная зверюшка будет la musgana)? Есть немного. Отдельные треки грешат монотонностью. Но вообще-то Lubican изобилует примерами преодоления первородного тематического однообразия: роскошно-сентиментальная Manolo Mio(#7), размашистая Passacalles de Bodas(#10), заводная Charrada de Bercimuelle(#11). Еще очень хорош меланхоличный Romance de la Galarda(#12) - пожалуй, единственное, что есть на диске из привычно-испанского, ожидаемо-испанского: А финальный веселый Pasadobles de Zamora(#14) должен особенно позабавить русского слушателя. Что-то слышится родное в этой недолгой песне. Лично мне слышится - "А я верила всё и как роза цвела" с добавлением пары тактов или что они там добавляют в Заморе: 3.FAIRUZ & RAHBANI BROTHERS "ANDALOUSSIYAT" 1966 Ливанская дива Файруз и ее постоянная группа
Rahbany Brothers реконструировали... точнее реинкарнировали дворцовую
музыку андалузских мавров. Сильное, многогранное произведение с серьезным
поэтическим бэкграундом. Хоровой драйв на уровне лучших дисков Нусрата
Фати Али Хана. А голос Файруз я бы уподобил драгоценности - ослепительной
и тяжелой. В ее пении - пластика ориентального танца: грациозные замирания,
отточенные жесты... Баскская фолк-группа. В длинном списке участников, ближе к концу, отметился знаменитый перкуссионист Глен Велес. Исполняются народные песни и мелодии, по большей части аранжированные в позапрошлом(XIX) веке. Впечатление двоякое. Ввполне безликие, усредненно-фольклорные опусы соседствуют с более чем убедительными композициями. С Ura я поступился принципами. Всегда я слушаю диск таким какой он есть, не прибегая к перепрограммированию треков. А тут не выдержал, отделил зерна от плевел. В результате получилась симпатичная EP-шка, которую можно сравнить с вышеописанным Lubican'ом - музыка во многих смыслах сопредельная; в частности, баски также отдают должное нашим русским мотивам.
|
|