26.04.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.IKUE MORI "HEX KITCHEN" 1995
Ikue Mori [sampler]; John Zorn [clarinet]; Zeena Parkins [el harp, k, accordion]; David Watson [bagpipe, g]; Hideki Kato [b]; Catherine Jauniaux [v]; Hahn Rowe [g, b, violin]; Hideki Kato [b]; Jim Staley [trb].
В 1977-м японская барабанщица Ikue Mori переселилась из Токио в Нью-Йорк и с тех самых пор остается одной из самых значительных и творчески активных фигур нью-йоркской авангардной сцены. В конце 70-х она была среди основателей культовой no-wave группы DNA(не путать с одноименной командой, аккомпанировавшей Suzannе Vega в знаменитом клипе Tom's Diner ). Потом было сотрудничество с Fred Frith, John Zorn, Marc Ribot, Derek Bailey, Bill Laswell, далее везде... Кстати, John Zorn присутствует и на обозреваемом альбоме в скромной, но убедительной роли кларнетиста.
Считается, что Ikue Mori совершила революцию в драм-машинном деле. О технической стороне вопроса я в силу своего невежества судить не могу, но как человек, наслышанный склонен поверить этому утверждению. Потому что диск Hex Kitchen чрезвычайно необычен(извиняюсь за стишок). Вероятно, были задействованы экзотические ритмические структуры в сочетании с передовыми технологиями... А главное - это композиторское мастерство Ikue Mori коллектив музыкантов высочайшего импровизаторского класса. В результате - свежий, роскошный, поразительный, элегантный авангард... Особо отмечу притягательное "женское лицо" альбома: помимо очевидного вклада Ikue Mori, очень много значат и стильный вокал Catherine Jauniaux и незабываемый аккордеон Zeen'ы Parkins.

2. SACRED CEREMONIES: RITUAL MUSIC OF TIBETAN BUDDHISM 1990
Monks Of The Dip Tse Chok Ling Monastery, Dharamsala
В Обществе Любителей Джаза меня предупредили, что этот диск почему-то не переносят женщины - вне зависимости от их музыкальной искушенности. Естественно, придя домой, я немедленно приступил к эксперименту. Дочь пожала плечами: "Обычная папина музыка... Мне нравится, как они забавно урчат"(последнее относилось к хоровому горловому пению). Реакция жены была более канонической: "Это не музыка, а какие-то иерихонские трубы..." Тут она как в воду глядела. В аннотации к диску можно прочесть немало интересных вещей, в частности - о 12-футовых металлических парных трубах: трубачей двое, пока один делает вдох, другой играет: при таком способе исполнения достигается непрерывность звучания.
Как можно понять из названия диска, записано реальное богослужение в конкретном монастыре. Запись американских энтузиастов гениальна. Звуки Sacred Ceremonies создают уникальное пространственное ощущение.
Музыка грандиозна, но не подавляет. Она торжественна без помпезности и медитативна без вкрадчивости.

3.PERE UBU "PENNSYLVANIA" 1998
David Thomas - vocals, producer; Tom Herman - guitar; Jim Jones -guitar; Robert Wheeler - synthesizer, theremin.
Гудение гитар, жужжание гитар, местами переходящее в noise. Страдальческий речитатив. Хрипловато-гнусавые напевы. Психоблюз. Ушедший в астрал Captain Beefheart, спроецированный на выпавших в осадок Talking Heads. В каждой ноте грусть. В каждой ноте усталость. Не депрессия, не декадентская утомленность, но усталость пахаря. "Когда к ночи усталой рукой Допашу я свою полосу:" . Группе Pere Ubu уже четверть века. Знающие люди говорят, что сейчас они вернулись к истокам. Странно, еще каких-нибудь десять лет назад они были похожи на Primus. Pensilvania - шестнадцатый диск Pere Ubu. Цепляет невероятно.

4.MARC RIBOT "Y LOS CUBANOS POSTIZOS" 1998
Marc Ribot [g, tp]; John Medeski [organ]; Gregory Ribot [bar sax]; Brad Jones [b]; EJ Rodrigues [perc]; Robert J Rodrigues [d, perc].
Латина. Конечно же, мощнейший драйв. Конечно же, над бездной юмора. Из которой произрастает древо эстетизма. И которое плодит уже третий уровень от этой бездны непосредственного веселья. В этой третьей производной всё достойно. Если бы Waits отвязничал в латине, было бы, наверное, похоже. Но у M.R. всё -- более сдержанно. Не по количеству энергии, а по накалу её видимых проявлений. Эстетство -- и всё тут.

Такова официальная точка зрения Общества Любителей Джаза, с которой трудно не согласиться. Я бы только добавил, что юмор - юмором, но ранние диски этого постмодерниста с гитарой были гораздо более вычурными и стебными. Десять лет назад Рибо стремился вписать внешний материал (например, Wind Cries Mary Джимми Хендрикса или While My Guitar Харрисона) в свою исполнительскую концепцию. Теперь музыканту важнее органично вписаться в этот самый внешний материал. Занять свое место, а не утвердить свою самость.

5. John SCOFIELD "A GO GO" 1998
John Scofield [el&ac g (Ibanez AS-200), whistle]; John Medeski (см.) [organ, wurlitzer, clavinet, p]; Chris Wood [ac&el b]; Billy Martin [d, tambourine]
Среди трех мэйджоров-богатырей современного гитарного джаза, Scofield - явный Илья Муромец(два других - разумеется, Frisell и Metheny). В тридцать лет и три года он слез с печки, где булькало сучье варево Майлза Дэйвиса и начал мощную сольную карьеру.
"A Go Go" - впечатляющая работа мастера. Музыка человека, пребывающего в полной гармонии с миром . Относительно невысокое место этого диска в моем перечне объясняется во-первых жесточайшей конкуренцией, во-вторых - тем, что музыка A Go Go слишком узнаваема и привычна, в-третьих - некоторым разочарованием от сайдмен-трио Medeski,Martin&Wood, которое сейчас находится на пике творческих возможностей: я ожидал от них чего-то большего...

На главную страницу