|
26.04.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1.IKUE MORI "HEX KITCHEN"
1995
Ikue Mori [sampler]; John Zorn [clarinet]; Zeena Parkins [el harp, k,
accordion]; David Watson [bagpipe, g]; Hideki Kato [b]; Catherine Jauniaux
[v]; Hahn Rowe [g, b, violin]; Hideki Kato [b]; Jim Staley [trb].
В 1977-м японская барабанщица Ikue Mori переселилась из Токио в Нью-Йорк
и с тех самых пор остается одной из самых значительных и творчески активных
фигур нью-йоркской авангардной сцены. В конце 70-х она была среди основателей
культовой no-wave группы DNA(не путать с одноименной командой, аккомпанировавшей
Suzannе Vega в знаменитом клипе Tom's Diner ). Потом было сотрудничество
с Fred Frith, John Zorn, Marc Ribot, Derek Bailey, Bill Laswell, далее
везде... Кстати, John Zorn присутствует и на обозреваемом альбоме в скромной,
но убедительной роли кларнетиста.
Считается, что Ikue Mori совершила революцию в драм-машинном деле. О технической
стороне вопроса я в силу своего невежества судить не могу, но как человек,
наслышанный склонен поверить этому утверждению. Потому что диск Hex Kitchen
чрезвычайно необычен(извиняюсь за стишок). Вероятно, были задействованы
экзотические ритмические структуры в сочетании с передовыми технологиями...
А главное - это композиторское мастерство Ikue Mori коллектив музыкантов
высочайшего импровизаторского класса. В результате - свежий, роскошный,
поразительный, элегантный авангард... Особо отмечу притягательное "женское
лицо" альбома: помимо очевидного вклада Ikue Mori, очень много значат
и стильный вокал Catherine Jauniaux и незабываемый аккордеон Zeen'ы Parkins.
2. SACRED CEREMONIES: RITUAL MUSIC
OF TIBETAN BUDDHISM 1990
Monks Of The Dip Tse Chok Ling Monastery, Dharamsala
В Обществе Любителей Джаза меня предупредили, что этот диск почему-то
не переносят женщины - вне зависимости от их музыкальной искушенности.
Естественно, придя домой, я немедленно приступил к эксперименту. Дочь
пожала плечами: "Обычная папина музыка... Мне нравится, как они забавно
урчат"(последнее относилось к хоровому горловому пению). Реакция
жены была более канонической: "Это не музыка, а какие-то иерихонские
трубы..." Тут она как в воду глядела. В аннотации к диску можно прочесть
немало интересных вещей, в частности - о 12-футовых металлических парных
трубах: трубачей двое, пока один делает вдох, другой играет: при таком
способе исполнения достигается непрерывность звучания.
Как можно понять из названия диска, записано реальное богослужение в конкретном
монастыре. Запись американских энтузиастов гениальна. Звуки Sacred Ceremonies
создают уникальное пространственное ощущение.
Музыка грандиозна, но не подавляет. Она торжественна без помпезности и
медитативна без вкрадчивости.
3.PERE UBU "PENNSYLVANIA"
1998
David Thomas - vocals, producer; Tom Herman
- guitar; Jim Jones -guitar; Robert Wheeler - synthesizer, theremin.
Гудение гитар, жужжание гитар, местами переходящее в noise.
Страдальческий речитатив. Хрипловато-гнусавые напевы. Психоблюз. Ушедший
в астрал Captain Beefheart, спроецированный на выпавших в осадок Talking
Heads. В каждой ноте грусть. В каждой ноте усталость. Не депрессия, не
декадентская утомленность, но усталость пахаря. "Когда к ночи усталой
рукой Допашу я свою полосу:" . Группе Pere Ubu уже четверть века. Знающие
люди говорят, что сейчас они вернулись к истокам. Странно, еще каких-нибудь
десять лет назад они были похожи на Primus. Pensilvania - шестнадцатый
диск Pere Ubu. Цепляет невероятно.
4.MARC RIBOT "Y LOS CUBANOS POSTIZOS"
1998
Marc Ribot [g, tp]; John Medeski [organ]; Gregory Ribot
[bar sax]; Brad Jones [b]; EJ Rodrigues [perc]; Robert J Rodrigues [d,
perc].
Латина. Конечно же, мощнейший драйв. Конечно же, над бездной юмора.
Из которой произрастает древо эстетизма. И которое плодит уже третий уровень
от этой бездны непосредственного веселья. В этой третьей производной всё
достойно. Если бы Waits отвязничал в латине, было бы, наверное, похоже.
Но у M.R. всё -- более сдержанно. Не по количеству энергии, а по накалу
её видимых проявлений. Эстетство -- и всё тут.
Такова официальная точка зрения Общества Любителей Джаза,
с которой трудно не согласиться. Я бы только добавил, что юмор - юмором,
но ранние диски этого постмодерниста с гитарой были гораздо более вычурными
и стебными. Десять лет назад Рибо стремился вписать внешний материал (например,
Wind Cries Mary Джимми Хендрикса или While My Guitar Харрисона) в свою
исполнительскую концепцию. Теперь музыканту важнее органично вписаться
в этот самый внешний материал. Занять свое место, а не утвердить свою
самость.
5. John SCOFIELD "A GO GO"
1998
John Scofield [el&ac g (Ibanez AS-200), whistle]; John Medeski (см.) [organ,
wurlitzer, clavinet, p]; Chris Wood [ac&el b]; Billy Martin [d, tambourine]
Среди трех мэйджоров-богатырей современного гитарного джаза, Scofield
- явный Илья Муромец(два других - разумеется, Frisell и Metheny). В тридцать
лет и три года он слез с печки, где булькало сучье варево Майлза Дэйвиса
и начал мощную сольную карьеру.
"A Go Go" - впечатляющая работа мастера. Музыка человека, пребывающего
в полной гармонии с миром . Относительно невысокое место этого диска в
моем перечне объясняется во-первых жесточайшей конкуренцией, во-вторых
- тем, что музыка A Go Go слишком узнаваема и привычна, в-третьих - некоторым
разочарованием от сайдмен-трио Medeski,Martin&Wood, которое сейчас
находится на пике творческих возможностей: я ожидал от них чего-то большего...
|