Хаена Ким.
Изображение с официального сайта группы Xtatika.

 

26.09.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.XTATIKA "TONGUE BATH" 2001

Стремительный взлет, вспышка новой звезды... Без этого нет шоу-бизнеса, без этого нет истории искусств. Закон един что для попсы, что для элиты. И абсолютно неизбежны - разговоры о том, что Алсу раскрутил родной папа, что Лагутенко открыл Земфиру.
Теперь у Джона Зорна есть своя Земфира. Ее зовут Хаена Ким. Она - вокалистка корейской группы Xtatica, чей альбом Tongue Bath открыл на зорновском лейбле Tzadik новую серию Oracles ("оракулы", "пророки").
В студийном релизе стиль группы исчерпывающе определен как "магическая смесь альтернативного рока и корейской традиционной музыки". Xtatica - квартет, в который помимо певицы входят два перкуссиониста и басист. Перкуссионные - самые что ни на есть корейские. Бас - электрический, но используется скорее как ударный инструмент. В мощном, нерядовом, многомерном саунде группы его роль - стержневая. Но главная позиция, принадлежит, конечно же, вокалистке. В ее песнях - щебетание райских птиц и жутковатый ритуал сексуального жертвоприношения.
Хаена Ким - экзотический феномен, описать его в привычных координатах довольно сложно. Может быть, так. Возьмите Мередит Монк и Пи Джей Харви в пропорции один к двум. Тщательно перемешайте. Добавьте немного Skin, предварительно очищенной от soul:
Или - возьмите фильм Ким Ки Дука "Остров", главный киношок-2000. Волшебные статичные пейзажи придется подсократить. Брутальные сцены остаются. Вот только рыболовные крючки, которые главные герои погружают в свою плоть, чтобы потом рваться с них истекая кровью надо заменить крупноячеистой сетью. Получим главную фишку альбомного кавердизайна: веревки, которыми стянуто хрупкое тело пророчицы Хаены Ким.
Любопытно, что при втором прослушивании диск кажется куда веселее, чем при первом. Кстати, фильм "Остров" тоже иногда трактуют как лирическую комедию. Надо бы пересмотреть.

2.MCDONALD AND GILES 1970[Limited Edition]

В 1970 году, вскоре после выхода дебютного альбома In The Court Of The Crimson King и последовавшего за этим оглушительного успеха Роберт Фрипп остался в одиночестве: группа King Crimson распалась.
После знакомства с обозреваемым релизом можно уверенно сказать: группа не распалась, а раздвоилась.
В 1970 году Фрипп сотоварищи выпустил второй диск King Crimson "In The Wake Of Poseidon". По общему мнению, он был мрачнее, резче и вычурнее дебютного, не отличаясь от него радикально. Музыканты из первого состава помогли Фриппу при работе над диском. Майкл Джайлс стучал на барабанах как бы на правах сессионного музыканта. А соавтором хитов Cat Food и - возможно - Cadence and Cascade стал мультиинструменталист Иэн Макдональд. Но именно он был наиболее решительным противником кримзоновской концепции. Покидая ансамбль, он заявил: "Это не счастливая музыка. Я же хочу создавать музыку, повествующую о добре, а не о зле. Моя музыка будет более разносторонней. Не думаю, что в ней будет много паранойи или агрессии. В ней будет меньше разочарования". Так оно и вышло.
В 1970-м году Макдональд и Майкл Джайлс выпустили альбом, который продолжал лирическую, балладную линию дебютного альбома King Crimson, не отличаясь от него радикально. Один из хитов - макдональдовский Flight Of The Ibis сопровождает примечательная ремарка: "original melody for Cadence and Cascade". А лучшим на диске представляется Suite In C того же автора. Как следует из справочной информации, эта сюита сочинялась во время американского турне King Crimson 1969/70, оказавшемся фатальным для коллектива.
Роберт Фрипп утверждал: "У King Crimson своя собственная жизнь. Это - творческая сущность, весьма обособленная от составляющих ее музыкантов. С этим столкнулся я сам".
Знакомство с работой Макдональда и Джайлса высветляет один из наиболее причудливых этапов в жизни таинственного организма под названием King Crimson. В 1970 группа раздваивается. Что-то из общей биологии... На месте одной сущности образуется две, каждая с унаследованными(и различными) признаками. Обе сущности кажутся в равной мере жизнеспособными. Но фрипповский King Crimson ожидала долгая, увлекательная, продолжающаяся до сей поры жизнь. А проект Макдональда и Джайлса оказался тупиковой ветвью. Без видимых объективных причин - зачах, заглох, не дал потомства.
Сейчас можно сколько угодно ставить эти диски, слушать, сравнивать, загибать пальцы, перечисляя преимущества "Посейдона" над "Макдональдом". Но объяснения задним числом едва ли приемлемы.
Мы знаем что будет дальше, а они - в 70-м - нет.

3.CLOSED MOUNTAINS 2000[JAZZLAND Русский проект]

В дни далекой юности, когда я слушал, кажется, один только рок, старший товарищ приобщал меня к джазу. Поставив пластинку, вроде бы, Чекасина, он закрывал глаза и с блаженной улыбкой говорил: "Смотри: Вот: сакс крадется". И я недоверчиво, но послушно вглядывался в черноту колонки. Первое впечатление от квартета Closed Mountains - музыка крадущихся саксов. Они наступают со всех четырех сторон. Нет, не совсем так. Собственно саксофонистов - двое: Юрий Яремчук и Жан Киливик. Кристоф Роше - кларнетист, а Роман Рось и вовсе скрипач. Украинско-французский коллектив "Закрытые горы" тяготеет к абстрактному джазу, в котором, однако же, проступают родовые фолковые черты. Опять не совсем точно. 4 композиций, автором которых значится весь ансамбль и два дуэта - это бескомпромиссный абстракционизм, местами весьма убедительный, местами несколько аморфный. Но мне особо милы три сольных сочинения. Музыкант оказывается один на один с собственным материалом; не предполагается тотальной коллективной импровизации, которая все спишет. И вот тогда раскрываются closed mountains и на их туманящихся склонах проступает во всей своей щемящей простоте генетическая memory.

 

4. KENNY BARRON & REGINA CARTER "FREEFALL" 2000[Limited Edition]


Кенни Бэррон - джазовый пианист с мировым именем. Тяготеет к четким песенным формам. Романтик, колорист, один из достойнейших представителей мэйнстрима. Сейчас ему под 60, а начал он очень рано и долго ходил в вундеркиндах. Что сближает его с партнершей по отчетному диску. Вхождение Риджина Картер в джазовую элиту также было ранним и стремительным. Сейчас она - первая скрипка мирового джаза. Отмечу ее заметную роль на "цыганском" диске саксофониста-однофамильца(вот кстати, еще один вундеркинд). По мощью и драйвом эта афроамериканской скрипачки напоминает черных же певиц. В дуэте с Бэрроном ее роль формально вторая: он как бы профессор, а она - первая ученица. Тем не менее, она переигрывает партнера. То ли витальности ней больше, то ли звукооператор намудрил. От этого испытываешь некоторый дискомфорт. Очень много интерплэя, но такое впечатление, что это Риджина Картер не хочет никуда от себя отпускать Бэррона. А стоит ему все-таки уйти в соло, задуматься - партнерша входит без стука и все расставляет по полочкам. Она знает, как надо. Оттого музыка, исполняемая двумя бесспорными мастерами, часто кажется довольно прямолинейной. Исполняются джазовые стандарты, и сочинения Бэррона и Картер. Но мне больше всего понравилась версия Fragile(сочинение Стинга). Этот симпатичный шлягер кажется наиболее адекватен образом подходит стилистике дуэта.

 

5.HUGO RACE "SECOND REVELATOR" 1991[Limited Edition]

Альтернативный рок, умеренно мрачный. В дополнение к инструментальному минимуму наличествуют клавишные, саксофон, флейта: Первые 2-3 композиции звучат совсем неплохо и даже что-то такое обещают. Но постепенно ожидания обманываются. Импровизации свертываются. Энергетика разжижается. Всё кончается каким-то бестолковым и совершенно мэйнстримным громыханием. Еще утомляет манера лидера(он же вокалист и гитарист) зловеще пришепетывать и глухо подвывать: всё пугает, пугает. Где он, спрашивается этого понабрался? Известно где - в группе The Bad Seeds. В компании с Ником Кейвом Хьюго Рэйс(гитара, бэк-вокал) пугал народ в 1984-1988 годах(в т.ч. и на моем любимом диске Tender Prey). Потом их с Кейвом пути разошлись. Правда, Рэйс отметился в 1996 на Murder Ballads, но его участие в записи было точечным. С 1989 года у экс-гитариста Bad Seeds свой коллектив - The True Spitit, чей третий альбом мы, собственно, и заканчиваем обозревать: Second Revelator слушать можно, особенно если не слишком напрягаться по поводу сходств и различий с The Bad Seeds. Полную информацию о деятельности Хьюго Рейса можно получить на его официальном сайте.

 

 

На главную страницу