LaDaaBa
Orchest
26.11.01
BORIS KOVAC & LADABA
ORCHEST
Музыка последней ночи на земле. Предназначена
для танцевального party, устроенного по случаю апокалипсиса: вполне декадентская
заявка. Обложка у альбома - неотлотрековская. На обороте - фотография
оркестра, все музыканты мефистофельском макияже, а у басиста Милоша Матича
и вовсе зеленые брови. Всё это порождает определенные ожидания, которым
не суждено сбыться. Не будет ни черных роз в бокале ни даже тигровых лилий.
Декадентско-модернистский угар на поверку оказывается сгущенным до консистенции
античного эпоса. Ключевые эпитеты для этой музыки - "роскошный", "щемящий",
"чистый".
ELTON DEAN "TWO'S AND THREE'S" 1994 [Limited Edition] У Элтона Дина интенсивное, пронзительное звучание. Пронзительное не только в чисто физическом смысле слова (тут всё предопределено выбором инструментов, Дин играет на альт-саксофоне и сакселло), но и в эмоциональном. Если говорить об общей эмоциональной окраске альбома, Дин: точнее его лирический герой предстает темпераментным меланхоликом. Из работ саксофониста, которые мне довелось слышать, Two's and Three's наиболее джазовый и наименее роковый и, не могу не добавить - это сильнейший из известных мне дисков отца-основателя Soft Machine. Название вполне отражает формат. Дин играет дуэты и трио. Причем каждую очередную композицию - с новыми партнерами. Прямо как в хоккее идет постоянная смена состава. Команда Дина - это настоящая сборная Британии по современному джазу: басист Марсио Маттос, пианист Хоуард Райли, гитаристы Марк Хьюинс и Джон Этеридж, а также группа Mujician - вся как один, включая самого Кита Типпета. Последнюю композицию, The Duke, следует признать кульминационным моментом диска по многим причинам. Назову две. Первая - курьезная - состоит в том, что ради The Duke для Элтон Дин, идя по стопам Дюма-отца, снаряжает квартет вместо обещанных Two's and Three's. Вторая посерьезнее: ударник Тони Левин, этот четвертый мушкетер, шестой полевой игрок, на старте размявшись в перепасовке с басистом Полом Роджерсом, выдает барабанное соло - отнюдь не самое громкое и уж точно не самое продолжительное(минуты 2) в мировой истории - но такое, которое заслуживает того, в этой самой истории остаться навсегда. ENRICO RAVA "THE PILGRIM AND THE STARS" 1975 ECM В композициях Энрико Равы - благородная пышность, так свойственная итальянской культуре в ее лучших проявлениях. А звук трубы Энрико Равы - очень теплый, сочный; я бы даже, сказал, что там есть фруктовый привкус - наподобие того, что отличает вина итальянского юга. Впрочем, родина Равы - самый что ни на есть итальянскиий север: Триест, интернациональный город. И ансамбль тоже интернациональны: помимо лидера-трубача туда входят американский гитарист Джон Эберкромби, шведский басист Палле Даниеллсон и норвежский барабанщик Йон Кристенсен. Взаимодействие Рава-Эберкромби немного напоиинает о связке Майлза Дэвиса и Джона Маклафлина. Что совершенно не удивляет, если посмотреть на год издания альбома. Помимо объективных достоинств The Pilgrim and the Stars - волнующий документ фантастического времени, каким, без сомнения, были ранние семидесятые. В музыке пилигрим-квартета неизгладимо присутствуют черты той эпохи: свежесть, порыв, дух творческой консолидации. Но 1975-й год был переломным. Уже началась череда не связанных между собой напрямую, однако складывающихся в одну нерадостную картину. Роберт Фрипп крайне недовольный новоиспеченным диском Red объявил о роспуске Crimson "for ever and ever". Майлз Дэвис, покалечившийся в автокатастрофе, добровольно сходит с дистанции на долгие годы. Джон Маклафлин со своим ураганным Mahavishnu Orchestra упирается в помпезно-неоклассический тупик, а другой флагман джаз-рока, Чик Кориа с Return to Forever берет курс на безоговорочную коммерциализацию. Ян Андерсон из Jethro Tull записывает сакраментальную Too Old To Rock-n-Roll Too Young To Die. Звезды над пилигримами меркли, наступало хмурое утро. В 1975-м Энрико Раве было 32 и его карьера только-только набрала обороты. Он продолжал записывать яркие альбомы, но это была уже несколько иная музыка, о которой мы поговорим в другой раз. LAURIE ANDERSON "LIFE ON A STRING" 2001[Limited Edition] Лучшие вещи Лори Андерсон, какими бы нежными и хрупкими они не казались, несут в себе энергетический заряд огромной силы. И поскольку изначальная стихия Андерсон - перформанс, то и песни ее обладают способностью притягивать к себе самые неожиданные контексты. Так, в фильме Вонга Кар-Вая "Падшие ангелы" под песню Лори Андерсон "Father Father" идет сцена с героиней-наводчицей, которая мастурбирует, не вынимая сигарету изо рта. И этот эпизод нельзя назвать одним из сильнейших фильме только потому, что слабых эпизодов там нет как таковых. Короче говоря, от Лори Андерсон всегда ждешь многого. В случае с Life On A String: в моем случае с Life On A String эти ожидания не вполне оправдались. Упругие наэлектризованные шелка Лори Андерсон довольно долго веют чем-то давно знакомы и скользят по поверхности восприятия. Сцепление начинается лишь на песне Broken#8) с ее очаровательно-минималистичными клавишами. И по настоящему трогает следующая композиция, Washington Street. Когда начинаешь разбираться - в ее чем изюминка, ответ приходит сразу же: вот эти сдержанные, слегка атональные аккорды Билла Фризелла. Это единственный трек, где отметился виднейший гитарист современности, зато его любимый баранщик Джои Бэрон поучаствовал в записи 4-х композиций. В сотрудничестве с Лори Андерсон также были замечены среди множества прочих такие видные нью-йоркские музыканты как перкуссионист Мино Чинелу, виолончелист Эрик Фридляндер, басист Грег Коэн и Лу Рид в качестве гитариста в песне под названием "One Beautiful Evening". БЕЛЫЙ
ОСТРОГ"ЛЮБОВЬ МОЯ - ЦВЕТ ЗЕЛЕНЫЙ" "Белый острог" - дуэт. Электрогитарист и
электроскрипач, активно применяющие электронные устройства. Музыканты
родом из Иркутска. Изначально были связаны с театром. Не будучи в достаточной
мере востребованы в России начала 90-х, переместились в Европу, затем
в Америку. И вот - снова в России "Любовь моя, цвет зеленый" - строчка-рефрен
из "Цыганского романсеро" Федерико Гарсиа Лорки в переводе Гелескула.
Музыка написана для балета по мотивам пьесы того же автора. Пьеса называется
"Бернарда Альба"; народная трагедия типа "все умерли". Музыка представляет
собой амальгаму традиционного фламенко, фриппертроники и пассажей в духе
фрипповского же ансамбля "Crafty Guitars". Что звучит вполне убедительно,
но в известной мере вторично. |
|