LaDaaBa Orchest
(фото Милана Летича)

 

26.11.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

BORIS KOVAC & LADABA ORCHEST
"THE LAST BALKAN TANGO.
An Apocalyptic Dance Party" Piranha 2001

 

Музыка последней ночи на земле. Предназначена для танцевального party, устроенного по случаю апокалипсиса: вполне декадентская заявка. Обложка у альбома - неотлотрековская. На обороте - фотография оркестра, все музыканты мефистофельском макияже, а у басиста Милоша Матича и вовсе зеленые брови. Всё это порождает определенные ожидания, которым не суждено сбыться. Не будет ни черных роз в бокале ни даже тигровых лилий. Декадентско-модернистский угар на поверку оказывается сгущенным до консистенции античного эпоса. Ключевые эпитеты для этой музыки - "роскошный", "щемящий", "чистый".
"The Last Balkan Tango" - не просто набор танцевальных мелодий в балканском духе, но цельное гармоничное произведение, по архитектуре напоминающее скорее даже симфонию, чем сюиту.
Прямые географические корни этой музыки - в Войводине. Небольшая область неподалеку от Белграда, место уникального смешения различных культур. О судьбоносном значении этого района нам уже приходилось писать. В главном городе Войводины, Нови-Саде базируется Ladaba Orchest, там родился и туда вернулся несколько лет назад лидер коллектива - саксофонист и композитор Борис Ковач. Едва ли подлежит сомнению, что сегодня мы являемся свидетелями (а многие посетители сайта - непосредственными участниками) балканского музыкального бума.
В качестве реплики в сторону, замечу, что на мой взгляд к моде нужно относиться со всей серьезностью: денежные разводки и дешевые восторги не должны заслонять главного: мода имеет прямой выход на дух, нерв, аромат настоящего времени; из двух творцов при прочих равных условиях модный имеет перед немодным явную фору: у него попросту больше возможностей(как, впрочем, и угроз).
Так вот, есть ощущение, что что альбом "The Last Balkan Tango" знаменует собой пик, высшую точку моды на балканскую музыку, трактуемую трактуемую максимально широко - от Кишинева до Нью-Йорка, от Taraf de Haidouks до Энтони Коулмана. Есть ощущение, что сегодня всё это вращается вокруг ковачевского саксофона подобно тому как вращалась ночь вокруг трубы оркестра в стихотворении поэта, который носил непотопляемую фамилию, но с маникальным постоянством воспевал тонущие корабли. Лично для меня по своему настроению, по своему воздействию последнее танго Бориса Ковача нераздельно связано с последним парадом Бориса Поплавского.

 

ELTON DEAN "TWO'S AND THREE'S" 1994 [Limited Edition]

У Элтона Дина интенсивное, пронзительное звучание. Пронзительное не только в чисто физическом смысле слова (тут всё предопределено выбором инструментов, Дин играет на альт-саксофоне и сакселло), но и в эмоциональном. Если говорить об общей эмоциональной окраске альбома, Дин: точнее его лирический герой предстает темпераментным меланхоликом. Из работ саксофониста, которые мне довелось слышать, Two's and Three's наиболее джазовый и наименее роковый и, не могу не добавить - это сильнейший из известных мне дисков отца-основателя Soft Machine. Название вполне отражает формат. Дин играет дуэты и трио. Причем каждую очередную композицию - с новыми партнерами. Прямо как в хоккее идет постоянная смена состава. Команда Дина - это настоящая сборная Британии по современному джазу: басист Марсио Маттос, пианист Хоуард Райли, гитаристы Марк Хьюинс и Джон Этеридж, а также группа Mujician - вся как один, включая самого Кита Типпета. Последнюю композицию, The Duke, следует признать кульминационным моментом диска по многим причинам. Назову две. Первая - курьезная - состоит в том, что ради The Duke для Элтон Дин, идя по стопам Дюма-отца, снаряжает квартет вместо обещанных Two's and Three's. Вторая посерьезнее: ударник Тони Левин, этот четвертый мушкетер, шестой полевой игрок, на старте размявшись в перепасовке с басистом Полом Роджерсом, выдает барабанное соло - отнюдь не самое громкое и уж точно не самое продолжительное(минуты 2) в мировой истории - но такое, которое заслуживает того, в этой самой истории остаться навсегда.

ENRICO RAVA "THE PILGRIM AND THE STARS" 1975 ECM

В композициях Энрико Равы - благородная пышность, так свойственная итальянской культуре в ее лучших проявлениях. А звук трубы Энрико Равы - очень теплый, сочный; я бы даже, сказал, что там есть фруктовый привкус - наподобие того, что отличает вина итальянского юга. Впрочем, родина Равы - самый что ни на есть итальянскиий север: Триест, интернациональный город. И ансамбль тоже интернациональны: помимо лидера-трубача туда входят американский гитарист Джон Эберкромби, шведский басист Палле Даниеллсон и норвежский барабанщик Йон Кристенсен. Взаимодействие Рава-Эберкромби немного напоиинает о связке Майлза Дэвиса и Джона Маклафлина. Что совершенно не удивляет, если посмотреть на год издания альбома. Помимо объективных достоинств The Pilgrim and the Stars - волнующий документ фантастического времени, каким, без сомнения, были ранние семидесятые. В музыке пилигрим-квартета неизгладимо присутствуют черты той эпохи: свежесть, порыв, дух творческой консолидации. Но 1975-й год был переломным. Уже началась череда не связанных между собой напрямую, однако складывающихся в одну нерадостную картину. Роберт Фрипп крайне недовольный новоиспеченным диском Red объявил о роспуске Crimson "for ever and ever". Майлз Дэвис, покалечившийся в автокатастрофе, добровольно сходит с дистанции на долгие годы. Джон Маклафлин со своим ураганным Mahavishnu Orchestra упирается в помпезно-неоклассический тупик, а другой флагман джаз-рока, Чик Кориа с Return to Forever берет курс на безоговорочную коммерциализацию. Ян Андерсон из Jethro Tull записывает сакраментальную Too Old To Rock-n-Roll Too Young To Die. Звезды над пилигримами меркли, наступало хмурое утро. В 1975-м Энрико Раве было 32 и его карьера только-только набрала обороты. Он продолжал записывать яркие альбомы, но это была уже несколько иная музыка, о которой мы поговорим в другой раз.

LAURIE ANDERSON "LIFE ON A STRING" 2001[Limited Edition]

Лучшие вещи Лори Андерсон, какими бы нежными и хрупкими они не казались, несут в себе энергетический заряд огромной силы. И поскольку изначальная стихия Андерсон - перформанс, то и песни ее обладают способностью притягивать к себе самые неожиданные контексты. Так, в фильме Вонга Кар-Вая "Падшие ангелы" под песню Лори Андерсон "Father Father" идет сцена с героиней-наводчицей, которая мастурбирует, не вынимая сигарету изо рта. И этот эпизод нельзя назвать одним из сильнейших фильме только потому, что слабых эпизодов там нет как таковых. Короче говоря, от Лори Андерсон всегда ждешь многого. В случае с Life On A String: в моем случае с Life On A String эти ожидания не вполне оправдались. Упругие наэлектризованные шелка Лори Андерсон довольно долго веют чем-то давно знакомы и скользят по поверхности восприятия. Сцепление начинается лишь на песне Broken#8) с ее очаровательно-минималистичными клавишами. И по настоящему трогает следующая композиция, Washington Street. Когда начинаешь разбираться - в ее чем изюминка, ответ приходит сразу же: вот эти сдержанные, слегка атональные аккорды Билла Фризелла. Это единственный трек, где отметился виднейший гитарист современности, зато его любимый баранщик Джои Бэрон поучаствовал в записи 4-х композиций. В сотрудничестве с Лори Андерсон также были замечены среди множества прочих такие видные нью-йоркские музыканты как перкуссионист Мино Чинелу, виолончелист Эрик Фридляндер, басист Грег Коэн и Лу Рид в качестве гитариста в песне под названием "One Beautiful Evening".

БЕЛЫЙ ОСТРОГ"ЛЮБОВЬ МОЯ - ЦВЕТ ЗЕЛЕНЫЙ"
2001[демо-версия]

"Белый острог" - дуэт. Электрогитарист и электроскрипач, активно применяющие электронные устройства. Музыканты родом из Иркутска. Изначально были связаны с театром. Не будучи в достаточной мере востребованы в России начала 90-х, переместились в Европу, затем в Америку. И вот - снова в России "Любовь моя, цвет зеленый" - строчка-рефрен из "Цыганского романсеро" Федерико Гарсиа Лорки в переводе Гелескула. Музыка написана для балета по мотивам пьесы того же автора. Пьеса называется "Бернарда Альба"; народная трагедия типа "все умерли". Музыка представляет собой амальгаму традиционного фламенко, фриппертроники и пассажей в духе фрипповского же ансамбля "Crafty Guitars". Что звучит вполне убедительно, но в известной мере вторично.
И, должен признаться, в этот этот разлом между "убедительно" и "вторично", проваливается мой персональный интерес к творчеству группы "Белый острог". Как песок в соответствующих часах. Когда бы бег песочных ручейков возможно было обратить вспять: будь я лет на 10 помоложе, мог бы быть реальным поклонником этого коллектива и активным покупателем их дисков, которые сейчас распространяются на концертах в виде сидиаров с посредственной полиграфией. Кстати, даже по обозреваемому студийному диску ощущается большой потенциал "Белого острога" именно как живой, концертной группы. В их исполнительском арсенале есть средства для приведения публики в экстаз. Что подтверждается любопытными показаниями непредвзятого свидетеля. Нет никакого сомнения, что группа достойна большего, чем эпизодические концерты и самопальные сидиары. Есть целая генерация слушателей, которые воспримут эту музыку на ура и будут по-своему правы.
И есть обстоятельства, которые позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Речь не только о группе "Белый острог" и их потенциальной аудитории: Не знаю как в других городах, но у нас в Москве среда обитания "креативной музыки", "другой музыки" etc. заметно прогрессирует. Вот, скажем, неделю назад в клубе "Дом" с большим успехом прошел концерт суфийских музыкантов из Пакистана "Sabri brothers". И не в том дело, что концерт понравился гостям "Дома". Аншлаги и восторги для этого клуба - дело обычное. Более показателен финансовый успех мероприятия. Дело в том, что московский концерт "Sabri brothers" цены были выставлены вполне лондонские. К примеру, я не попал на действо, только потому что не смог перешагнуть определенный психологический барьер (это состояние в просторечии характеризуется словами "жаба задушила"). Однако и без вашего покорного слуги зал был заполнен до отказа, причем представителей пакистанской диаспоры было не так уж много, подавляющее большинство составляли наши сограждане. По мне, ажиотажный спрос на музыку весьма далекую от поп-стандартов - вещь отрадная. И неслучайная. Вот пример из другой, казалось бы области. Моя знакомая отправилась на рынок покупать набор для приготовления фондю. И там столкнулась с неожиданными проблемами: во первых - очередь, во-вторых - большой выбор, глаза разбежались, в третьих - то, на чем глаза все же остановились, увели из-под носа: О чем это говорит? О том, что народ делается разборчивее и изощреннее. Ему подавай суфийских певцов и фондющницу, ему недостаточно группы Roxette с микроволновкой. То есть, приближаемся к европейским стандартам бытования. И если, даст Бог, страны ОПЕК не раскурочат окончательно наш баррель, глядишь - года через два-три мы, потребители "другой музыки" заживем не хуже чем в Праге. Вот только цены у нас все равно будут лондонские.

На главную страницу