29.05.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

Нынешний отчет неожиданно получился концептуальным. Все диски оказались так или иначе замешаны на испанском материале. Какие ассоциации вызывают слова "испанская музыка"? Фламенко, кастаньеты, гитары и еше раз гитары... Ничего похожего обозреваемые диски не содержат. Не надо думать, что речь пойдет о о какой-то специальной, нетипичной музыке... Просто приведенный ассоциативный ряд навеян цыганской традицией. А цыган сегодня не будет. Зато будут сефарды, галисийцы, андалузские мавры и баски.

 

1.ANTHONY COLEMAN "SEPHARDIC TINGE" 1994


Мощный поток творческого самопознания. Один из основополагающих дисков зорновской "радикальной еврейской серии" реализован в формате фортепианного трио. Лидеру-пианисту придана ритм-секция "Масады" - басист Грег Коэн и барабанщик Джои Бэрон. Команда играет потрясающе. Коэн и Бэрон в полной мере адекватны свирепому лиризму Коулмэна. Такого звучания ни у кого из белых пианистов я что-то не припомню. Да и у черных тоже.
Как два источника и две составные части Энтони Коулмэна - еврейский плач и еврейский танец...
Из любопытного автокомментария, предпосланного диску, можно узнать, что мощный поток самопознания подхватил Коулмэна на улице его детства в Бруклине. Там постоянным фоном звучали сальсы и меренги. Их заводили соседи-доминиканцы(не монахи, а выходцы с Гаити)... Латинская музыка восходит к испанской. И корневой джаз тоже: отец-основатель Джелли Ролл Мортон выделял в своей музыке то, что он называл Spanish Tinge(испанский оттенок). А цель Энтони Коулмэна - Sephardic Tinge. Культура сефардов, средневековых испанских евреев, интригует и вдохновляет его. Поток творческого самопознания не то восходит к своему устью, не то вливается в некий метафизический океан.


2.LA MUSGANA "LUBICAN" 1993

Первое и самое стойкое ощущение - свежесть. Музыка родниковой кондиции. Щебетание флейт. Трели волынок. Какие-то хитрые двойные барабаны. Испанцы, проживающие в США звучат очень и очень по-кельтски. Впрочем, они и есть кельты - выходцы из провинции Галисия на севере Пиренеев. Там, вроде бы, даже ландшафты похожи на ирландские. Исполняются средневековые мелодии северной и центральной Испании. За хотой следует гальярда, за пассакальей - пасадобль. В чем - с позиции современного слушателя - главная проблема европейской средневековой музыки? В скованности, заданности, расчисленности. В чем проблема родниковой воды? Она пресная. Подвержены ли вышеуказанным проблемам рыцари водяной крысы(по-испански эта симпатичная зверюшка будет la musgana)? Есть немного. Отдельные треки грешат монотонностью. Но вообще-то Lubican изобилует примерами преодоления первородного тематического однообразия: роскошно-сентиментальная Manolo Mio(#7), размашистая Passacalles de Bodas(#10), заводная Charrada de Bercimuelle(#11). Еще очень хорош меланхоличный Romance de la Galarda(#12) - пожалуй, единственное, что есть на диске из привычно-испанского, ожидаемо-испанского: А финальный веселый Pasadobles de Zamora(#14) должен особенно позабавить русского слушателя. Что-то слышится родное в этой недолгой песне. Лично мне слышится - "А я верила всё и как роза цвела" с добавлением пары тактов или что они там добавляют в Заморе:


3.FAIRUZ & RAHBANI BROTHERS "ANDALOUSSIYAT" 1966

Ливанская дива Файруз и ее постоянная группа Rahbany Brothers реконструировали... точнее реинкарнировали дворцовую музыку андалузских мавров. Сильное, многогранное произведение с серьезным поэтическим бэкграундом. Хоровой драйв на уровне лучших дисков Нусрата Фати Али Хана. А голос Файруз я бы уподобил драгоценности - ослепительной и тяжелой. В ее пении - пластика ориентального танца: грациозные замирания, отточенные жесты...
Диск записан в 1966-м году. Запись показалась мне во-первых монофонической, во-вторых сделанной на минимальном числе дорожек - при том, что надо было вобрать внушительный хор, феноменальную солистку и подобающее количество восточных инструментов. Одним словом, звучание какое-то нездешнее. В этом есть свой кайф, но уж очень трудно его удержать до конца диска.
Andaloussiyat продается на cdmusic.ru




4.OSKORRI "URA(H2O)" 1966

Баскская фолк-группа. В длинном списке участников, ближе к концу, отметился знаменитый перкуссионист Глен Велес. Исполняются народные песни и мелодии, по большей части аранжированные в позапрошлом(XIX) веке. Впечатление двоякое. Ввполне безликие, усредненно-фольклорные опусы соседствуют с более чем убедительными композициями. С Ura я поступился принципами. Всегда я слушаю диск таким какой он есть, не прибегая к перепрограммированию треков. А тут не выдержал, отделил зерна от плевел. В результате получилась симпатичная EP-шка, которую можно сравнить с вышеописанным Lubican'ом - музыка во многих смыслах сопредельная; в частности, баски также отдают должное нашим русским мотивам.