29.06.01 ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ Опять непрошеная концептуальность просочилась
незнамо откуда. Сегодняшний выпуск получился индийским. И если с аутентичным
N1 текущего хит-парада все ясно, то по поводу двух других участников следует
добавить пару слов. То, что Роберт Фрипп использует индийские мотивы -
факт общеизветный, но лично я никогда не ощущал это так сильно, как при
прослушивании Projekct X "Heaven and Earth"(N2). Возможно, все
дело в том, что перед "Heaven..." я много-много раз прослушал
самый что ни на есть индийский диск Ecstasy. И наконец, американский коллектив
Banyan(N3), который иногда называют супергруппой обязан Индии не только
своим названием, но и лучшим что есть в его музыке. 1. USTAD BISMILLAH KHAN AND PARTY"ECSTASY" 1969 Честно говоря, перед приобретением этого диска в сетевом магазине cdmusic.ru, я некоторое время колебался. На сайте информации - ноль. Мало ли в Азии Устад Ханов: бывает ли вообще там просто музыка, а не есstasy... Но интуиция подсказывает: надо купить. Но Полез в Сеть, а там - "легендарный, несравненный". Ладно, уговорили - беру... Устад Бисмилла Хан , родился в Думране (Индия, штат Бихар) в 1916. Потомственный музыкант. Как и все в его роду, играл на на shehnai (индийский гобой) и достиг в освоении этого инструмента с густым тягучим звуком таких высот, что нынче в Сети мудрено найти слово shehnai отдельно от Ustad Bismillah Han. Обозреваемый диск Eсstasy - это три раги продолжительностью 29:23, 15:08, 12:52 соответственно. Если не ошибаюсь, кроме лидирующего гобоя в ансамбле участвует еще один неопознанный мной духовой инструмент и перкуссионные. Неподготовленного слушателя музыка несколько угнетает своей заунывностью и мелодической лапидарностью. Мне, например, всё казалось что интерплэя мало - знаете как я интерплэй люблю. Однако, на втором и тем более на третьем прослушивании все претензии куда-то улетучиваются, и музыку начинаешь трактовать в исключительно духе известных энергических высказываний Б.Н.Ельцина (в защиту отечественных производителей) типа "наш российский помидор - у него вкус лучше и не надо". И eсstasy, кстати говоря, так и прет полным ходом, просто "лови ее ртом - стаканы тесны" как пел видный отечественный производитель сего продукта. Особенно это касается второй вещи, Raag Guiri Todi , той что 15:08. 2.PROJEKCT X"HEAVEN AND EARTH "2000 Очередной Projekсt Фриппа и компании обозначен X, а не Fifth, как можно было бы ожидать. В аннотации указано, что диск записывался параллельно с кримзоновским альбомом The ConstruKction of Light. Интересно было бы произвести сравнительный анализ двух дисков, да только последний альбом багровых королей я не очень хорошо помню, ибо он совсем ненадолго задержался в моем персональном плэйлисте. Похоже, "Heaven and Earth" ожидает та же участь. Нет свежести. Музыка простовата и скучновата. Слишком заметен(больше, чем на каком-либо другом Projekсt'е) Пат Мастелотто. Он выступил не только как музыкант, но и как сопродюсер: Говоря о Мастелотто-ударнике, вынужден признаться, что мне не по душе его стиль: "долбежный станок" - как выразился один мой знакомый. Говоря о Мастелотто-продюсере, должен заметить, что он отнюдь не дал затеряться Мастелотто-ударнику. А в остальном всё как всегда: барражируют унывные гитарные соло, разрастаются сумрачные саундскейпы, разносятся инфернальные вздохи и хрипы. На диске продолжительностью 73 минуты - целых пятнадцать треков. Отсюда вывод: projekсtёры подались в миниатюристы. Интересно, что лучшие вещи "Heaven and Earth " - как раз длинные, те, где у музыкантов успевает открыться второе дыхание - и тогда появляется настоящий драйв. Несмотря на всеохватное название, "Heaven and Earth" (особенно поначалу) производит впечатление опуса камерного, разворачивающегося в ограниченном, узком пространстве. Словно бы люди для того, чтобы развести большой костер разжигают маленький костерок прикрывая его ладонями. И получается у них это с переменным успехом: то дымит, то шипит, то язычки огня все же вырываются: Такое чувство, что Projeckt выгорает изнутри, ему не хватает притока свежего воздуха. Однако, что-то я окончательно погряз в эстетике Андрея Макаревича. Каждый костер когда-то догорит, понимаете ли.
Баньян - символ Индии, нечто вроде нашей
белой березы. Баньян велик, долговечен, тенист. Под дружественной сенью
баньяна собираются сельские сходки. Жизнь индийской деревни концентрируется
вокруг этого величественного дерева. |
|