29.06.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

Опять непрошеная концептуальность просочилась незнамо откуда. Сегодняшний выпуск получился индийским. И если с аутентичным N1 текущего хит-парада все ясно, то по поводу двух других участников следует добавить пару слов. То, что Роберт Фрипп использует индийские мотивы - факт общеизветный, но лично я никогда не ощущал это так сильно, как при прослушивании Projekct X "Heaven and Earth"(N2). Возможно, все дело в том, что перед "Heaven..." я много-много раз прослушал самый что ни на есть индийский диск Ecstasy. И наконец, американский коллектив Banyan(N3), который иногда называют супергруппой обязан Индии не только своим названием, но и лучшим что есть в его музыке.
Должен обратить внимание слушателей radio noskoff на то, что все отобранные с отчетных дисков композиции весьма продолжительные, в лучших индийских традициях. И потому соответствующие mp3 - файлы формировались с битрейтом вполовину ниже обычного. Не взыщите.

1. USTAD BISMILLAH KHAN AND PARTY"ECSTASY" 1969

Честно говоря, перед приобретением этого диска в сетевом магазине cdmusic.ru, я некоторое время колебался. На сайте информации - ноль. Мало ли в Азии Устад Ханов: бывает ли вообще там просто музыка, а не есstasy... Но интуиция подсказывает: надо купить. Но Полез в Сеть, а там - "легендарный, несравненный". Ладно, уговорили - беру... Устад Бисмилла Хан , родился в Думране (Индия, штат Бихар) в 1916. Потомственный музыкант. Как и все в его роду, играл на на shehnai (индийский гобой) и достиг в освоении этого инструмента с густым тягучим звуком таких высот, что нынче в Сети мудрено найти слово shehnai отдельно от Ustad Bismillah Han. Обозреваемый диск Eсstasy - это три раги продолжительностью 29:23, 15:08, 12:52 соответственно. Если не ошибаюсь, кроме лидирующего гобоя в ансамбле участвует еще один неопознанный мной духовой инструмент и перкуссионные. Неподготовленного слушателя музыка несколько угнетает своей заунывностью и мелодической лапидарностью. Мне, например, всё казалось что интерплэя мало - знаете как я интерплэй люблю. Однако, на втором и тем более на третьем прослушивании все претензии куда-то улетучиваются, и музыку начинаешь трактовать в исключительно духе известных энергических высказываний Б.Н.Ельцина (в защиту отечественных производителей) типа "наш российский помидор - у него вкус лучше и не надо". И eсstasy, кстати говоря, так и прет полным ходом, просто "лови ее ртом - стаканы тесны" как пел видный отечественный производитель сего продукта. Особенно это касается второй вещи, Raag Guiri Todi , той что 15:08.

2.PROJEKCT X"HEAVEN AND EARTH "2000

Очередной Projekсt Фриппа и компании обозначен X, а не Fifth, как можно было бы ожидать. В аннотации указано, что диск записывался параллельно с кримзоновским альбомом The ConstruKction of Light. Интересно было бы произвести сравнительный анализ двух дисков, да только последний альбом багровых королей я не очень хорошо помню, ибо он совсем ненадолго задержался в моем персональном плэйлисте. Похоже, "Heaven and Earth" ожидает та же участь. Нет свежести. Музыка простовата и скучновата. Слишком заметен(больше, чем на каком-либо другом Projekсt'е) Пат Мастелотто. Он выступил не только как музыкант, но и как сопродюсер: Говоря о Мастелотто-ударнике, вынужден признаться, что мне не по душе его стиль: "долбежный станок" - как выразился один мой знакомый. Говоря о Мастелотто-продюсере, должен заметить, что он отнюдь не дал затеряться Мастелотто-ударнику. А в остальном всё как всегда: барражируют унывные гитарные соло, разрастаются сумрачные саундскейпы, разносятся инфернальные вздохи и хрипы. На диске продолжительностью 73 минуты - целых пятнадцать треков. Отсюда вывод: projekсtёры подались в миниатюристы. Интересно, что лучшие вещи "Heaven and Earth " - как раз длинные, те, где у музыкантов успевает открыться второе дыхание - и тогда появляется настоящий драйв. Несмотря на всеохватное название, "Heaven and Earth" (особенно поначалу) производит впечатление опуса камерного, разворачивающегося в ограниченном, узком пространстве. Словно бы люди для того, чтобы развести большой костер разжигают маленький костерок прикрывая его ладонями. И получается у них это с переменным успехом: то дымит, то шипит, то язычки огня все же вырываются: Такое чувство, что Projeckt выгорает изнутри, ему не хватает притока свежего воздуха. Однако, что-то я окончательно погряз в эстетике Андрея Макаревича. Каждый костер когда-то догорит, понимаете ли.

 

3.BANYAN"ANYTIME AT ALL" 1998

Баньян - символ Индии, нечто вроде нашей белой березы. Баньян велик, долговечен, тенист. Под дружественной сенью баньяна собираются сельские сходки. Жизнь индийской деревни концентрируется вокруг этого величественного дерева.
Ансамбль "Баньян" сформировал барабанщик Стивен Перкинс, в прошлом - участник известной альтернативной группы "Porno For Pyros", сотрудничавший также и с Nine Inch Nails и с Red Hot Chile Peppers. В этом ряду Banyan - проект куда менее жесткий.
All Music Guide определяет музыкальный стиль коллектива как alternative pop. На мой взгляд Anytime At All - нормальный современный фанк/фьюжн. Что называется, вкусная запись. Вот оценка Общества Любителей Джаза:
Этот диск стал критерием в сознании и в фонотеке многих меломанов. Потрясающей красоты как запись, так и исполнительские качества участников проекта. Драйв не таков, чтобы сносить крышу, но зато он таков, чтобы уносить вашу душу. Да так, что после прослушивания этого диска не хочется возвращаться на грешную землю.
По мне - чересчур восторженно. Я бы определил эту музыку как звуковые обои для высоколобых. Баньян - творческое развитие коммерческого джаз-рока 80-х. Это, конечно, интереснее, чем Эл Ди Меола, но все же далеко не Медески-Мартин- Вуд.
Бесспорно лучшая, главная, центровая композиция The Apple + the Seed выполнена в индийском духе и продолжается почти 15 минут; так сказать, баньян в баньяне.
Участвует очень много музыкантов(отметим буколически звучащего Бакетхэда), но даже если не заглядывать в выходные данные альбома, ясно, что лидер - барабанщик. Кстати, на обложке не он, не Стивен Перкинс. Основатель Баньяна гораздо моложе.

На главную страницу