29.09.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

Обычно свои заметки о дисках я располагаю в порядке убывания восторгов. Сегодня внутренняя логика отчета продиктовала иное расположение материала. Надеюсь, читатели простят мне эту непоследовательность.

1. NICO "THE END" 1974

                 
По моему ощущению - лучший диск сумрачной дивы. И - наиболее удачная работа(из совместных с певицей) ее верного оруженосца Джона Кэйла. Также в записи принял деятельное принял участие гитарист Фил Манзанера - в те годы ключевой игрок "Roxy music". Но особо хочется выделить Брайана Ино. Его абстрактные, местами алогичные синтезаторные всхлипы образуют странную гармонию с холодноватым, статичным вокалом Нико. Это - отличительная черта альбома , можно сказать, его изюминка.
Хотел бы уточнить пока не поздно: говоря о холодноватом вокале, имел в виду только тембр, но никак не эмоциональную насыщенность. Бесспорно, Криста Пфаген не была великой певицей, но тут выложилась полностью. Слушая этот альбом, понимаешь, что статус легенды и иконы Нико обрела вполне заслуженно. Альбом The End - это 8 треков. После 6 божественно-простых опусов самой Нико идет кавер-версия знаменитой песни Джима Моррисона. Честно говоря, я всегда предпочитал авторское исполнение, но именно на этом диске коллективная попытка музыкантов переиграть The Doors представляется по меньшей мере интересной. А под занавес Nico на родном языке исполняет "Дойчланд, дойчланд юбер аллес". В ее трактовке и в ее устах сакраментальная шовинистическая (а кто-то даже скажет - фашистская) агитка превращается в завораживающий лирико-мистический гимн, у которого имеется очевидный русский аналог: Над небом голубым Есть город золотой.


5. NICO "DESERTSHORE" 1971

          

Сразу оговорюсь: именно этот диск многие считают самой показательной, самой харизматической, да и попросту - сильнейшей работой Нико.
Что ж, сам по себе песенный материал Desertshore по меньшей мере не слабее чем на The End. И - продолжая сравнение - на данном диске более внятное, более каноническое музыкальное сопровождение, без всяких там авангардистских штучек. Но общее впечатление(мое, естественно) от данного альбома гораздо слабее, чем от The End. В чем же дело? Безусловно беднее и площе звучание, попросту - хуже запись . Однако, для артистов такого плана как Нико плохая запись - это лишь действенный атрибут легенды: чем хуже - тем загадочнее, чем хуже - тем лучше. Более существенным представляется тот факт, что Нико на Desertshore неважно поет, а ее вечная проблема - концентрация - явно оставляет желать лучшего.
И все таки главным мне представляется вот что.
Нико часто называют певицей вселенского отчаяния. У меня есть ни на чем, в общем, не основанное ощущение, что Desertshore записывался в относительно благополучный для певицы жизненный период, и вселенского отчаяния, столь для исполнения этих песен, просто негде было взять.
Это случай, когда чем лучше, тем хуже.Чем лучше артисту, тем хуже звучат его песни.

3. ROBERT WYATT "DONDESTAN" 1991

               

По-видимому, это лучший альбом Вайятта . Нигде его феноменальный голос не звучал столь чарующе. Нигде саунд не был столь плотным, аккомпанемент - столь убедительным.
В песнях Вайятта мерцает запредельная красота. Тем, кто (как и я) не ловит английский текст на слух мерещатся иррациональные глубины.
Стоит однако, помнить, что Вайятт поет в основном на социально-политические темы, а по своим политическим убеждениям он левый радикал до такой степени, что даже умудрился в оные времена - будучи не только коммунистом, но и инвалидом - не стать лучшим другом Советского Союза. Полагаю, подвела симпатия к Мао. Среди других объектов поклонения
Вайятта - борцы палестинского сопротивления, кубинские революционеры, ангольские партизаны...
Лучшая песня на Dondestan'e - CP Jeebies . "CP" - это Communist Party. Какая-то левацкая околесица, естественно...
Но вот услышишь этот пронизанный неземной печалью голос - и подумаешь: а что слова... "Слова могли быть о мазуте" - как писал поэт о другом, гораздо более знаменитом приверженце коммунистических идей, также не избежавшем инвалидного кресла.

4. JOHN CALE "WORDS FOR THE DYING" 1989

              

Было время, когда перестроечная Россия была в большой моде. К нам приезжали продвинутые креативные деятели. Например - Джон Кэйл и Брайан Ино, которые при работе над данным диском не смогли обойтись без ансамбля Гостелерадио СССР. Еще в записи участвовал валлийский детский хор(Уэльс - родина Кэйла). "Words For The Dying" - неоклассическое сочинение. Оратория на слова Дилана Томаса.
Культовый поэт давший сценическое имя Роберту Циммерману(Bob Dylan) и, мягко говоря, сильно повлиявший на Джима Моррисона, оказал не слишком хорошую услугу Джону Кэйлу. Красивые, сокрушенно-реквиемные темы Words For The Dying лишены той магической энергетики, которую заключают в себе тексты Дилана Томаса. И для того чтобы почувствовать сию прискорбную неадекватность вовсе необязательно ловить на слух(пардон за самоповтор) эти перенасыщенные болезненной образностью строки.

2. HOLGER CZUKAY "CANAXIS" 1969/1999

                         

Возможно, этот диск тридцатилетней давности и не является безусловным музыкальным шедевром на все времена, но конкретное время для переиздания/перемикширования выбрано исключительно удачно. Несмотря на некоторую архаичность звучания, музыка кажется придуманной вчера. Чукаевские циклические структуры и великолепные песнопения анонимных вьетнамских пейзанок, закольцованные с протопинкфлойдовскими аккордами, дают мощное и радостное ощущение дежа-вю.
А подпортившаяся в сусеках, но все равно изящная джазовая вещица в конце диска только усиливает это волшебное чувство.

На главную страницу