|
11.04.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1. LIU SOLA"CHINA COLLAGE"
1996
Liu Sola [v]; Wu Man [pipa].
Produced by Bill Laswell; executive producer:
John Zorn.
:Стиль этого великолепного альбома я бы определил как фолк-авангард. Или,
если угодно, хэви-фолк. Сочинение китайской певицы Лю Сола - вполне претенциозное,
достаточно перечислить названия всех его пяти частей: Festivals, Love,.
Death, Life Journeys, War. Но это тот случай, когда претензии кажутся
полностью оправданными. Мощный и нежный голос Liu Sola кто-то где-то назвал
шелковым - но это шелк такой прочности и такого формата, что на нем вся
держится если не вся Поднебесная... то во всяком случае - весь China Collage,
опус чрезвычайно масштабный и изощренный. Впрочем, не стоит забывать о
том, что China Collage - это дуэт. Мощная, виртуозная и мудрая игра Ву
Мана вполне конгениальна пению Лю Сола. Мне этот диск чем-то напомнил
одну из самых потрясающих работ Колтрейна Interstellar Space: тоже - бескомпромиссный,
головокружительный авнгард, тоже - дуэт(с барабанщиком Рашидом Али), тоже
- глобальные темы(Venus, Mars, Jupiter...)
Хочется отметить отменное звучание диска, тут Билл Лазвелл с Джоном Зорном
оказались на (традиционной) высоте. Причем, особое внимание стоит обратить
на продюсерскую деликатность: во всяком случае, никаких инструментов я
кроме голоса и пипа на диске на расслышал и был этим - зная Лазвелла
- даже несколько - удивлен. В данномслучае - приятно удивлен.
Все композиции хороши, но позволю себе указать на отъявленно психоделическое
звучание "Смерти" (#3).
А самой увлекательной получилась, как ни прискорбно, "Война"(#5)
.
2.PRIMUS "ANTIPOP" 1999
Les Claypool [b, v]; Tom Waits [mellotron, v]; James Hetfield (Metallica)
[g]; Larry Lalonde [g]; Tom Morello [g]; Jim Martin [g]; Brain [d]; Martina
Topley-Byrd [v]. Produced by Primus, Tom Waits, Tom Morello.
А это альбом в стиле антипоп... Ну, а если серьезно, то это рок самый
настоящий. Буйный, незагрузный, стебный, изобретательный. Доведено до
совершенства фирменное Primusовское звучание, в основе которого - бас-гитара
лидера группы Les'а Claypool'а - маневренная, реактивная, с ярко выраженным
перкуссионным акцентом. Честно сказать, я и не помню, когда в последний
раз получал такое физическое удовольствие от рок-пластинки... Если говорить
о конкретных песнях, я бы особо выделил "сердцевину" диска (#5-7)
- программная композиция Antipop, бездонно-феерическая Electric Electric,
изукрашенная восточными мотивами(куда ж нынче без них) Greet the Sacred
Cow. А еще нельзя не упомянуть о последнем треке, Coattails of a Dead
Man . Он был спродюсирован и вокально поддержан Томом Уэйтсом. Получился
фирменный уэйтсовский романс, монотонный, но забойнейший...
Antipop - это постмодернистский рок(не путать с построком). При желании
там можно расслышать и Zapp'у, и Led Zeppelin, и Beatles, и Black Sabbath
и даже "Ногу свело"... Или это у Макса Покровского такие claypool'овские
интонации.
3."AGUJETAS EN PARIS" 1991
Agujetas [voc]; Pedro Carrasco, Nino Jerez "Periquin" [guit].
Глубинный, корневой фолк. Испания, юг, канте фламенко. Певец и два гитариста.
Та самая музыка о которой писал исследовательские статьи Гарсиа Лорка.
И не только статьи, но и стихи: "Солеа", "Поступь сигирийи"...
Эти суровые, страстные, короткие как схватка на ножах песни ничего общего
не имеют с переливчато-тренькающим экспортно-подарочным фламенко, которым
баюкают дремлющих туристов в испанских экскурсионных автобусах. Реакцию
неподготовленного слушателя хорошо выразила моя жена. В ответ на вопрос,
не слишком ли раздражает ее эта музыка, она ответила:
- Проигрыши нормальные, но этот араб так ужасно вопит...
Вообще-то Agujetas никакой не араб. Он испанский цыган родом из города
Кадиса. Его манера пения чем-то напоминает Nusrat Fateh Ali Khan'a, чем-то
- Screamin Jay Hawkins'a. И я даже могу сказать чем - экстатичностью и
особой, аккумулированной тысячелетиями, энергетикой.
4.TANG LIANGXING "HIGH MOUNTAIN, FLOWING WATER"
(TRADITIONAL CHINESE PIPA MUSIC) 1993
Tan Lianxing[pipa].
Опятьфолк. Опять китайский, но сей раз - вполне
традиционный. Сольный альбом пипаиста-витруоза. Пипа - изобретенная
еще в античном Китае лютня с шелковыми струнами. Философия игры на этом
инструменте предусматривает единство и борьбу двух начал - женского, нежного
wen и мужского, агрессивного wu. Большинство композиций на диске содержат
wen- и wu- вариации главной темы. Некоторые темы просто-таки божественно
красивы .
Когда Tang Lianxing играет wu, это здорово напоминает гитаристов фламенко
с предыдущего (п.3) диска. Что, наряду уже с отмеченным выше сходством
между совершенно разными певцами, наводит на мысли о едином корне, общей
прародине, некой музыкальной Пангее...
5.RANDY NEWMAN "BAD LOVE" 1999
Randy Newman [p, v]; Steve Donnelly [g]; Gregory
Leisz [pedal steel g]; Mitchell Froom [k]; Gregory Cohen [b]; Pete Thomas
[d]; + horns
Поп-рок. По утверждению АК Троицкого, в Америке Рэнди Ньюман - культовый
персонаж наподобие Леонарда Коэна. В это легко можно поверить, слушая
Bad Love: так похоже на канадца... только все-таки не Коэн. На мой взгляд,
певцу-"текстовику" Ньюману не хватает той транснациональной
харизмы, которой обладает его канадский коллега. Тем не менее, диск можно
и нужно слушать. У Ньюмана-певца хорошие бардовские данные: ненавязчивый,
теплый баритон, с приятной гнусавинкой. Простые в мелодическом плане(да
и в поэтическом вроде бы тоже) песни преисполнены сдержанной лирической
грусти. Надежный маленький оркестрик, сопровождающий Ньюмана, делает общее
звучание слегка вальяжным и чуть разухабистым. Диск хорошо спродюсирован,
стало быть - хорошо записан. И все-таки Bad Love едва ли сгодится для
многократного прослушивания... А вот, помнится, коэновский The Future
- тоже не самый замысловатый диск на свете - я во время оно гонял до полного
размагничивания ленты. Впрочем, когда это было...
Когда этот текст был уже написан, я прослушал Bad Love еще раз и засомневался:
не так уж это и похоже на Коэна. Вот на раннего Элтона Джона местами и
правда очень смахивает...
|