|
30.12.00
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1.TARAF DE HAIDOUKS"MUSIC
OF ROMAINAN GYPSIES" 1992
2. TARAF DE HAIDOUKS"DUMBALA DUMBA" 1998
Двенадцать неярких мужчин в скромных костюмах называют себя
оркестром благородных разбойников и исполняют музыку, непостижимо близкую
к совершенству.
В 89-м году двое бесстрашных бельгийцев мотались по стране, где вот-вот должны
были линчевать Чаушеску. В цыганском селе Клежаны под Бухарестом услышали
местный фольклорный коллектив Им очень понравилось, они пообещали организовать
концерты у себя в Бельгии. И сдержали слово. А вскоре на бельгийском лейбле
был издан альбом Taraf De Haidouks: Music Of Romanian Gypsies. Релиз встретили
на ура.
В результате двенадцать оседлых цыган в возрасте от старшего школьного до
глубоко пенсионного вернулись к генетически предначертанному образу жизни:
вот уже 10 лет они кочуют по университетам и клубам, переезжают с фестиваля
на фестиваль. Я видел в Сети несколько сверхжестких гастрольных графиков.
Иногда они возвращаются на родину, чтобы отдышаться и напитаться хтоникой.
Именно там, в Клежанах был записан их последний диск Dumbala Dumba.
Музыка Taraf de Haidouks уходит корнями в темное средневековье и далее.
Древняя цыганская традиция вместила множество напластований тут
и турецкая и стилистика и влияние балканских соседей; многие вещи исполняются
на румынском языке. В репертуар ансамбля входят свадебные танцы, героические
баллады, любовные песни... Играют Haidouks мощно, ярко, изобретательно,
разнообразно... в общем стандартный хвалебный набор и всё в превосходных
степенях. В ансамбле доминируют скрипки и аккордеоны. Великолепный вокал,
то зажигательный, то абсолютно гипнотический (в
ансамбле пять штатных певцов, не считая приглашаемых артистов).
Сравнивая Music Of Romanian Gypsies(стартовый) и Dumbala Dumba(он третий
в дискографии Haidouks), я отдаю предпочтение первому альбому. По-моему,
он звучит свежее, на нем больше размаха и свободы. А на Dumbala Dumba
уже немного чувствуется накопившаяся усталость и груз мировой славы, Haidouks
звучат чуть скованнее, хотя, возможно, изощреннее... В любом случае, качественная
разница между этими альбомами незначительна.
Когда я слушал Taraf de Haidouks всплыл совершенно забытый
эпизод.
Это было двадцать лет назад. Я гостил у друга на даче. Отобедали, пили чай
я, друг и отец друга молодой профессор-математик, умница, интеллектуал
эстет. Я, подросток, ловил каждое его слово. Итак, мы попивали чай и поглядывали
в черно-белый телевизор в ожидании репортажа с московской олимпиады. Перерыв
в состязаниях заполнял какой-то фольклорный ансамбль, бессмысленный и беспощадный.
Мы с другом отпускали немудреные шуточки на этот счет. Профессор сказал:
А вот у меня, между прочим, есть товарищ. И он очень серьезно увлекается
цыганской музыкой. Гоняется за какими-то редкими записями. Я ему говорю: слушай,
ну ведь все эти Очи Черные это же такая пошлятина... профессор
отхлебнул индийского чаю, несколько раз пыхнул болгарской сигаретой и продолжил,
А он мне говорит: есть цыганская музыка, а есть цыганщина и и это совершенно
разные вещи. А еще он говорит, что настоящая народная музыка ничего общего
не имеет вот с этими, профессор брезгливо махнул рукой в сторону телеплясунов,
и вы знаете, я склонен ему верить...
Это фотографическое воспоминание, выбитое из глубин памяти щемящей цыганской
мелодией настойчиво побуждает меня к какому-то сентиментальному жесту в адрес
давнего и лично мне неведомого профессорского товарища. Хочется руку пожать,
поблагодарить. Но как? Разве что посредством этой вот
эфемерной публикации.
Что я и делаю.
|