30.12.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.TARAF DE HAIDOUKS"MUSIC OF ROMAINAN GYPSIES" 1992
2. TARAF DE HAIDOUKS"DUMBALA DUMBA" 1998

                     Taraf De Haidouks "Dumbala Dumba"

Двенадцать неярких мужчин в скромных костюмах называют себя оркестром благородных разбойников и исполняют музыку, непостижимо близкую к совершенству.
В 89-м году двое бесстрашных бельгийцев мотались по стране, где вот-вот должны были линчевать Чаушеску. В цыганском селе Клежаны под Бухарестом услышали местный фольклорный коллектив Им очень понравилось, они пообещали организовать концерты у себя в Бельгии. И сдержали слово. А вскоре на бельгийском лейбле был издан альбом Taraf De Haidouks: Music Of Romanian Gypsies. Релиз встретили на ура.
В результате двенадцать оседлых цыган в возрасте от старшего школьного до глубоко пенсионного вернулись к генетически предначертанному образу жизни: вот уже 10 лет они кочуют по университетам и клубам, переезжают с фестиваля на фестиваль. Я видел в Сети несколько сверхжестких гастрольных графиков. Иногда они возвращаются на родину, чтобы отдышаться и напитаться хтоникой.

   Klejani

Именно там, в Клежанах был записан их последний диск Dumbala Dumba.
Музыка Taraf de Haidouks уходит корнями в темное средневековье и далее. Древняя цыганская традиция вместила множество напластований — тут и турецкая и стилистика и влияние балканских соседей; многие вещи исполняются на румынском языке. В репертуар ансамбля входят свадебные танцы, героические баллады, любовные песни... Играют Haidouks мощно, ярко, изобретательно, разнообразно... в общем — стандартный хвалебный набор и всё в превосходных степенях. В ансамбле доминируют скрипки и аккордеоны. Великолепный вокал,
то зажигательный, то абсолютно гипнотический (в ансамбле пять штатных певцов, не считая приглашаемых артистов).
Сравнивая Music Of Romanian Gypsies(стартовый) и Dumbala Dumba(он третий в дискографии Haidouks), я отдаю предпочтение первому альбому. По-моему, он звучит свежее, на нем больше размаха и свободы. А на Dumbala Dumba уже немного чувствуется накопившаяся усталость и груз мировой славы, Haidouks звучат чуть скованнее, хотя, возможно, изощреннее... В любом случае, качественная разница между этими альбомами незначительна.

Когда я слушал Taraf de Haidouks всплыл совершенно забытый эпизод.
Это было двадцать лет назад. Я гостил у друга на даче. Отобедали, пили чай — я, друг и отец друга — молодой профессор-математик, умница, интеллектуал эстет. Я, подросток, ловил каждое его слово. Итак, мы попивали чай и поглядывали в черно-белый телевизор в ожидании репортажа с московской олимпиады. Перерыв в состязаниях заполнял какой-то фольклорный ансамбль, бессмысленный и беспощадный. Мы с другом отпускали немудреные шуточки на этот счет. Профессор сказал:
— А вот у меня, между прочим, есть товарищ. И он очень серьезно увлекается цыганской музыкой. Гоняется за какими-то редкими записями. Я ему говорю: слушай, ну ведь все эти Очи Черные — это же такая пошлятина... — профессор отхлебнул индийского чаю, несколько раз пыхнул болгарской сигаретой и продолжил, —
А он мне говорит: есть цыганская музыка, а есть цыганщина и и это совершенно разные вещи. А еще он говорит, что настоящая народная музыка ничего общего не имеет вот с этими, — профессор брезгливо махнул рукой в сторону телеплясунов, — и вы знаете, я склонен ему верить...
Это фотографическое воспоминание, выбитое из глубин памяти щемящей цыганской мелодией настойчиво побуждает меня к какому-то сентиментальному жесту в адрес давнего и лично мне неведомого профессорского товарища. Хочется руку пожать, поблагодарить. Но как?
Разве что посредством этой вот эфемерной публикации.
Что я и делаю.

На главную страницу