Педро
Альмодовар и Чавела Варгас
Уважаемые
посетители, дорогие гости, любезные единомышленники! С новым
годом! Все диски альбомы из сегодняшнего отчета предоставлены
Обществом Любителей Джаза, чей свежий каталог вы как всегда найдете здесь.
31.12.01
Дисков под названием Chavela Vargas выходило
по меньшей мере три. Вот я и подчеркиваю: речь идет о релизе 1996 года,
вышедшем на студии Tropicale. Потому что его открывает потрясающая La
Llorona. Под звуки этой песни хочется выйти в соседнюю комнату и застрелиться.
Именно выйти - чтобы громким хлопком не испортить совершенное творение.
Именно в соседнюю комнату - чтобы до конца не отпускать от себя этот негромкий
романс, исполненный чудовищной красоты и боли. И все-таки лучше задержаться
- хотя бы для того, чтобы дослушать весь диск. Дальше будут вещи полегче
и попроще. Стиль - латина, конкретнее - ранчерос, Мексика. Голос и гитара.
Амор и корасон. Эстрелла и ла Луна. Вроде ничего особенного. Только вдруг
ловишь себя на том, что самозабвенно, на полном серьезе голосишь в унисон
с певицей. Что еще сказать об исполнительском масштабе?.. Цезария Евора
против Чавелы Варгас - все равно, что Анжелика Варум против Людмилы Зыкиной.
Варгас подает себя не просто как певицу, но как драматическую - точнее
трагическую - актрису. Порой она скрежещет как Марианна Фэйтфул. Иногда
декламирует как Александр Вертинский. Изредка прорывается в непостижимые
пространства Диаманды Галас. Как и Марианна Фэйтфул, Чавела Варгас лечилась
от алкоголизма Как Александр Вертинский прошла через эмиграцию. Как и
Диаманда Галас, она - лесбиянка. 11.12.2000 ЧАВЕЛА РАСШИФРОВЫВАЕТСЯ
Чавела, недавно получившая высшую испанскую награду - Большой Католический Крест Изабеллы сказала в интервью газете "Эль Паис": "Мне приходилось бороться за право быть собой, за уважение к себе. Я горжусь тем, что ношу это клеймо и меня называют лесбиянкой. Я этим не похваляюсь, не выставляю напоказ, но я не отрицаю этого. Я противостояла обществу и церкви, которые наложили проклятие на гомосексуальность. Это абсурд. Как можно судить человека за то, что он родился таким? Я ведь не посещала школы для лесбиянок. Меня вообще никто не учил этому. Я такая с рождения, с того момента, как мои глаза увидели свет. Я никогда не спала с мужчиной. Никогда. Это чистая правда; мне нечего стыдиться. Я создана такой" Своенравная дочь коста-риканского фермера, Чавела сбежала в Мехико в 14 лет. Там она стала уличной певицей, крутила любовь с Фридой Кало[легендарная персона; художница, подруга Диего Риверы и Льва Троцкого - А.Н.], приобрела известность в 50-х. Жизнь на всю катушку, пьянство и распуство: Чавела теперь и сама не упомнит сколько раз, скатываясь на самое дно она возвращалась на поверхность. "В пятницу я покупала новое авто, а в понедельник у меня уже не было ни копья; я напивалась и отправлялась петь на улицу, опаздывая на собственное шоу. Пила в основном текилу. Я всё пропивала, потому что ничего другого мне не оставалось" - говорит Чавела, вспоминая свою жизнь в Мехико, увенчавшуюся пятнадцатилетним запоем. В эту пору она редко выступала. Несколько лет назад испанский кинорежисер Педро Альмодовар вычислил ее в каком-то неприглядном баре, в пригороде Мехико-сити. Он помог ей начать новую жизнь, убедил вернуться на сцену. В апреле нынешнего года Чавела, которая теперь живет в Испании и совершенно не пьет дала триумфальный концерт в Мехико перед двадцатью тысячами зрителей на главной городской площади, Плаза Сокало. Чавела до сих пор питает слабость к пистолетам. При этом настаивает, что история о том, будто она похитила женщину, угрожая ей оружием - чистый вымысел. Еще говорят, что она слегка прихрамывает потому, что однажды выпрыгнула из окна, разочарованная предательством подруги. А вот этого Чавела не отрицает.
WAYNE HORWITZ, BUTCH MORRIS, WILLIAM PARKER "SOME ORDER, LONG UDERSTOOD" 1983 Black Saint Нью-йоркская авангардная сцена; период становления. Живая запись. Импровизация. Альбом состоит из двух продолжитнельных композиций. Автор обеих - клавишник Уэйн Хорвиц. В 1983 году инициатор многочисленных феерических проектов - таких как Ponga и Zonny Mash был малоизвестным, только начинающим самостоятельную карьеру музыкантом. И, по правде говоря на Some Order Хорвиц не выглядит лидером трио. Таковым, скорее, кажется басист Уильям Паркер. Зачастую инициативу перехватывает третий участник - Буч Моррис. Не случайно после кларнета его вторая специальность - дирижер бигбэндов. Правда, здесь самый что ни на есть смаллбэнд. И музыка вполне камерная, несмотря на то, что формально проходит по ведомству авангарда: абстрактные мелодии, режущие звуки и все такое. Хорвиц клацает плямкает. Решительный Паркер гудит и взревывает. Моррис хрипит и завывает. При этом музыка не агрессивна. Она словно бы и не стремится завладеть твоим вниманием. В ней нет акцентированности, ударных моментов. Но от нее веет какой-то запредельной свободой, какой-то категорической незаемностью. В моей жизни было несколько случайных бесед с малознакомыми людьми: говорили без особенного жара и вроде как ни о чем, а позитивная энергия ощущалась еще несколько лет. Some order, long understood - из этой серии. Музыка возникает как бы из ничего и обрывается на полуслове. Как и положено подобной беседе.
LES HURLEMENTS D'LEO "LA BELLE AFFAIRE" 2001 Minuit Cinq Прекрасный образчик остромодного сейчас направления,
которое я бы определил как мировой шансон. То есть - изготовленная на
основе французской уличной песни забористая смесь включающая множество
разнообразных ингредиентов. В данном случае это ска, латина, цыганcкая
музыка: много чего еще можно усмотреть - тут все зависит от угла зрения.
THE FLYING LUTTENBACHERS "ALPTRAUM" 2000 Pandemonium Существует мнение, что о музыке нельзя писать.
Конечно, мне, прилежному производителю околомузыкальной писанины, не след
с этим соглашаться. Но о диске Alptraum действительно нельзя писать. Хотя
кое-что я все-таки расскажу.
FANTOMAS "THE DIRECTOR'S CUT" 2001 Этот альбом я не слишком понял и не особенно полюбил. Но он определенно заслуживает внимания. Два года назад эксцентричный Майк Паттон - экс-вокалист Faith No More, перешедший под знамена альтернативы и вращающийся на околозорновских орбитах организовал проект Fantomas c сильным металлическим акцентом - в частности, был приглашен барабанщик Slayer, Дэйв Ломбардо. "The Director's Cut" - второй альбом коллектива. По концепции напоминает этапный, пятнадцатилетней давности Big Gundow Джона Зорна: и здесь и там постмодернистской вивисекции подвергнуты популярные кинотемы. И если Зорн атаковал Эннио Морриконес позиций авангардного джаза , то направление главного удара Майка Паттона - триллеры и криминальные драмы. "Крестный отец" и "Мыс страха". "Ребенок Розмари" и "Твин Пикс". Блюдо из Анджело Бадаламенти и Кшиштофа Комеды, Генри Манчини и (куда ж без него) Энио Морриконе готовится слоями. Горько-сладкий, глэм-декадентский вокал Паттона чередуется истошным металлическим грохотом. Это - данность. Оценки могут расходиться. В Обществе Любителей Джаза эту музыку характеризуют как вкусную, прикольную и навороченную. Мне же она кажется довольно смурной, претенциозной и бьющей в одну точку. Может быть, моя проблема в том, что я не слушал Faith No More, шапочно знаком с металлом и при просмотре фильмов, послуживших Паттону донорами не слишком фиксировался на музыкальных темах. Еще неизвестно, как бы я оценил этот диск, если бы Фатомасы сыграли "Не думай о секундах свысока". |
|