НЕКОТОРОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗГОВОРОВ
(или начисто переделанный темник)

1. РАЗГОВОР О СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ

В карете ехали трое. Они обменивались мыслями.

П е р в ы й. Я знаю сумасшедший дом. Я видел сумасшедший дом.

В т о р о й. Что ты говоришь? я ничего не знаю. Как он выглядит.

Т р е т и й. Выглядит ли он? Кто видел сумасшедший дом.

П е р в ы й. Что в нем находится? Кто в нем живет.

В т о р о й. Птицы в нем не живут. Часы в нем ходят.

Т р е т и й. Я знаю сумасшедший дом, там живут сумасшедшие.

П е р в ы й. Меня это радует. Меня это очень радует. Здравствуй, сумасшедший дом.

Хозяин сумасшедшего дома (смотрит в свое дряхлое окошко, как в зеркало). Здравствуйте дорогие. Ложитесь.

Карета останавливается у ворот. Из-за забора смотрят пустяки. Проходит вечер. никаких изменений не случается. Уважай бедность языка. Уважай нищие мысли.

П е р в ы й. Вот он какой сумасшедший дом. Здравствуй, сумасшедший дом.

В т о р о й. Я так и знал, что он именно такой.

Т р е т и й. Я этого не знал. Такой ли он именно.

П е р в ы й. Пойдемте ходить. Всюду все ходят.

В т о р о й. Тут нет птиц. Есть ли тут птицы.

Т р е т и й. Нас осталось немного и нам осталось недолго.

П е р в ы й. Пишите чисто. Пишите скучно. Пишите тучно. Пишите звучно.

В т о р о й. Хорошо мы так и будем делать.

Отворяется дверь. Выходит доктор с помощниками. Все зябнут. Уважай обстоятельства места. Уважай то что случается. Но ничего не происходит. Уважай бедность языка. Уважай нищие мысли.

П е р в ы й (говорит русскими стихами).
	Входите в сумасшедший дом
	Мои друзья, мои князья.
	Он радостно ждет нас.
	Мы радостно ждем нас.
	Фонарь мы зажигаем здесь,
	Фонарь как царь висит.
	Лисицы бегают у нас,
	Они пронзительно пищат.
	Все это временно у нас,
	Цветы вокруг трещат.

В т о р о й. Я выслушал эти стихи. Они давно кончились.

Т р е т и й. Нас осталось немного и нам осталось недолго.

Хозяин сумасшедшего дом а (открывая свое дряхлое окошко, как форточку). Заходите дорогие, ложитесь.

В карете ехали трое. Они обменивались мыслями.

2. РАЗГОВОР ОБ ОТСУТСТВИИ ПОЭЗИИ

Двенадцать человек сидело в комнате. Двадцать человек сидело в комнате. Сорок человек сидело в комнате. Шел в зале концерт. Певец пел:

	Неужели о поэты
	Вами песни все пропеты.
	И в гробах лежат певцы
	Как спокойные скупцы.

Певец сделал паузу. Появился диван. Певец продолжал.

	Дерево стоит без звука,
	Без почета ночь течет.
	Солнце тихо как наука
	Рощи скучные печет.

Певец сделал паузу. Диван исчез. Певец продолжал.

	Тучи в небе ходят пышно.
	Кони бегают умно.
	А стихов нигде не слышно,
	Все бесшумно все темно.

Певец сделал паузу. Появился диван. Певец продолжал.

	Верно умерли поэты,
	Музыканты и певцы,
	И тела их верно где-то
	Спят спокойно как скупцы.

Певец сделал паузу. Диван исчез. Певец продолжал.

	О взгляните на природу

Тут все подошли к окнам и стали смотреть на ничтожный вид.

	На беззвучные леса.

Все взглянули на леса, которые не издавали ни одного звука.

	Опостылели народу
	Ныне птичьи голоса.

Везде и всюду стоит народ и плюется, услышав птичье пение.

Певец сделал паузу. Появился диван. Певец продолжал.

	Осень. Лист лежит пунцов.
	Меркнет кладбище певцов.
	Тишина. Ночная мгла
	На холмы уже легла.

Певец сделал паузу. Диван исчез. Певец продолжал.

	Встали спящие поэты
	И сказали, да ты прав.
	Мы в гробах лежим отпеты,
	Под покровом желтых трав.

Певец сделал паузу. Появился диван. Певец продолжал.

	Музыка в земле играет,
	Червяки стихи поют.
	Реки рифмы повторяют,
	Звери звуки песен пьют.

Певец сделал паузу. Диван исчез. Певец умер. Что он этим доказал.

3. РАЗГОВОР О ВОСПОМИНАНИИ СОБЫТИЙ

П е р в ы й. Припомним начало нашего спора. Я сказал, что я вчера был у тебя, а ты сказал, что я вчера не был у тебя. В доказательство этого я сказал, что я говорил вчера с тобой, а ты в доказательство этого сказал, что я не говорил вчера с тобой.

Они оба важно поглаживали каждый свою кошку. На дворе стоял вечер. На окне горела свеча. Играла музыка.

П е р в ы й. Тогда я сказал: Да как же, ведь ты сидел тут на месте А, и я стоял тут на месте Б. Тогда ты сказал: Нет, как же, ты не сидел тут на месте А, и я не стоял тут на месте Б. Чтобы увеличить силу своего доказательства, чтобы сделать его очень, очень мощным, я почувствовал сразу грусть и веселье и плач и сказал: Нас же было здесь двое, вчера в одно время, на этих двух близких точках, на точке А н на точке Б,- пойми же.

Они оба сидели запертые в комнате. Ехали сани.

П е р в ы й. Но ты тоже охватил себя чувствами гнева, свирепости и любви к истине и сказал мне в ответ: Ты был тобою, а я был собою. Ты не видел меня, я не видел тебя. О гнилых этих точках А и Б я даже говорить не хочу.

Два человека сидели в комнате. Они разговаривали.

П е р в ы й. Тогда я сказал: (Я помню) по тому шкапу ходил, посвистывая, конюх, и (я помню) на том комоде шумел прекрасными вершинами могучий лес цветов, и (я помню) под стулом журчащий фонтан, и под кроватью широкий дворец. Вот что я тебе сказал. Тогда ты улыбаясь ответил: Я помню конюха, и могучий лес цветов, и журчащий фонтан, и широкий дворец, но где они, их нигде не видать. Во всем остальном мы почти были уверены. Но все было не так.

Два человека сидели в комнате. Они вспоминали. Они разговаривали.

В т о р о й. Потом была середина нашего спора. Ты сказал: Но ты можешь себе представить, что я был у тебя вчера. А я сказал: Я не знаю. Может быть и могу, но ты не был. Тогда ты сказал, временно совершенно изменив свое лицо: Как же? как же? я это представляю. Я не настаиваю уже, что я был, но я представляю это. Вот вижу ясно. Я вхожу в твою комнату и вижу тебя - ты сидишь то тут то там и вокруг висят свидетели этого дела картины и статуи и музыка.

Два человека сидели запертые в комнате. На столе горела свеча.

В т о р о й. Ты очень, очень убедительно рассказал все это, отвечал я, но я на время забыл что ты есть, и все молчат мои свидетели. Может быть поэтому я ничего не представляю. Я сомневаюсь даже в существовании этих свидетелей. Тогда ты сказал, что ты начинаешь испытывать смерть своих чувств, но все-таки, все-таки (и уже совсем слабо) все-таки, тебе кажется, что ты был у меня. И я тоже притих и сказал, что все-таки, мне кажется, что как будто бы ты и не был. Но все было не так.

Три человека сидели запертые в комнате. На дворе стоял вечер. Играла музыка. Свеча горела.

Т р е т и й. Припомним конец вашего спора. Вы оба ничего не говорили. Все было так. Истина, как нумерация, прогуливалась вместе с вами. Что же было верного? Спор окончился. Я невероятно удивился.

Они оба важно поглаживали каждый свою кошку. На дворе стоял вечер. На окне горела свеча. Играла музыка. Дверь была плотно закрыта.

4. РАЗГОВОР О КАРТАХ

А ну сыграем в карты, закричал П е р в ы й.

Было раннее утро. Было самое раннее утро. Было четыре часа ночи. Не все тут были из тех, кто бы мог быть, те кого не было, лежали, поглощенные тяжелыми болезнями у себя на кроватях, и подавленные семьи окружали их, рыдая и прижимая к глазам. Они были люди. Они были смертны. Что тут поделаешь. Если оглядеться вокруг, то и с нами будет то же самое.

А ну сыграем в карты, закричал все-таки в втот вечер В т о р о й.

Я в карты играю с удовольствием, сказал С а н д о н е ц к и й, или Т р е т и й.

Они мне веселят душу, сказал П е р в ы й.

А где же наши тот что был женщиной и тот что был девушкой? спросил В т о р о й.

О не спрашивайте, они умирают, сказал Т р е т и й, или С а н д о н е ц к и й. Давайте сыграем в карты.

Карты хорошая вещь, сказал П е р в ы й.

Я очень люблю играть в карты, сказал В т о р о й.

Они меня волнуют. Я становлюсь сам не свой, сказал С а н д о н е ц к и й. Он же Т р е т и й.

Да уж когда умрешь, тогда в карты не поиграешь, сказал П е р в ы й. Поэтому давайте сейчас сыграем в карты.

Зачем такие мрачные мысли, сказал В т о р о й. Я люблю играть в карты.

Я тоже жизнерадостный, сказал Т р е т и й. И я люблю.

А я до чего люблю, сказал П е р в ы й. Я готов все время играть.

Можно играть на столе. Можно и на полу, сказал В т о р о й. Вот я и предлагаю-давайте сыграем в карты.

Я готов играть хоть на потолке, сказал С а н д о н е ц к и й.

Я готов играть хоть на стакане, сказал II е р в ы й.

Я хоть под кроватью, сказал В т о р о й.

Ну ходите вы, сказал Т р е т и й. Начинайте вы. Делайте ваш ход. Покажите ваши карты. Давайте играть и карты.

Я могу начать, сказал П е р в ы й. Я играл.

Ну что ж, сказал В т о р о й. Я сейчас ни о чем не думаю. Я игрок.

Скажу не хвастаясь, сказал С а н д о н е ц к и й. Кого мне любить. Я игрок.

Ну, сказал П е р в ы й,-игроки собрались. Давайте играть в карты.

Насколько я понимаю, сказал В т о р о й, мне как и всем остальным предлагают играть в карты. Отвечаю - я согласен.

Кажется и мне предлагают, сказал Т р е т и й. Отвечаю - я согласен.

По-моему это предложение относится и ко мне, сказал П е р в ы й. Отвечаю - я согласен.

Вижу я, сказал В т о р о й, что мы все тут словно сумасшедшие. Давайте сыграем в карты. Что так сидеть.

Да, сказал С а н д о н е ц к и й, что до меня- сумасшедший. Без карт я никуда.

Да, сказал П е р в ы й, если угодно - я тоже. Где карты - там и я.

Я от карт совсем с ума схожу, сказал В т о р о й. Играть так играть.

Вот и обвели ночь вокруг пальца, сказал Т р е т и й. Вот она и кончилась. Пошли по домам.

Да, сказал П е р в ы й. Наука это доказала.

Конечно, сказал В т о р о й. Наука доказала.

Нет сомнений, сказал Т р е т и й. Наука доказала.

Они все рассмеялись и пошли по своим близким домам.

5. РАЗГОВОР О БЕГСТВЕ В КОМНАТЕ

Три человека бегали по комнате. Они разговаривали. Они двигались.

П е р в ы й. Комната никуда не убегает, а я бегу.

В т о р о й. Вокруг статуй, вокруг статуй, вокруг статуй.

Т р е т и й. Тут статуй нет. Взгляните, никаких статуй нет.

П е р в ы й. Взгляни - тут нет статуй.

В т о р о й. Наше утешение, что у нас есть души. Смотрите, я бегаю.

Т р е т и й. И стул беглец, и стол беглец, и стена беглянка.

П е р в ы й. Мне кажется ты ошибаешься. По-моему мы одни убегаем.

Три человека сидели в саду. Они разговаривали. Над ними в воздухе возвышались птицы. Три человека сидели в зеленом саду.

В т о р о й.
	Хорошо сидеть в саду,
	Улыбаясь на звезду,
	И подсчитывать в уме
	Много ль нас умрет к зиме.
	И внимая стуку птиц,
	Звуку человечьих лиц
	И звериному рычанью,
	Встать побегать на прощанье.

Три человека стояли на горной вершине. Они говорили стихами. Для усиленных движений не было места и времени.

Т р е т и й.
	Дивно стоя на горе
	Думать о земной коре.
	Пусть она черна, шершава,
	Но страшна ее держава.
	Воздух тут. Он стар и сед.
	Здравствуй воздух мой сосед.
	Я обнимаю высоту.
	Я вижу Бога за версту.

Трое стояли на берегу моря. Они разговаривали. Волны слушали их в отдалении.

П е р в ы й.
	У моря я стоял давно
	И думал о его пучине.
	Я думал почему оно
	Звучит как музыкант Пуччини.
	И понял: море это сад.
	Он музыкальными волнами
	Зовет меня и вас назад
	Побегать в комнате со снами.

Три человека бегали по комнате. Они разговаривали. Они двигались. Они осматривались.

В т о р о й. Всё тут как прежде. Ничто никуда не убежало.

Т р е т и й. Одни мы убегаем. Я выну сейчас оружие. Я буду над собой действовать.

П е р в ы й. Куда как смешно. Стреляться или топиться или вешаться ты будешь?

В т о р о й. О не смейся! Я бегаю чтобы поскорей кончиться.

Т р е т и й. Какой чудак. Он бегает вокруг статуй.

П е р в ы й. Если статуями называть все предметы, то и то.

В т о р о й. Я назвал бы статуями звезды и неподвиж ные облака. Что до меня, я назвал бы.

Т р е т и й. Я убегаю к Богу - я беженец.

В т о р о й. Известно мне, что я с собой покончил.

Три человека вышли из комнаты и поднялись на крышу. Казалось бы зачем?

6. РАЗГОВОР О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ПРОДОЛЖЕНИИ

Три человека сидели на крыше сложа руки, в полном покое. Над ними летали воробьи.

П е р в ы й. Вот видишь ли ты, я беру веревку. Она крепка. Она уже намылена.

В т о р о й. Что тут говорить. Я вынимаю пистолет. Он уже намылен.

Т р е т и й. А вот и река. Вот прорубь. Она уже намылена.

П е р в ы й. Все видят, я готовлюсь сделать то, что я уже задумал.

В т о р о й. Прощайте мои дети, мои жены, мои матери, мои отцы, мои моря, мой воздух.

Т р е т и й. Жестокая вода, что же шепнуть мне тебе на ухо. Думаю - только одно: мы с тобой скоро встретимся.

Они сидели на крыше в полном покое. Над ними летали воробьи.

П е р в ы й. Я подхожу к стене и выбираю место. Сюда, сюда вобьем мы крюк.

В т о р о й.
Лишь дуло на меня взглянуло,
Как тут же смертью вдруг подуло.

Т р е т и й. Ты меня заждалась замороженная река. Еще немного, и я приближусь.

П е р в ы й. Воздух дай мне на прощанье пожать твою руку.

В т о р о й. Пройдет еще немного времени и я превращусь в холодильник.

Т р е т и й. Что до меня - я превращусь в подводную лодку.

Они сидели на крыше в полном покое. Над ними летали воробьи.

П е р в ы й. Я стою на табурете одиноко, как свечка.

В т о р о й. Я сижу на стуле. Пистолет в сумасшедшей руке.

Т р е т и й. Деревья, те что в снегу и деревья, те что стоят окрыленные листьями, стоят в отдалении от этой синей проруби, я стою в шубе и в шапке, как стоял Пушкин, и я стоящий перед этой прорубью, перед этой водой,- я человек кончающий.

П е р в ы й. Мне все известно. Я накидываю веревку себе же на шею.

В т о р о й. Да, ясно все. Я вставляю дуло пистолета в рот. Я не стучу зубами.

Т р е т и й. Я отступаю на несколько шагов. Я делаю разбег. Я бегу.

Они сидели на крыше в полном, покое. Над ними летали воробьи.

П е р в ы й. Я прыгаю с табурета. Веревка на шее.

В т о р о й. Я нажимаю курок. Пуля в стволе.

Т р е т и й. Я прыгнул в воду. Вода во мне.

П е р в ы й. Петля затягивается. Я задыхаюсь.

В т о р о й. Пуля попала в меня. Я все потерял.

Т р е т и й. Вода переполнила меня. Я захлебываюсь.

Они сидели на крыше в полном покое. Над ними летали воробьи.

П е р в ы й. Умер.

В т о р о й. Умер.

Т р е т и й. Умер.

П е р в ы й. Умер.

В т о р о й. Умер.

Т р е т и й. Умер.

Они сидели на крыше в полном покое. Над ними летали воробьи.

Они сидели на крыше в полном покое. Над ними летали воробьи.

Они сидели па крыше в полном покое. Над ними летали воробьи.

7. РАЗГОВОР О РАЗЛИЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Поясняющая мысль. Казалось бы, что тут продолжать, когда все умерли что тут продолжать. Это каждому ясно. Но не забудь, тут не три человека действуют. Не они едут в карете, не они спорят, не они сидят на крыше. Быть может три льва, три тапира, три аиста, три буквы, три числа. Что нам их смерть, для чего им их смерть.

Но все-таки они трое ехали на лодке, ежеминутно, ежесекундно обмениваясь веслами, с такой быстротой, с такой широтой, что их дивных рук не было видно.

П е р в ы й.
	Он дунул.
В т о р о й.
	Он плюнул.
Т р е т и й.
	Все погасло.
П е р в ы й.
	Зажги.
В т о р о й.
	Свечу.
Т р е т и й.
	Снова.
П е р в ы й.
	Не получается.
В т о р о й.
	Гаснет.
Т р е т и й.
	Свеча снова.

Они начали драться и били молотками друг друга по голове.

П е р в ы й.
	Эх спичек.
В т о р о й.
	Достать бы.
Т р е т и й.
	Они помогли бы.
П е р в ы й.
	Едва ли.
В т о р о й.
	Тут слишком.
Т р е т и й.
	Уж все погасло.

Они пьют кислоту отдыхая на веслах. Но действительно вокруг все непрозрачно.

П е р в ы й.
	Зажги же.
В т о р о й.
	Зажигай, зажигай же.
Т р е т и й.
	Совсем как в Париже.
П е р в ы й.
	Тут не Китай же.
В т о р о й.
	Неужто мы едем.
Т р е т и й.
	В далекую Лету.
П е р в ы й.
	Без злата без меди.
В т о р о й.
	Доедем ли к лету.
Т р е т и й.
	Стриги.
П е р в ы й.
	Беги.
В т о р о й.
	Ни зги.
Т р е т и й.
	Если мертвый, то.
П е р в ы й.
	Не к <.......>
В т о р о й.
	Если стертый, то.
Т р е т и й.
	Не ищи.

Так ехали они на лодке, обмениваясь мыслями, и весла как выстрелы, мелькали в их руках.

8. РАЗГОВОР КУПЦОВ С БАНЬЩИКОМ

Два купца блуждали по бассейну, в котором не было воды. Но баньщик сидел под потолком.

Д в а к у п ц а (опустив головы, словно быки). В бассейне нет воды. Я не в состоянии купаться.

Б а н ь щ и к.
	Однообразен мой обычай:
	Сижу как сыч под потолком,
	И дым предбанный,
	Воздух бычий,
	Стоит над каждым котелком.
	Я дым туманный,
	Тьмы добычей
	Должно быть стану целиком.
	Мерцают печи,
	Вянут свечи,
	Пылает беспощадный пар.
	Средь мокрых нар
	Желтеют плечи,
	И новой и суровой сечи
	Уже готовится навар.
	Тут ищут веник,
	<. . . .> денег,
	Здесь жадный сделался ловец.
	Средь мрака рыщут
	Воют свищут
	Отец и всадник и пловец.
	И дым колышется как нищий
	В безбожном сумрачном жилище,
	Где от лица всех подлецов
	Слетает облак мертвецов.

Д в а к у п ц а (подняв головы, словно онемели). Пойдем в женское отделение. Я тут но в состоянии купаться.

Б а н ь щ и к. (сидит под потолком, словно баньщица).

	Богини
	Входят в отделенье,
	И небо стынет
	В отдаленьи.
	Как крылья сбрасывают шубки,
	Как быстро обнажают юбки,
	И превращаясь в голышей
	На шеях держат малышей.
	Тут мыло пляшет как Людмила,
	Воркует губка как голубка,
	И яркий снег ее очей
	И ручеек ее речей
	И очертание ночей
	И то пылание печей
	Страшней желания свечей.
	Тут я сижу и ненавижу
	Ту многочисленную жижу,
	Что брызжет из открытых кранов,
	Стекает по стремнинам тел,
	Где животы имеют вид тиранов.
	Я баньщик, но и я вспотел.
	Мы баньшицы унылы нынче.
	Нам свет не мил. И мир не свеж.
	Смотрю удачно крюк привинчен.
	Оружье есть. Петлю отрежь.
	Пускай купаются красавицы,
	Мне все равно они не нравятся.

Д в а к у п ц а (смотрят в баню прямо как в волны). Он должно быть бесполый этот баньщик.

Входит Елизавета. Она раздевается с целью начать мыться. Два купца смотрят на нее как тени.

Д в а к у п ц а. Гляди. Гляди. Она крылата.

Д в а к у п ц а. Ну да, у нее тысячи крылышек.

Елизавета, не замечая купцов, вымылась, оделась и вновь ушла из бани. Входит Ольга. Она раздевается, верно хочет купаться. Два купца смотрят на нее как в зеркало.

Д в а к у п ц а. Гляди, гляди как я изменился.

Д в а к у п ц а. Да, да. Я совершенно неузнаваем.

Ольга замечает купцов и прикрывает свою наготу пальцами.

О л ь г а. Не стыдно ль вам купцы, что вы на меня смотрите.

Д в а к у п ц а. Мы хотим купаться. А в мужском отделении нет воды.

О л ь г а. О чем же вы сейчас думаете.

Д в а к у п ц а. Мы думали что ты зеркало. Мы ошиблись. Мы просим прощенья.

О л ь г а. Я женщина, купцы. Я застенчива. Не могу я стоять перед вами голой.

Д в а к у п ц а. Как странно ты устроена. Ты почти не похожа на нас. И грудь у тебя не та, и между ногами существенная разница.

О л ь г а. Вы странно говорите купцы, или вы не видели наших красавиц. Я очень красива купцы.

Д в а к у п ц а. Ты купаешься Ольга.

О л ь г а. Я купаюсь.

Д в а к у п ц а. Ну купайся, купайся.

Ольга кончила купаться. Оделась и вновь ушла из бани. Входит Зоя. Она раздевается, значит хочет мыться. Два купца плавают и бродят по бассейну.

3 о я. Купцы, вы мужчины?

Д в а к у п ц а. Мы мужчины. Мы купаемся.

З о я. Купцы, где мы находимся. Во что мы играем?

Д в а к у п ц а. Мы находимся в бане. Мы моемся.

3 о я. Купцы, я буду плавать и мыться. Я буду играть на флейте.

Д в а к у п ц а. Плавай. Мойся. Играй.

З о я. Может быть это ад.

Зоя кончила купаться, плавать играть. Оделась и вновь ушла из бани. Баньщик, он же баньщица, спускается из-под потолка.

Б а н ь щ и к. Одурачили вы меня купцы.

Д в а к у п ц а.Чем?

Б а н ь щ и к. Да тем что пришли в колпаках.

Д в а к у п ц а. Ну и что ж из этого. Мы же это не нарочно сделали.

Б а н ь щ и к. Оказывается вы хищники.

Д в а к у п ц а. Какие?

Б а н ь щ и к. Львы или тапиры или аисты. А вдруг да и коршуны.

Д в а к у п ц а. Ты баньщик догадлив.

Б а н ь щ и к. Я догадлив.

Д в а к у п ц а. Ты баньщик догадлив.

Б а н ь щ и к. Я догадлив.

9. ПРЕДПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР

ПОД НАЗВАНИЕМ ОДИН ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

Суровая обстановка. Военная обстановка. Боевая обстановка. Почти атака или бой.

П е р в ы й. Я один человек и земля.

В т о р о й.Я один человек и скала.

Т р е т и й. Я один человек и война. И вот что я еще скажу. Я сочинил стихи о тысяча девятьсот четырнадцатом годе.

П е р в ы й. Без всяких предисловий читаю.

В т о р о й.
	Немцы грабят русскую землю.
	Я лежу
	И грабежу
	Внемлю.
	Немцам позор. Канту стыд.
	За нас
	Каждый гренадер отомстит.
	А великий князь К. Р.
	Богу льстит.
	Наблюдая
	Деятельность немцев,
	Распухал
	Как звезда я.
	Под взором адвокатов и земцев
	Без опахал
	Упал
	Из гнезда я.

Т р е т и й. Сделай остановку. Надо об этом подумать.

П е р в ы й. Присядем на камень. Послушаем выстрелы.

В т о р о й. Повсюду, повсюду стихи осыпаются как деревья.

Т р е т и й. Я продолжаю.

П е р в ы й.
	Что же такое,
	Нет, что случилось,
	Понять я не в силах,-
	Царица молилась
	На запах левкоя,
	На венки,
	На кресты
	На могилах,
	Срывая с себя листы
	Бесчисленных русских хилых.

В т о р о й. Неужели мы добрели до братского кладбища.

Т р е т и й. И тут лежат их останки.

П е р в ы й. Звучат выстрелы. Шумят пушки.

В т о р о й. Я продолжаю.

Т р е т и й.
	Сражаясь в сраженьях
	Ужасных,
	Досель не забытых,
	Изображенья
	Несчастных
	Я видел трупов убитых.
	Досель
	Они ели кисель.
	Отсель
	Им бомбежка постель.
	Но шашкой,
	По пташкой
	Бряцая,
	Кровавой рубашкой
	Мерцая,
	Но пуча
	Убитые очи,
	Как туча,
	Как лошади бегали ночи.

П е р в ы й. Описание точное.

В т о р о й. Выслушайте пение или речь выстрелов.

Т р е т и й. Ты внос полную ясность.

П е р в ы й. Я продолжаю.

В т о р о й.
	Ты хороша прекрасная война,
	И мне мила щека вина,
	Глаза вина и губы,
	И водки белые зубы.
	Три года был грабеж,
	Крики, пальба, бомбеж.
	Штыки, цветки, стрельба,
	Бомбеж, грабеж, гроба.

Т р е т и й. Да это правда, тогда была война.

П е р в ы й. В том году гусары были очень красиво одеты.

В т о р о й. Нет уланы лучше.

Т р е т и й. Гренадеры были красиво одеты.

П е р в ы й. Нет драгуны лучше.

В т о р о й. От того года не осталось и косточек.

Т р е т и й. Просыпаются выстрелы. Они зевают.

П е р в ы й. (выглядывая в окно, имеющее вид буквы А). Нигде я не вижу надписи, связанной с каким бы то ни было понятием.

В т о р о й. Что ж тут удивительного. Мы же не учительницы.

Т р е т и й. Идут купцы. Не спросить ли их о чем-нибудь.

П е р в ы й. Спроси. Спроси.

В т о р о й. Откуда вы два купца.

Т р е т и й. Я ошибся. Купцы не идут. Их не видно.

П е р в ы й. Я продолжаю.

В т о р о й. Почему нам приходит конец, когда нам этого не хочется.

Обстановка была суровой. Была военной. Она была похожей на сражение.

10. ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР

П е р в ы й. Я из дому вышел и далеко пошел.

В т о р о й. Ясно, что я пошел по дороге.

Т р е т и й. Дорога, дорога, она была обсажена.

П е р в ы й. Она была обсажена дубовыми деревьями.

В т о р о й. Деревья, те шумели листьями.

Т р е т и й. Я сел под листьями и задумался.

П е р в ы й. Задумался о том.

В т о р о й. О своем условно прочном существовании.

Т р е т и й. Ничего я не мог понять.

П е р в ы й. Тут я встал и опять далеко пошел.

В т о р о й. Ясно, что я пошел по тропинке.

Т р е т и й. Тропинка, тропинка, она была обсажена.

П е р в ы й. Она была обсажена цветами мучителями.

В т о р о й. Цветы, те разговаривали на своем цветочном языке.

Т р е т и й. Я сел возле них и задумался.

П е р в ы й. Задумался о том.

В т о р о й. Об изображениях смерти, о ее чудачествах.

Т р е т и й. Ничего я не мог понять.

П е р в ы й. Тут я встал и опять далеко пошел.

В т о р о й. Ясно, что я пошел по воздуху.

Т р е т и й. Воздух, воздух, он был окружен.

П е р в ы й. Он был окружен облаками и предметами и птицами.

В т о р о й. Птицы, те занимались музыкой, облака порхали, предметы подобно слонам стояли на месте.

Т р е т и й. Я сел поблизости и задумался.

П е р в ы й. Задумался о том.

В т о р о й. О чувстве жизни во мне обитающем.

Т р е т и й. Ничего я не мог понять.

П е р в ы й. Тут я встал и опять далеко пошел.

В т о р о й. Ясно, что я пошел мысленно.

Т р е т и й. Мысли, мысли, они были окружены.

П е р в ы й. Они были окружены освещением и звуками.

В т о р о й. Звуки, те слышались, освещение пылало.

Т р е т и й. Я сел под небом и задумался.

П е р в ы й. Задумался о том.

В т о р о й. О карете, о баньщике, о стихах и о действиях.

Т р е т и й. Ничего я не мог понять.

П е р в ы й. Тут я встал и опять далеко пошел.

К о н е ц

<1936-1937>


 

На главную страницу