encolpius Live |
СУД ИСТОРИИ |
На главную страницу |
Знакомы ли вам муки - нет, мягче - проявления совести? Меня - не грызет, не колет. Но такая, знаете ли, отдаленная тянущая боль и вроде как локальный жар. Главная проблема - обманутые ожидания. Люди чего-то от меня ждали, но... Хотел бы я быть быстр и ловок. Хотел бы быть духовным Роем Джонсом, ментальным Тьери Анри. Всюду поспеть. Разбежаться, разорваться, пролиться золотым дождем. А крупного на мне ничего нет, начальник. Просто люди ждали, а я обманывал. Это ж не смертельно, да? Это не смертельно, но я нахожу себя в семиугольном боксе. Семь демонов охраняют семь углов: Узбек с ковром, Хачик со шнобелем, Чукча в аляске, Чорнобрiвая Дiвчiна, Махровый Еврей с нотебуком, Разбитная Баба и Мужик в кожане. Мужик - самый главный. Остальные демоны - простые покупатели. А он стоит
на выходе и говорит: Я называю место, а он сообщает цену и у меня, видавшего виды, падает челюсть. Тогда Мужик интимно наклоняется к и шепчет, что рейс у него последний, что сам он живет неподалеку и потому готов снизить таксу, только чтобы тихо, чтобы никому. Скидка ничтожна, но хули делать - я соглашаюсь, добавляя в сердцах: Мужик в кожане властно подхватывает мой баул и разрезая невесть откуда взявшуюся толпу ведет меня к своей сковородке. Сamin Long Я бы запретил Обидно, в общем. И содад, содад, содад. Лето 85-го, стройотряд, ближайшее Подмосковье. Валерин катушечный магнитофон мы законтачили с моей мыльницей и приступили
к перезаписи. Ради такого дела в законный выходной остались подежурить.
Валера - весь такой жилистый, истовый. Голубые глаза, лицо лепки неправильной, но мощной. И если Валера похож на молодого Толстого, то Поручик - на толстовского персонажа, Анатоля Курагина. Блондин грубовато-миловидной наружности. Лицо круглое. Волосы вьются. Глаза чуть навыкате. Оба, злые, стоят и смотрят в упор друг на друга. История их рассудит. Ладно, сколько лет уж прошло. Чур, я буду Историей. Суд мой будет строгим, но оптимистичным. Не ошибся Валера. Слушают Высоцкого. Конечно, не так как тогда, но если, к примеру, выйти в Сети на людное место и запостить что-нибудь типа был он скверный поэт и посредственный актеришко: право же, немного найдется лучших способов пожать бурю. Но и Поручик не прогадал! Его мимолетный кумир правил так долго, так непотопляемо, что может быть признан одним из самых успешных чиновников всех времен. И, само собой, имя его прочно осело в Истории - то есть не во мне лично, а в разных там спортивных летописях и анналах. Где-то между Кубертеном и Авеланжем. Рождественское Еще три три дня работать, а уже семь дней без выходных. И каких дней! Добро бы просто сидеть и дело делать. Так нет. Уже столько было. Например, развеяна ярость коллективного Калибана, на излете года скребущего по сусекам и не находящего там ничего кроме сухого мышиного говна. Или вот - опасный фантом Реорганизации Отдела, вызревший в подсознании непосредственного начальства - реорганизации, сулящей в.п.с. одни только Большие Беспонтовые Хлопоты - бережно и сообща возвращен обратно в упомянутое подсознание со всей возможной деликатностью. Также отведены громы и молнии начальства высшего, во гневе и недоумении требующего письменных разъяснений. Писана сухая апология '...отработала в полном соответствии с <...> ввод данных находится в компетенции <тут название другого, не нашего отдела> равно как и...' Уже можно и каникулы. Равно как и. Мне кстати, очень нравится афоризм, который приписывают покойному Расулу Гамзатову: 'Сижу в президиуме, а счастья нет'. Да, а громы-то и молнии были отведены прямиком в землю, если кто чего подумал. Зачем человеку целые каникулы счастья, если он совесть свою потерял!
Мои жизнеобразующие фразы Парень из футзальной тусовки рассказал, что проводился чемпионат мира по 'Камень-Ножницы-Бумага'. Он и финал видел по спутниковой тарелке. Надо же.. А я вот помню в одна тыща девятьсот: : послали меня в командировку в
региональный филиал. Я там подружился с секретаршей генерального, пригласил
ее поужинать. OK, дело молодое. Наступил вечер, звоню ей по местному -
не пора бы? Три типа человеческого занудства различаю я. Их назову Зануда-пастырь тасует банальности и громоздит их друг на друга. Он поучает
нас с видимым удовольствием. Демонстрируя полную гармонию со всем сущим.
Занудство по обсессии - самое простительное, самое по-человечески понятное.
И, наконец, самый страшный вид занудства - когда некто говорит неумолчно: не о том, даже, в чем он не рубит и не петрит: а о том, что ему вполне безразлично. И не может остановиться. Да, это - нервное; да, это - своего рода тик. Но разве от этого легче? И есть ли действо более тягостное чем спор двух равнодушных третьесортных зануд, этот одномерный пинг-понг, это беспонтовое истребление воздуха: И еще я так скажу. Настоящий, абсолютный зануда - это не мой начальник и не моя мама. Возможно, это даже не Андрей Макаревич. Настоящий зануда - могучий троеборец. Он равно силен и в пастырстве, и в обсессии, и в тике. Он равнодушен - но также и беспокоен. Он холоден - но он и горяч. Он ограничен - и он бесконечен. Таким же как сейчас мерзлым, подтаявшим мартом возвращались мы с другом
домой из своего пятого класса. Я что-то талдычил ему о падении Рима, о
революции рабов и колонов. Меня очень занимала эта тема, да что там -
я был просто-таки в обсессии от всех этих античных дел. И пока я вещал
о латифундиях, мой подуставший друг технично отстал на полшага и резким,
отработанным ударом сверху выбил у меня своим портфелем мой портфель:
Итак, он угодил в самую грязную лужу. А я не выдержал, расхохотался и
сменил тему: нам предстоял многообещающий обмен марками: Уважаемый доктор! Всю жизнь я работаю программистом, причем последние 10 лет на одном месте, в ТОО 'Спарта Плюс'. Всё было нормально со мной. Но в последние год-полтора я стал замечать Неладное. Допустим, понадобится мне мелкая служебная подпрограмма. Какая нибудь, прости господи, сумма столбцов многомерного массива чьи значения лежат в заданном диапазоне. Первая мысль - когда-то я это уже делал. Споро, по-деловому начинаю шарить по архивам и сусекам. Нет нигде! Тогда, тихонько прошептав 'а-а-бля', я делаю резкий, форсированный вдох и начинаю стучать по клавишам. И когда доходит до трудного, но необходимого выдоха, чаемая подпрограмма практически готова. 'Сигарета еще дымится, а ты уже герой' - как выразился по сходному поводу писатель Довлатов. Но - вот оно Неладное - при компиляции возникает ошибка Duplicate Names. Пока я шарил по архивам, чаемая подпрограмма лежала не просто под боком - она жила в основном проекте. Но не в этом дело. Когда я начинаю сличать старую версию, чей возраст 3-5 лет, и новую, написанную только что на вдохе, я не вижу ни одного различия. Не просто duplicate names в заголовках, но всё один к одному - все идентификаторы, операторы, отступы и пробелы. Я полностью воспроизвел себя, абсолютное тождество: Доктор, что со мной происходит?.. Человек самодовольный на моем месте только крякнул бы: 'Мастерство не пропьешь!'. Человек склонный к рефлексии, вздохнул бы кротко: 'Увы, я тот кто я есть, а иным мне уже не быть'. Но я-то, я-то вижу, что в этом тождестве как в кориолисовой воронке исчезает мое Я, вместе с моим прошлым и моим настоящим. Так исчезла железная пожарная машина с аллюминиевой выдвижной лестницей, купленная мне на пятилетие и так исчез голубой плащик с блестящими пуговицами в котором меня повели было записывать в детсад, да передумали. Так исчез Живарёв переулок и так исчез Глухарёв переулок. Так исчез Леснорядский рынок. Мне страшно, доктор. 1 2 *** Чем ещё, как не работой, заниматься, нахуярившись до бровей? -
в полемическом
запале восклицает друг мой,
russkiy. Как чем, камрад? Разве ради работы побросали мы университетские премудрости и кормили опарышей в окопах Момбасы? Разве ради работы зарывались мы в жирный конголезский ил вместе с кокардами и примкнутыми штыками? И пусть наш суровый комиссар ostap
Так кто же мы, товарищ? Приводные ремни? Зашоренные мерины, неусыпно перекачивающие дерьмо мирового глобализма из пустого в порожнее? Или мы речистые былинки, тихо растущие над собой? Или мы Люди Книги? Против мобильной связи Конечно, ликвидаторам страшно не повезло с полицейским-внеурочником, который на всякий пожарный взял их на карандаш. Но им и это сошло бы с рук! Ушли бы себе за кордон, если бы не пользовались общедоступной мобильной связью. Подозреваю, что никакой реальной необходимости вести телефонные беседы после акции у них не было и они просто, как это сейчас принято говорить, отзвонились. Между прочим, еще лет пять назад этого слова не практически существовало. Равно как не имело массового распространения бессмысленное и сугубо ритуальное действие, им обозначаемое. А вот во времена Кима Филби никаких мобильных телефонов не было. И ничего,
справлялись. Да, пока не было мобильной связи, спецслужбы выдумывали немыслимо громоздкие схемы: Юстас - Алексу. А вот если если бы штандартенфюрер Штирлиц не выёживался и для переговоров со своим Алексом бегал бы как все люди на берлинский главпочтамт, то сериал получился бы гораздо компактнее. И уж точно удалось бы уберечь миллионы и миллионы телезрителей от неизбывного созерцания крестных мук русской радистки. 2 Не то теперь. Психика поизносилась. Заходя в в харчевню, думаю: Как ни кружи по залу, он подберется все равно. Усядется вплотную, нажмет
на кнопки и давай кричать над ухом: По идее, полезная штуковина, кто бы спорил: можно эвакуировать издохшее авто, можно вызвать айболита на буранный полустанок. Но вот она попала в руки к людям. И что? Сначала - чванная погремушка, бабуинов жезл. Теперь - народная машинка для умножения энтропии. Кроме как кричать у меня над ухом у нее только два реальных применения:
Какое избавление от рутины! Какое раскрепощение духа! И мы еще удивляемся, почему на мобиле спаливаются все - и спецликвидаторы и неверные мужья. А как же общение, - спросите вы, - разве не?.. А я вот какую сценку наблюдал в стране, где живут самые общительные люди в мире. Теплым летним вечером по тихой городской улице бредет-щебечет шеренга разнополых подростков, человек шесть-семь. Тусуются! Но присмотришься - каждый прислонил к уху свою трубу и каждый щебечет сам по себе. Я это видел в Ферраре, на родине онемевшего Антониони. Помните: "Эта история могла случиться только в Ферраре..." Ну а эта вполне антониониевская сценка с подростками могла быть где угодно. Потому что энтропия не знает границ. Она их размывает. Режимные сообщества сплочены ритуалом. Не потому ли и мода распространяется там как лесной пожар? Военные, зэки, железнодорожники: Или вот футболисты. Во вторник был полуфинал Лиги Чемпионов. Клода Макелеле слегка пихнули в шею ладошкой - он рухнул, обхватив голову так, словно атомный смерч скосил ее и она держится на одной ниточке. И своего добился: легковерный судья удалил его мнимого обидчика. Сегодня - матч российского первенства 'ЦСКА' - 'Алания'. Там только ленивый не валился, обнявши себя за голову. Больше всех запомнился Игнашевич. После эпизода, где его не то что ладошкой - никто и пальцем не тронул, он постоял, предаваясь краткому, но тяжкому раздумью, постоял да и упал a la Макелеле. Строго говоря, основателем этой моды был не Макелеле, а Ривалдо на чемпионате мира - 2002: Но не суть. Раньше-то такого позорища не было. Я ведь еще Круиффа застал. Он бы никогда себе не позволил... А Платини? А Сократес? Да, теперь совсем не то. Справедливости ради, надо заметить, что дурацкой футбольная мода была всегда. Я помню, как в конце 80-х они поголовно начали надевать под футбольные трусы велосипедные облегающие шорты, которые, как ни крути, существенно длиннее. И будто малые дети, верили, что дополнительные подштанники уберегут их от травм. Поистине, что сплочено ритуалом - то угнетаемо суевериями. Такое было время. Клипсы, слаксы. Одно слово - вульгарные восьмидесятые. Золотые шестидесятые, похмельные семидесятые, вульгарные восьмидесятые, виртуальные девяностые, грозовеющие нулевые. В грозовеющем воздухе растворен некий зловредный маринад, анестезирующий и разъедающий волю, приуготовляющий наадреналиненные спортивные телеса к состоянию тушки. Мы валимся, не дожидаясь удара, в надежде, что добрый судия если и не покарает нашего незримого противника, то хотя бы поверит нам. На субботу-воскресенье работяга затаривается водярой и хлыщет ее из
расчета приблизительно 10 грамм на кило живого веса. Релакс. Книгу Йен Пирса, "Перст указующий" ('АСТ', серия "Бестселлер") я купил
однажды в пятницу исходя из расчета на кило живого веса. И был весьма
удивлен, когда текст оказался куда гуще, глубже и забористее чем я того
ожидал. Чем-то напоминает "Три мушкетера". Чем-то "Лунный камень". Чем-то "Имя
Розы". И еще один важный момент. Заварить кашу с загадочными убийствами, инфернальными подменами и потусторонним присутствием может всякий. А вот расхлебывает, как правило, читатель. Столкнувшись с невнятной, неубедительной концовкой, он испытывает жестокое похмелье, что твой работяга. Пирс не поленился свести концы с концами. Всё объяснено, всё мотивировано. В понедельник на работу - как огурчик. Новый лексикон Любимое занятие - открывать и закрывать книги. Иногда страдают страницы. Коронный номер - "ласточка". Взяв младенца за подмышки, наклоняю лицом вниз и подымаю над головой на вытянутых руках. Он свисает, как куль. Но стоит мне голосом голосом боксерского выкликалы проверещать "Л-л-лас-то-чка" - он тут же встрепенется и после пары судорожных движений вытянется в горизонтальную струнку, принимая позу Гагарина с памятника на одноименной площади. И - горделивая улыбка победителя. Он вообще чрезвычайно улыбчив. Мне есть с кем сравнить... а ведь дочь вовсе не была букой. Для каждого члена семьи, у него припасена особенная, персональная улыбка. Маме - преисполненная алчной нежности. У него четыре слова: Ы, Агы, Бля и Дать.
Вот так вот и принес, клянусь - реально томик Лоренса Даррелла между
коробкой тальятелли и пачкой пельменей с горбушей. "В Полисе, при полной Луне, когда коты спрягают глагол "быть", я провел тысяча вторую ночь в неумелых объятиях, наблюдая как серебро ползет по холодным термометрам минаретов. Ach!.." *
Ach! - если не принимать во внимание языковую динамику и изощренность - тут над автором никакой отлив не властен плюс, конечно, великая и могучая англосаксонская школа... - если забыть о блестящих мнемонах**... - если пропустить внятную сатириконовскую интонацию афинских эпизодов... то Tunc - нагромождение неудостоверенных смертей, недопрорисованных любовей
и совсем уж пунктирной, демонстративно невнятной жюльверновщины эпохи
НТР. Интроспективная тема словесного поноса возникает уже на первых страницах.
Даррелл избыточен и многословен. Он вообще водянисто пишет. Но на его
письме всегда остаются водяные знаки. А перевод так себе, на троечку. Есть вопросы к переводчику, есть претензии к редактору. Так, в одном месте (когда они едут с полигона) Иокас Мерлин перепутан с Джулианом Мерлином. Куда это дело годится!
* Лоренс Даррелл "Бунт Афродиты. Tunc", перевод Валерия Минушина, СПб,
2004, "Азбука-классика", стр. 10 Снилось, будто мой наставник, эмигрировавший в 91-м, приехал в Москву
и рассказывает: Я признаюсь, что ничего о принципе "M" не слышал. - Это очень просто. Смотри. Вот - комната. Вот открытое окно. Влетит
ли в комнату птица? Один из моих френдов признался сегодня, что не может заставить себя переслушать
Doors. Потому что знает, каков мерзавец был Моррисон. Подумаешь! Но это так, присказка. Я вот что вспомнил. Когда мне было тринадцать, к нам в гости пришел отцовский друг юности. Я его видел впервые. А между тем, если б не дядя Юра, мои родители никогда не познакомились бы. И меня, стало быть... Мы оба это знали и отнеслись друг к другу с азартным каким-то интересом. Перво-наперво дядя Юра проинспектировал мои литературные вкусы. Сам он
превозносил Пушкина. Я, как умел, объяснил, что Лермонтов круче. Мы двинулись к следующей дихотомии. Дядя Юра поставил на Маяковского
и даже зачитал кусочек из 'Хорошего отношения к лошадям'. Но для меня
вопроса не было: Есенин. И тогда дядя Юра спросил меня с коварной, мефистофельской
улыбкой. Крыть было нечем. Да, Маяковский - мрачен, груб. Но представьте, что на одной чаше курортных весов этот аккуратист и чистюля с гуттаперчевым тазиком, а на другой - последний поэт деревни со своими черными человеками и финскими ножами. Есть ли, собственно, выбор? Сейчас, когда я сравнялся летами с тогдашним дядей Юрой эти литературно-курортные фантазии приводят меня в трепет. Вот Блок, бредущий в штиблетах по линии прилива, остановившимся взглядом испепеляет Мессину. Анненский заламывает руки. Гумилев учит родину любить: Я вам скажу, с кем бы я поехал на курорт. С Горьким Алексеем Максимовичем. Где мои просторные полотняные штаны, где войлочная шляпа и белая беседка над блистающим благодатным морем? Там, покачиваясь в глубоком кресле да оглаживая пузатую оплетенную бутыль, слушал бы я глуховатый басок хозяина, его бесконечные истории из необъятной жизни. И всё кивал бы, кивал, приклевывая носом.
Мое нижеследующее наблюдение всегда казалось мне банальным и не заслуживающим особого разговора. Но вот недавно (отчасти спровоцированный своей френдлентой) я полез в Яндекс и там обнаружил. Несмотря на то, что от канонических строчек Бродского Собственно, это сюжет из школьной программы: А.П.Чехов, "Душечка" Я видел не так уж мало людских трансформаций(бравировать тут нечем -
это чистая арифметика, энное количество годичных колец). Чтобы реально поглупеть, нужно много плохих лет, много забористых декалитров
- или килограммов веществ, тут дело вкуса. Не желая заканчивать монолог на столь мрачной ноте, я вот еще что скажу. Быстро поглупеть нельзя, а поумнеть можно. В свое время я мучался сомнениями:
отдавать ли дочку в школу в шесть лет или подождать до семи. Скажу честно,
в шесть с поовиной ребенок был пеньпнём. Не могла взять в толк, что такое
слагаемые и сумма; читала с отвращением. Мой личный довлатовский бум давно закончился - еще до того как отшумел бум общественный. Уже я нетверд в цитатах, уже нечетки детали. Но две вещи по-прежнему интригуют меня. Первое - наличие строгого, ёмкого канона. Если сверять по трехтомнику
с митьковской суперобложкой - это первые два тома и примерно половина
третьего. Все что вне канона - разные там Демарши Энтузиастов и проч.
- в лучшем случае - апокрифы, в худшем - откровенная ересь. Любопытно,
что более или менее в центре канона - автобиографическая фигура писателя-отщепенца,
который заваливает советские издательства сотнями печатных листов. Они
его подбадривают, но печатать боятся, а он их заваливает дальше( 'Соло
на Ундервуде'). А именно: Довлатовский Канон и Довлатов-Алиханов, герой его - суть единство; и обладает оно поистине удивительными свойствами. Любые дружественные писания-воспоминания о С.Д. в лучах Канона приобретают почти абсолютную прозрачность. Такие книги как "Д. и окрестности" А.Гениса, "Мне скучно без Д." Е.Рейна и многие другие ни в чем не противоречат Довлатовскому Канону: но и ничего не добавляют к нему! Все старания авторов, всё их неподдельное душевное тепло в известном смысле работает вхолостую. Возникает аналогия с пресловутым самолетом, что летит над экватором со скоростью, равной скорости вращения Земли в направлении этого самого вращения. С сочинениями же критического, нелицеприятного толка, Довлатовский Канон обходится еще круче. Мощные заряды, призванные этот Канон если не сокрушить, то пошатнуть - угодив в цель, начинают Канон воспроизводить. Подобно тому, как полчища воинственных варваров к полной неожиданности для самих себя воспроизвели как сумели Римскую Империю, положив начало современной Европе. Вот два текста в такого рода: 'Ножик Сережи Д.' Михаила Веллера и 'Когда случилось петь С.Д. и мне' Аси Пекуровской. При всем различии авторских подходов, при всем несходстве их голосов есть важный общий момент: оба полагают, что Довлатов незаслуженно отнял у них существенную часть жизненного пространства. Оба характеризуют своего героя, выворачивая наизнанку известный афоризм про зарплату. Зарплата, как известно - хорошая, но маленькая. А С.Д.-человек и писатель: впрочем, в лучах Канона эти понятия суть одно: Короче, человекописатель С.Д. - он большой, но хреноватый. Мол, анекдоты-то травить все горазды, а ты вот попробуй: Когда попробовал Веллер, он, рванув с места, мгновенно увяз в колее под названием 'Компромисс одиннадцатый'. Его 'Ножик:' фабульно повторяет один из лучших довлатовских рассказов - про путаницу с фамилиями, про пиджак с чужого плеча, про обмененного покойника. Лично я воспринимаю 'Ножик'(подробнее - здесь) как жидковатые симфонические вариации на тему краткой кинжальной фуги. В отличие от агрессивного Веллера, Ася Пекуровская скорее задумчива. Она пытается не столько повергнуть Довлатовский Канон, сколько вскрыть и анатомировать. Видит Бог, у Пекуровской есть что предъявить своему бывшему мужу. Это ясно априори; изначально мы - на стороне этой женщины. Но собственно мемуарная, "жизненная" часть книги написана столь манерно и неровно, с такими очевидными умолчаниями, оговорками и проговорами, что остается только, по-старушечьи поджав губы, пробормотать "оба хороши" и перейти к последующим главам, где Пекуровская - дипломированный филолог, не единожды писательская жена - предпринимает разведку боем на территории Довлатовского Канона. И тут-то становится понятно, что истинная цель книги - не в том, чтобы воскресить и/или осмыслить прошлое, не в том, чтобы распутать довлатовские заморочки. Истинная цель книги - убить Тасю. Под этим именем С.Д. вывел свою первую жену в повести 'Филиал'. Это хоть
и не лучшая вещь Довлатова, но с Тасей - как с персонажем - там всё в
порядке. И одно из возможных прочтений таково: комический образ, эксцентричная
стареющая красотка, цепляющаяся за юношескую претенциозность и студенческий
апломб. Естественно, Пекуровская, в прошлом - первая красавица Ленинграда, femme fatale по жизни, не могла смириться с такой травестией. Но чем яростнее она доказывает, что всё было не так и она - не та, она - не Тася: тем прочнее и безнадежнее (как это уже было с Веллером) - она врастает в предназначенную ей личину. Я закрыл последнюю страницу этой по-своему увлекательной книги, выдохнув: 'Тася и есть!'. Там, между прочим, приведен замечательный эпизод. Кто-то из общих друзей,
которого Довлатов изобразил в одном из свежих рассказов входит к писателю
и возмущается: И когда я представляю себе эту сцену вживе: а я, как человек, переживший личный довлатовский бум очень даже представляю себе эту сцену вживе: я испытываю подлинный страх и трепет, безо всякого привлечения буддийских самораспаковывающихся младенцев.
|