|
05.05.00 Пожирая
дискурс
Пятница - послепраздничная и оттого приравненная к четвергу.
Над Москвою тучи ходят хмуро.
В Интернете считают раны после атаки Спайдера.
Мой халявный мэйлер то еле ворочается, то вовсе помирает. Мой сервер whitehall.ru
еще до всякого Спайдера угробили ретивые провайдеры и с самого 1 мая он
лежит в руинах, так что эти строки пишу как бы в стол. То есть я, конечно,
в монитор пишу - как всегда. Надеясь на лучшее.
Как всегда надеясь на лучшее.
Где-то там, над хмурыми московскими тучами, выстроился парад планет. Если
нам не врут. Если я ничего не путаю.
В Русском Журнале выстроились друг под другом эпилоги Романа Лейбова и
Сергея Кузнецова. "P.S." и "Заключительный выпуск"
сответственно. Тут я ничего не путаю. Вот только ссылки не пускают. Опять
Спайдер? Ладно. Буду цитировать по памяти.
Оба автора заявляют о прекращении своих проектов - "Бессрочной
ссылки" и "Культурного
гида" соответственно. Надо оговориться: в первом случае речь
идет об изменении формата - т.е. изменении периодичности, объема, содержания,
формы, консистенции...
Лично для меня оба эти проекта всегда были весьма притягательны. В обоих
я принял посильное участие - в качестве читателя-корреспондента. Именно
там, на площадках Кузнецова и Лейбова впервые ощутил себя сетевым автором,
Н.Колпием etc.
И вот читаю два эпилога со словами о внутренней
исчерпанности. Вспоминаю, как недавно по другому поводу(адресу) сокрушался
Курицын: "отличный кинокритик <:>, образованный человек
и талантливый журналист. Создал для журнала <...> правильный дискурс
про кино. И пожран был этим дискурсом: долголетняя работа в одном регистре
приводит к <...>. Читать <...> уже давно скучно. Я за собой
со страхом слежу... "
Что ж, Романа и Сергея понять можно. Дискурсы зажрали. Тирсы примахались.
Требуется смена регистра. Всё правильно.
И все-таки немного обидно, что требуется смена регистра..
Вот Кузнецов указывает на то, что существование "КГ" потеряло
смысл с появлением журнала "Афиша". Действительно, противостояние
концептуально близких сольного сетевого проекта и мощного цветного издания
слишком напоминает известный эпизод из поэмы Есенина "Сорокоуст".
Но меня, например, привлекало в "Культурном Гиде" не столько
то, что Сергей анонсировал всё что нужно и даже не столько то, что он
грамотно позиционировал московское культурное пространство... Самым ценным
был момент, когда мои свежие, животрепещущие впечатления сталкивались
с его вербально оформленным откликом на те же эстетические события. Иногда
оказывалось, что наши ощущения были практически одинаковыми - только он
находил нужные слова, которые - по лени, по недомыслию, да мало ли почему
- не приходили мне в голову. Реже возникала конфронтация взглядов. Но
и в этом случае чтение "КГ" оказывалось чрезвычайно интересным
и поучительным.
Что же касается "Бессрочной ссылки" , я ее всегда воспринимал
как некий универсум. Скажем, если, в обозрениях Кузнецова или Курицына
попадался фрагмент, не слишком мне интересный, я это воспринимал как персональную
неудачу Кузнецова(Курицына): надо же, не сумели меня увлечь! Когда такое
встречалось в "Ссылке" мне и в голову не приходило как-либо
грешить на Лейбова. Разве обижаются на энциклопедию, за то что одна статья
интереснее другой? На железнодорожные перегоны: почему этот короче предыдущего?
Конечно, почти два года ворочать такую махину как "Ссылка",
каждый понедельник ближе к вечеру отделять свет от тьмы и при этом ничем
не пожертвовать всепожирающему дискурсу - не под силу человеку, рожденному
земной женщиной. Даже если человек этот - Роман Лейбов: не только блестящий
рассказчик, акварельный стилист... в общем, не только коллективный агитатор,
но и коллективный организатор - такого богатейшего интерактива ни у кого
в рунете нет. Или надо говорить: не было?..
Да нет, не надо, конечно, ничего такого говорить. После праздников должен
выйти новый проект Кузнецова в рамках "Net-культуры"-PЖ,
которую недавно возглавил Лейбов.
И пока звезды над Москвой разруливают свои гандикапы , пока Роман и Сергей
предаются реинкарнационным таинствам... я только хотел пожелать этим авторам...
точнее - выразить уверенность, что не дискурсы будут пожирать их, а наоборот.
Авторы просто будут двигаться дальше, на ходу пожирая
отработанный дискурс.
Как тарталетку на фуршете. |