Полная авторская версия статьи для Граней.ру |
ПРОЩАНИЕ С ЛЕГКИМ ПАРОМ |
На главную страницу |
Я не могу припомнить ни одного новогоднего фильма сталинской поры. Но даже не обладая чрезмерно живым воображением легко представить себе, как доблестные стахановцы-гагановцы-загладовцы, вынужденные отвлекаться по крупному на раскорчевку врагов народа и по мелочи на борьбу хорошего с лучшим, завершают-таки к новогодней полуночи мегарекордную плавку-дойку-вырубку и главный харизматический Утесов-Крючков-Алейников, не успевший снять робы-каски-тюбетейки ровно в двенадцать часов принимает поздравительный звонок товарища Сталина. То есть, миф рождественский подменяется мифом сталинским, а новогодняя символика оказывается густо замешанной на неокаббалистике советской планово-производственной цифири. Так ли уж важно, что описанного фильма не существовало в природе, если был снят вполне реальный антифильм, фильм-отрицание: "Карнавальная ночь"(1956). Рязановский феерический дебют сегодня воспринимается спокойно. Обаяние юной Людмилы Гурченко кажется очень уж скромным. И даже созданный Игорем Ильинским глубоко народный, хтонический образ тотального мудака увы сильно отдает нафталином. А вот что не тускнеет и не стирается с годами из народной памяти так это лекция "Есть ли жизнь на Марсе?". Комсомольский затейник подпоил зануду-лектора с целью срыва тоскливого мероприятия. В результате на трибуну выходит астроном, для которого близкий свет коньячных звездочек куда важнее мерцания полуабстрактных планет, а безжизненный холод космических пространств ничто по сравнению с алкогольной нирваной. Кто перед нами назюзюкавшийся интеллигентишка или человек, причастившийся благодати ?.. Так или иначе, проходному гэгу суждено было остаться самым примечательным моментом первого стопроцентно новогоднего советского фильма: Основательно затронута новогодняя тема "Джентльменах удачи"(1971). В фильме присутствует явный рождественский посыл милость к падшим, надежда на их спасение. Чтобы пробудить в зрителе сострадание к блатной троице, создатели ленты не скупятся на душещипательные сюжетные ходы (встреча с остепенившимся корешем, нежданное письмо из дома). Однако, по-настоящему действенной возможно, вопреки режисерскому замыслу - оказывается такая сцена. Когда у джентльменов дело доходит до новогоднего банкета, предводитель разливает по бокалам бутылку шампанского. И всё. "Кислятина: Скучно без водки", разочарованно тянет Косой. Тут уж какой русский не дрогнет сердцем: бедолаг, оставшихся без праздника взаправду жалко. "Ирония судьбы или С легким паром"(1975) наш главный новогодний фильм и потому его сюжет заслуживает подробного рассмотрения. Хирург Лукашин надирается вусмерть и попадает на небо. Новый жизненный цикл начинается для него в лайнере "Москва-Ленинград", где он пребывает в состоянии эмбриона. В Пулковском аэропорту самолетная утроба исторгает его. На лавочке в зале ожидания он приходит в себя после родового стресса и начинает чисто рефлекторную жизнедеятельность. Врожденных инстинктов хватает на то, чтобы поймать тачку и добраться до якобы своей квартиры на 3-й улице Строителей. В обществе очаровательной Нади Лукашин стремительно проходит все генетически обусловленные стадии развития. Только что он был по-детски беспомощен и капризен и вот уже отрочески шаловлив. Подростковая гиперсексуальность сменяется зрелой страстью. Потом рефлексия среднего возраста. И, наконец угасание, потеря мужской самости. Исполнив пораженческую песню, он безропотно принимает из рук Нади обратный билет. Поезд "Ленинград Москва" это натуральный катафалк, ладья Осириса. Лукашин вовращается туда откуда он вышел, дабы погрузиться в окончательный сон. И тут происходит чудо явление Нади в Москве, воскрешающее хирурга. В каком-то смысле эта комедия посильнее дантовской: а в общем - классическая история умирающего и воскресающего бога. Причем питательным раствором, мертвой и живой водой для всех чарующих превращений стал алкоголь. И потому нет ничего удивительного, что в безоговорочно пьющей стране интеллигентская лав-стори стала всенародным откровением. Воплощенный алкогольный миф занял пустующее место мифа рождественского. И четверть века у фильма не было реальных конкурентов. Не считать же таковым, например, мюзикл "Чародеи"(1983), мифология которого строилась в буквальном смысле на пустом месте: предполагалось, что новогоднее чудо совершается посредством целенаправленного волевого усилия. Едва ли народ, не понаслышке знакомый с разнообразными коммунистическими методиками мог всерьез вдохновиться подобной магией. Кстати, через пару лет после выхода фильма один чародей объявил о всеобщем отказе от алкоголя посредством волевого усилия. Тут-то все чародейство и лопнуло. И Рождество вернули. А "Ирония судьбы" по прежнему занимала приоритетные позиции в новогодних телепрограммах. Но на сей раз, под конец тысячелетия, что-то ощутимо изменилось. То есть, я видел, конечно, как Надя ехала за билетом. Но всего по одному каналу да и тот какой-то сирый. И картинка убогая. Похоже, этот миф свое отыграл. Что ж вон ведь и Уэмбли закрыли и Каспаров короны лишился: Облачко легкого пара взмыло в небеса. Не взрыв, но всхлип. Кто же в лавке остался? Опять-таки хирурги ("Операция с Новым Годом",1997). Их пациенты(там же). Те и другие непрерывно пьют, не забывая выкатывать в диафрагму спонсорские бутылки. Пьяные хирурги режут пьяных пациентов. Пациенты тоже режут. Пьяные менты("Менты", 2000) ловят пьяных бандитов. Пьяные оракулы: Что ты, Женя Лукашин, рядом с этими супермобильными живчиками? Банный лист на ветру, пар на морозе. В пьянке ты искал освобождения и уповал на чудо. Ты умирал и воскресал. А эти практически бессмертны. Их мир уже синхронизирован с нашим: без десяти двенадцать ментовский начальник усаживается в кресло и смотрит то же обращение президента, что и мы, которые по эту сторону экрана. Они стремительно размножаются. Я своими глазами видел, как клон Агента Национальной Безопасности разделился на двух Дедов Морозов. А что с него взять природа! Ей нынче есть что заполнять. Наш алкогольно-новогодний Кубла-Хан растаял как снегурочка на пылающем стыке миллениумов и в распахнувшуюся пустоту хлынули цепкие и стремные медиаджунгли. Не покидает, однако, чувство, что этот безбашенный хаос не будет слишком долгим. Пока существует календарный цикл продолжается жизнь новогодней мистерии, возможно тайная, возможно невидимая. И кто знает, быть может, автору этих строк еще суждено прошамкать в какой-нибудь немыслимый звукосканирующий юнит основополагающую тезу: история советско-российского новогоднего кино есть история умирающего и воскресающего мифа. А пока от греха лучше отвести глаза от телеэкрана. Глядя как резво скачут в новогодней ночи фоменки и оракулы, жирики и агенты, дедморозы и обезьянолюди так легко потерять присутствие духа: так легко признать, что всё это уже было: "Однажды ночью зеркальный народ заполонил землю. Силы его были велики:" Как известно, Желтый Император загнал захватчиков обратно в зеркала. Но существует мрачное пророчество. "Постепенно они станут отличными от нас, перестанут нам подражать. Они разобьют стеклянные и металлические преграды, и на сей раз их не удастся победить". Это случится в ночь с 31 декабря. Всхлипом не покажется. |