Н.Колпий Хроника читательского послевкусия
Виктор Ерофеев
"Мужчины"Подкова, 1998
Почти каждое из 35 коротких эссе, образующих этот сборник, взятое по отдельности, производит хорошее впечатление. Автор хлесток, точен, остроумен, изобретателен. Но книга в целом удручает. В чем же дело ?
Может быть - слишком велики перепады стиля : от емких постдовлатовских мемуаров 'Хороший Сталин' до дадаистского 'Героя нашего супервремени', от щемящего стихотворения в прозе 'Don't complain значит 'не жалуйся' до настенного(заборного) граффити 'Автопортрет писателя в пальто' ?
Или - виноваты внутренние противоречия: скажем - эссе 'Конь и изба' совершенно феминистское, а 'Цена проститутки' - мягко говоря, наоборот ?..
Да нет. Вышеперечисленные особенности идут только на пользу книге. Сообщают интригу, свежесть, объемность. Заставляют забыть о занудстве и назидательности - этих вечных спутниках всевозможных 'дневников писателя'.
А книга все равно удручает.
Мне кажется, дело в том, что 35 эссе образуют некий временной контекст. Можно представить себе протяженную шкалу с разметкой. И огоньки на ней начинают зловеще перемигиваться.
Июньским вечером 1966 года юный Вик. Ерофеев случайно оказывается в гостях у Евтушенко, знакомится там с - Аксеновым и Бродским. Всю радушный хозяин угощает гостей заграничными диковинками - Winston'ом и джином. Все молоды, веселы талантливы. 'Как свежи были розы', стр 102.
А на стр. 73 зрелый Вик.Е. задает пожилому Евг.Е. на орехи. По полной программе. За все хорошее. Это такой творческий портрет... ну и немного личного. Название эссе - 'Е между Г и Д'. 'Е' - это Евтушенко, а 'Г' и 'Д' - это те самые слова-синонимы о которых вы подумали.
Значительная часть книги так или иначе посвящена отношениям полов. Вик.Ерофеев клеймит ханжество. Порицает сексуальную запущенность. Особое негодование вызывает разделение на духовный верх и телесный низ. Тут на сцене появляется советская интеллигенция, которая носится со своей дурацкой, аморфно-догматичной духовностью('Духовность для них - свет в окошке. Духовность для них - поп с укропом') а при этом боится минета и не знает что такое куниллингус. И в этот момент Вик.Ерофеев уже не бытописатель и не просветитель. Он - обличитель, разящий без страха... и укропа. При этом едва ли не больше всех достается ровесникам автора, то есть людям, уже перешагнувшим полувековой рубеж(эссе ''Мужчина бальзаковского возраста' Вик.Ерофеев посвятил осмыслению собственного 50-летнего юбилея).
И тут, во-первых, начинаешь задумываться о разнице между пикантностью и макабром. Во-вторых, возникают подозрения, что автор в упертости не уступает своим жертвам и у него тоже есть - страшно подумать - какой-то свой свет в окошке и даже поп с укропом...
Конечно, подозрения быстро развеиваются. Вик.Ерофеев маневрен, летуч и мобилен. Но есть одна категория, над которой не властны даже его тексты быстрого развертывания.
Увы, увы... Совсем недавно, когда я был действительно молодым человеком, а не дядей среднего возраста, как сейчас, ко мне в жутком возбуждении ввалились двое друзей. Они только что вернулись выступления Вик.Ерофеева и сбивчиво, но толково изложили содержание рассказа, одно название которого - 'Говнососка' звучало как поэма. В гулком разреженном воздухе 1988- го.
Где моя молодость, где тот воздух... Да Вик.Ерофеев и сам все понимает. 'Вчерашняя мода - самая не мода' - снисходительно замечает он (об Аксенове).
Увы, увы... Я закрываю книгу и включаю телевизор. А там - 'Апокриф', авторская программа Вик.Ерофеева. Речь идет о музыке. Писатель открыл для себя так называемый русский рок и щедро делится своими свежими впечатлениями c телезрителями. Но это - новости из разряда тех, о которых лет пять как нужно забыть... А ведь задолго до всякого русского рока спрашивали 'роллинги':
Who needs yesterdays papers ? / кому нужны вчерашние газеты ?
Who needs yesterdays girls ? / кому нужны вчерашние девчонки ?
И сами себе отвечали:
No
body in the world. / никому на светеИдут финальные титры передачи 'Апокриф'. Вик.Ерофеев сосредоточенно работает за 'ноутбуком'. Почему-то вспоминается: 'герой-компьютер' (одна из издевательских характеристик, данных Н.С.Михалкову, стр. 46). Писатель поднимает взгляд от монитора и задумчиво смотрит в темное окно.
Его глаза полны сухих слез.