|
13.03.00 Ортогональный
Джармуш
О
том, что Джармуш снял новый фильм возвестили прошлым летом обозреватели
Каннского фестиваля. С тех пор я перечитал массу различных рецензий. Все
как на подбор хвалебные. Была только одна - недавняя - ложка дегтя от
Алексея Мунипова, да и та не слишком едкая.
И вот "Ghost Dog: The Way of The Samuray" добрался до российского проката.
После окончания дневного сеанса в уютнейшем
из московских кинозалов раздались аплодисменты. А я ощутил некоторое
разочарование. При том, что авторы восторженных отзывов оказались по большому
счету правы: фильм в самом деле - отменный. Очень основательный и отчетливый.
По мне - так чересчур отчетливый: я испытывал нехватку той смазанности-
странности, которая придавала гипнотический характер прежним лентам Джармуша.
"Путь самурая" - обобщение творческого опыта. Можно сказать, что это -
деромантизированный "Мертвец". Режиссер ощутил себя классиком и повел
себя соответственно: сделал неоклассическое кино, в котором все "уклоны"
прошлых лет - примитивизм, маньеризм, упомянутый романтизм - спрямлены
в одну генеральную линию.
Эта самая линия обозначена уже в первом кадре.
Кто-то из рецензентов написал, будто Джармуш снял такое, что Тарантино
и рядом не валялся. И это вполне справедливо, потому что "Путь самурая"
совершенно перпендикулярен "Криминальному чтиву". Так же как чернокожий
самурай и его путь перпендикулярны т.н. окружающей реальности.
Я много читал о том, какой "Путь самурая" стебный и прикольный. Действительно,
много забавных моментов. Одни мафиози-шестидесятники чего стоят! Но по
общему послевкусию "Путь:" - довольно мрачная лента. В чем-то - мрачнее,
чем "Мертвец".
В новом фильме Джармуша впечатляющий, мощный саундтрек от RZA. Некоторое
количество рэпа, но доминируют инструментальные композиции на стыке хип-хопа
и эйсид-джаза. Эта музыка энергетична и упруга, при этом - достаточно
холодна и никак не сентиментальна. Эта музыка весьма далека от щемящих
гитарных пассажей Нила Янга ("Мертвец"), тем более - от саднящих напевов
Тома Уэйтса ("Ночь на земле", "Вниз по закону"). Эта музыка подчеркивает
внегуманный и, я бы сказал, надмирный характер кинодейства.
"Путь:" открывается видом даунтауна с высоты птичьего полета.
В прежних лентах Джармуша герои интенсивно перемещались по горизонтали.
Том Уэйтс и Джон Лури расходились на распутье, таксисты бороздили земную
ночь во все стороны, Уильям Блейк-джуниор плыл за горизонт по условной
реке абсолютной любви.
А теперь Джармушу был явлен новый путь. И он провел перпедикуляр к земной
плоскости.
Не удержусь и переиначу пафосную инвективу, которую Довлатов приписал
Эрнсту Неизвестному.
Горизонталь - это Жизнь. Вертикаль - это Бог. В точке пересечения
- фургончик мороженщика-гаитянина.
Использованы изображения с официального сайта фильма.
|