Андрей Носков
Modelling
John Cale "Dance Music" 1998 (a.k.a. Music For Nico)
Диск Джона Кэйла Dance Music(1998) содержит 11 композиций, написанных для балета Nico, a 12-й трэк - это песня Nibelungen в исполнении самой Nico, взятая с ее диска Marble Index.
Если пытаться кратко охарактеризовать Dance Music, на помощь приходят такие служебные слова как неоклассика и рок. Еще, пожалуй, минимализм. И - с оговорками, с оглядкой на, опять-таки, рок
, - авангард.Есть еще слово эклектика. Оно вообще-то ругательное. Но применительно к виднейшему полистилисту современной музыки слово это обретает особенную стать. Эклектика Джона Кэйла - это достояние человека, прекрасно знакомого со всеми известными последовательностями звуков и способами их извлечения. У эклектики Джона Кэйла есть второе имя: индивидуальность.
Вот и на этом диске слушатели, более или менее знакомые с творчеством композитора, без труда обнаружат характерные черты кэйловской музыки. Страсть, клокочущую тем сильнее, чем монотонней и медитативней пассаж. Безошибочную стремительность. Размашистый артистизм. Особое суховатое изящество.
Несмотря на то, что балетная музыка по определению не вполне самостоятельна, работа Кэйла кажется абсолютно самоценной, слушая, едва ли вспоминаешь, что по своему функциональному назначению это - аккомпанемент, фонограмма.
При всей моей симпатии к Кэйлу вообще и к этому диску в частности, следует признать, что мелодии Dance Music не слишком сложны и изощренны. И даже - ой что это я говорю - не так уж и оригинальны. Однако изобретательный Кэйл в полной мере использует возможности предельно наэлектризованного во всех отношениях оркестра. И, что более существенно - музыка очень атмосферна, эмоционально насыщенна; когда хореограф балета говорит о том, что в процессе работе с Кэйлом он в какой-то момент начал ощущать присутствие Нико, с которой никогда не был знаком, это не кажется стандартной PR-овской мантрой, приличествующей случаю.
В трепетном повествовании о трагической и эффектной судьбе Нико присутствует настоящая боль и даже, может быть, личный комплекс вины Джона Кэйла: как известно, он принимал немалое участие в судьбе Нико, но в процессе прослушивания, я начал всерьез подозревать, что ему самому это участие кажется теперь недостаточным.
Трудно отдать предпочтение той или иной композиции на диске. Очень хороша какая-то скользящая, маньеристская Modelling. Сильное, сокрушительное впечатление производит Out Of Chinа... Но особенно запоминается концовка диска, когда после слегка банальных , на мой вкус, номеров, Jim и Iceberg II, звучит великолепная Espagn~a - сольная фортепианная пьеса, исполняемая самим автором; а после этой траурной буколики - поет без аккомпанемента Нико. Ее удивительный голос и еще более удивительные паузы...