01.10.02
JOHN COLTRANE "THE
OLATUNJI QUARTET: THE LAST LIVE RECORDING" 1967
Колтрейн
играет, как в последний раз. "Он
играл мощно, но я обратил внимание, что он сел на стул - ну, я подумал,
что он немного устал:", - вспоминает барабанщик Рашид Али о концерте
в Центре Олатунджи по изучению африканской культуры. Это было 23 апреля
1967, меньше чем за три месяца до. В Центре
Олатунджи Колтрейн играл на сопрано- и тенор- саксфонах, Фароа Сандерс
- только на теноре. Джимми Гаррисон - на басу, Рашиде Али - как и было
сказно выше, на ударных. Перкуссия - Джамма Сантос(вообще-то , его участие
в концерте под сомнением, в выходных его имя значится с формулировкой
possibly, но мне показалось, что я расслышал его). Бата-драм(это нечто
вроде там-тама) - Элье ДеВитт. Отдельных
слов заслуживает пианистка Элис Колтрейн, урожденная МакЛеод. Не потому
что она отлично играла, не потому что она - супруга Джона Колтрейна и
даже не потому, что она - мать его троих сыновей. Просто нельзя обойти
вниманием тот факт, что младший из этих троих сыновей, Оран Колтрейн родился
19 марта 1967-го, то есть на момент концерта Элис Колтрейн была мамой
месячного грудничка. Первая
- Ogunde, написана Колтрейном (как и многие другие его сочинения) под
влиянием африканской музыкальной традиции; вообще, идеи национально-возрожденческие
идеи Олатунджи были близки Колтрейну, незадолго до смерти великий саксофонист
планировал путешествие в Африку с конкретной целью: поближе познакомиться
с песнопениями народа йоруба. Вторую композицию - My Favorite Things формально следует отнести к джазовым стандартам: это весьма известная мелодия Роджерса-Хаммерштейна. Но тут необходимо сделать две серьезные оговорки. Во-первых - My Favorite Things это любимейшая тема Колтрейна, без преувеличения - тема всей его жизни, он исполнял ее с самого начала карьеры: интерпретация менялась и развивалась вместе с исполнителем и по сути была им авторизована. А во-вторых, нет ничего более далекого от самого понятия "стандарт", что бы оно ни означало, чем My Favorite Things на Olatunji Concert. Кто слышал хоть раз, тот поймет меня. Качество записи диска оставляет желать лучшего. Иногда даже кажется, что писали не в каком-никаком городском клубе а в походных условиях, под открытым небом. По этой этой причине этот диск будет отвергнут пуристами определенного рода. Однако, есть и пуристы иного рода - к которым принадлежит ваш покорный слуга. Они полагают, что качество записи, конечно, имеет значение, но само по себе ничего не решает. Для всякой музыки есть свой минимально приемлемый уровень воспроизведения. Olatunji Concert - это в высшей степени помехоустойчивая музыка. (Лично для меня - так это точно диск года) Но не стоит думать, что Olatunji Concert - это раритет из запасника, утеха коллекционеров, маньяков и пуристов второго рода. Это сильнейшее, самоценное - высшей пробы - произведение. Это один из лучших образцов музыкального авангарда как такового. И еще один нюанс. До сих пор колтрейновской дискографии и, если угодно в колтрейновской легенде существовал определенный пробел: или даже дефект. До издания Olatunji Последним Диском Колтрейна считался не самый впечатляющий альбом Expression(студийные записи февраля-марта 1967) по поводу которого Ричард Кук/Брайан Мортон высказались так: "Как прекрасно было бы, если бы последняя студийная работа действительно вобрала в себя окончательную мудрость величайшего саксофониста. Однако, Expression - унылая, невнятная запись". С выходом Olatunji мы получили Последний Диск, в котором сконцентрирована если не "окончательная мудрость" Колтрейна, то уж во всяком случае вся его творческая мощь на последнем витке. Мы получили диск, который достоин называться Завещанием Колтрейна. Последний виток начался, когда Колтрейн двинулся от устремился от экспрессивного, но в целом структурированного джаза к радикальному авангарду. Когда мощный музыкальный поток уступили место клокочущему хаосу. Когда даже самые преданные и искушенные поклонники стали морщиться и говорить: "Это, конечно, очень сильно, но мы не вполне :" Продвинутый и сведущий современник - Дэниэл Берегер - размышлял: "Чем питалось безумие его импровизаций? Что это было - смертный ужас ? Рыдания, несущиеся из бездны? Беспредельный крик перед лицом бога, неведомого и таинственного? Знал ли Трейн о том, что он приговорен?? Он никогда не говорил ничего" Последняя фраза - риторическая; уж конечно, кое-что - говорил. Всё сводилось к простым вещам: я должен двигаться вперёд, без этого моей музыки не существует; я и рад бы играть как играл год назад, но я уже не могу так играть. Чем питалось его безумие ?.. Его гению требовалось много разнообразного горючего. Ежедневный треннинг и напряженные гастрольные туры. Возня с экзотическими музинструментами и теоретические штудии. Библия и Коран. Виски и йога. Вегетарианство и ЛСД. Научпоповские брошюрки по философии и солидный курс астрологии. У него был плохой гороскоп, суливший безвременную смерть. Разговор о фигурах такого масштаба как Колтрейн неизбежно сводится к мифу. А мифы - они все давно придуманы. О Сизифе, о Икаре, о Фаэтоне: Ну да, они весьма напыщены, все эти мифы, но куда ж деваться: Поначалу его восхождение было тяжким медленным, не раз он срывался и тогда приходилось начинать все заново. Наконец ему удалось набрать ход и он устремился вверх /Giants Steps/. А когда он достиг вершины, то неожиданно оторвался от земли и взлетел/Africa Brass/. Он достиг неба, встретил там бога и пропел ему гимн/Love Supreme/, а потом продолжил заоблачное восхождение /Ascension/. И он вырвался в межзвездную тьму, в астральный холод /Interstellar Space/, но был низвергнут. Его падение было внезапным и стремительным. Оно сопровождалось ослепительной вспышкой: Olatunji Concert. HACO "HAPPINESS
PROOF" 1999*
А я ведь еще помню времена когда под музыкальной
альтернативой подразумевалось нечто неслыханное, необычное, не такое.
И прошло-то всего лет 10. Тогда как и сейчас в ходу были такие клише как
старый добрый рок-н-ролл, традиционный блюз. Зато альманах, посвященный
альтернативной музыке носил заманчивое имя Экзотика. HELGOLAND "MEDIA MUSIC EP" 2001* Свингующие синтезаторы, веселая фриппертороника,
квазиметллические вставки и замороженный вальс на десерт. 30 композиций
за 45 минут: не соскучишься! *Присутствует в каталоге ОЛД.
|
|