02.08.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.TOMASZ STANKO "LEOSIA" 1997 ECM

Если в двух словах, Томаш Станько - это польский Майлз Дэвис. Здесь нет намека на эпигонство: хоть Станько, перечисляя своих кумиров и называет Майлза первым (далее следуют Колтрейн и О.Коулман), манера игры польского трубача вполне индивидуальна. Но на тектоническом, сущностном уровне сходство музыкантов несомненно: сумрачная грация и пронзительный драйв, драма одиночества и гармония одиночества:
Как и Майлз, Станько - артист имиджевый, стильный. Явного портретного сходства между музыкантами нет и быть не может, учитывая их различную расовую принадлежность. Но чужеродными их лица тоже никак не назовешь. Кстати, оба на разных жизненных этапах имели проблемы с наркотиками:

Томаш Станько родился в 1942-м. В джаз пришел двадцатилетним. Поздновато, но надо сделать поправку на соцлагерную страну. Впрочем, нащи шестидесятники не зря завидовали полякам. Все джазовые новинки доходили до Варшавы без особенных проблем и задержек. А в 70-х стало проще перемещаться через границу: в 1975-м Станько записал свой первый диск для ECM - Balladyna, с участием Дэйва Холланда и Эдварда Весалы. Еще до того, как рухнул коммунстический режим, музыкант многократно выезжал на Запад и успел переиграть с массой знаменитого народа, от Яна Гарбарека до Сесила Тэйлора. Но самым важным, определившим весь дальнейший творческий путь артиста было его первое "рабочее место".
В 60-е Станько был ведущим музыкантом в ансамбле Кшиштофа Комеды(1931-1969), феноменального композитора, с чьим творчеством киноманы знакомы по ранним фильмам Романа Полански: "Нож в воде", "Кул-де-сак", "Ребенок Розмари". Собственно, на тех же саундтреках весьма хорошо слышен и Томаш Станько. Вспоминая о Комеде, трубач отмечает: "Самое важное, что я взял у него - это простота. Он любил простоту. Простота - труднейшая и прекраснейшая вещь".
Последняя фраза может послужить эпиграфом к диску "Leosia". Альбом вышел на который вышел ECM четыре года назад и с тех пор уже потребовалось второе издание. В записи принимали участие звезды европейского джаза, которые в середине 90-х годы фактически образовали постоянную группу Томаша Станько. Это барабанщик Тони Оксли, басист Андерс Джормин и пианист Бобо Стенсон. Чтимые мной джазовые обозреватели Мортон и Кук поставили альбому наивысшую оценку. Вот их мнение.
"Leosia - из лучших джазовых записей последнего времени. Образец необычайной творческой концентрации, достигаемой группой, которая находится в зените своей мощи. Возможно Станько и играл лучше, но никогда у него не было такой инстинктивной поддержки коллег. Как это принято на ECM, при записи делался серьезный акцент на варьирование состава, когда музыканты образовывали подгруппы. Оксли, Джормин и Стенсон втроем порождают Trinity, басист и ударник сотрудничают на конструктивно схожей Brace. А замечательном No bass Trio название говорит само за себя. И все же, главные события начинаются именно после этого трека, когда идут две последние композиции. Сначала Euforila, вещь, взятая с Bossanosa[диск того же коллектива, записанный в 93-м году на студии GOWI ], а затем - протяженная заглавная композиция которая шедеврально венчает альбом: долгая, великолепно насыщенная тема, кажется, не имеет ни начала ни конца.

 

2.THE CECIL TAYLOR UNIT/ROSWELL RUDD SEXTET 1961,1966 [Limited Edition]

Лучший из релизов "Limited Edition", которые мне когда-либо доводилось слышать. Альбом сфокусирован вокруг двух выдающихся фигур: пианиста Сесила Тейлора и тромбониста Розвелла Радда. Состоит из двух частей, вполне стыкующихся друг с другом, но не вполне равноценных. Насколько можно понять, мы имеем дело с двумя дисками в одном. Первый диск - это три ошеломляющие композиции Cecil Taylor Unit(Розвелл Радд в данном случае - один из участников группы). Новый джаз урожая 1961 года. От любой: от почти любой музыки перейти к Cecil Taylor Unit - все равно, что что после асфальтовой парилки или неживой кондиционированный прохлады вдохнуть свежего и чистого морского воздуха. Второй диск - секстет Розвелла Радда(без Тейлора). Запись 1966-го года. Этот джаз - интровертный, потаенный, растущий внутрь. Осторожный, неуклонный сталкинг. Освоение неопознанных жизненных пространств. Розвелл Радд словно бы заново учится дышать. Кто-то сказал, что если музыку годы спустя называют экспериментальной, значит эксперимент не удался. К случаю Розвелла Радда это неприменимо: его эксперимент закольцован во времени и продолжается, продолжается:

 

3.MEDESKY MARTIN AND WOOD "THE DROPPER" 2000

Медески, Мартин и Вуд на пике моды и в расцвете творческой зрелости. С каждым новым диском их джаз, их фанк, их бит, их драйв делается все более мощным, жестким, крутым, матерым и лютым. Так тяжелеет рука пишущего и буквы все сильнее вдавливаются в бумагу пока конце концов не раздирают лист. Он цел пока еще, лист, но крайне интересно - что-то будет после Dropper'а?
А все таки предыдущей диск, Combustication кажется мне более: пленительным, что ли...
Не стоит думать, что MM&W -натуральнон трио. На Dropper'e человек семь сайдмэнов. К 6-му треку подтянулся Марк Рибо, поддал жару, но после 8-го откланялся и укатил: он ведь нарасхват идет, всем-то он нужен.

 

4.KEITH JARRETT TRIO "WHISPER NOT" 2000

Блестящий Кит Джаррет начал карьеру в конце 60-х, выпустил не один десяток отличных дисков. Давным-давно стал живым классиком. Но в последние годы как-то ушел в тень, хотя по джазовым меркам он вовсе нестарый. Новый диск - двойной, концертный. Записан трио, которое образовалось еще в 70-х - пианисту ассистируют барабанщик Джек Дежоннет и басист Гэри Пикок. Это, бесспорно лучшая из групп Кита Джаррета. На Whisper Not авторских композиций нет , исполняются стандарты. Великолепные композиции, золотыми буквами вписанные в историю джаза в исполнении замечательных мастеров.. Только почему же интонация у меня - прямо как у Пьеро "А сейчас мы покажем вам комедию. Это очень смешная комедия": Да потому что всем хорош этот двойной диск, но реально будоражит лишь в середина второй части - там, где идут подряд Conception, Prelude To A Kiss, Hallucinations. Стандарты - это хорошо, и живая классика - неплохо, но очень хотелось услышать что-нибудь из Джаррета.

 

5.PALLE MIKKELBORG "SONG... THREAD LIGHTLY" [Limited Edition]

Трубач открывал сегодняшний Отчет, трубач его и замыкает. От того чтобы произвести Палле Миккельборга - по аналогии с Томашем Станько - в датские Майлзы Дэвисы я воздержусь. Хотя некоторые основания имеются: Миккельборг работал с Дэвисом над диском "Aura", причем роли там были распределены так: Миккельборг был автором музыки, а Дэвис приглашенным солистом. Кроме того, Миккельборг сотрудничал с такими героическими персонаажами как Декстер Гордон и Бен Вебстер. Участвовал во многих ECM-овских проектах - тут , если говорить о персональных пристрастиях, я бы особо выделил альбом выделил Дино Салюцци "Once Upon A Time: Far Away In South". Но - вернемся к основной линии повествования.
"Song : tread lightly" - джаз-рок с элементами симфо-попа. Задействованы хор Копенгагенской Королевской Капеллы и Бергенский камерный ансамбль. А также знаменитый гитарист Терье Рипдал и другие достойные музыканты.
Репертуар можно с некоторой натяжкой разделить на две группы. Первая - это пафосные медляки, в духе 80-х, исполненные, должно полагать, тревоги за все живое. Вторая группа - быстрые композиции, имещие отчетливую песенную структуру: напоминает Пола Десмонда, только площе и тяжеловеснее.
Что меня всерьез озадачило, так это глубокая законспирированность издания. Единственное место в Сети, датский - не сайт даже а полстранички на черном фоне с минимальной информацией; при попытке продвинуться дальше меня ни за что ни про что выбросило из броузера. Посему ни год издания ни лэйбл мне неизвесен. Могу только предположить, что несмотря на восьмидесятническую стилистику, диск записан не так давно: самая заводная вещь на диске "Adonis Has Landed"(#10) звучит вполне актуально.
Что касается лэйбла, то это точно не ECM, в чем можно убедиться воспользовавшись всеобъемлющим каталогом на официальном сайте студии. Но важнее другое: этот диск в принципе не мог быть записан на ECM. Конечно, в королевстве Манфреда Айшера нет тотального запрета ни на помпезный хор, ни на слащавые синтезаторы, ни на глазированный звук (пример - последние альбомы Гарбарека). Но эти вредные вещества присутствуют в ECMовской продукции в дозах - не скажу, что разумных - но всё же достаточно умеренных. На обозреваемом же диске все санитарно допустимые нормы перекрыты многократно. Не иначе как по правительственному заказу делали.
А ведь местами "Song : " звучит вполне сносно. Но время-то летит: вот хотел я на этом месте ввернуть фразу "Почему я, такой нежный: " - а уж она сделалась заезженным жупелом. Не много нам отпущено Тоtal Time. И потому - eject, eject. Дальше, дальше. А что Палле Миккельборг классный трубач - кто бы спорил:

На главную страницу