02.08.01 ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ 1.TOMASZ STANKO "LEOSIA" 1997 ECM Если в двух словах, Томаш Станько - это
польский Майлз Дэвис. Здесь нет намека на эпигонство: хоть Станько, перечисляя
своих кумиров и называет Майлза первым (далее следуют Колтрейн и О.Коулман),
манера игры польского трубача вполне индивидуальна. Но на тектоническом,
сущностном уровне сходство музыкантов несомненно: сумрачная грация и пронзительный
драйв, драма одиночества и гармония одиночества: Томаш Станько родился в 1942-м. В джаз пришел
двадцатилетним. Поздновато, но надо сделать поправку на соцлагерную страну.
Впрочем, нащи шестидесятники не зря завидовали полякам. Все джазовые новинки
доходили до Варшавы без особенных проблем и задержек. А в 70-х стало проще
перемещаться через границу: в 1975-м Станько записал свой первый диск
для ECM - Balladyna, с участием Дэйва Холланда и Эдварда Весалы. Еще до
того, как рухнул коммунстический режим, музыкант многократно выезжал на
Запад и успел переиграть с массой знаменитого народа, от Яна Гарбарека
до Сесила Тэйлора. Но самым важным, определившим весь дальнейший творческий
путь артиста было его первое "рабочее место".
2.THE CECIL TAYLOR UNIT/ROSWELL RUDD SEXTET 1961,1966 [Limited Edition] Лучший из релизов "Limited Edition", которые мне когда-либо доводилось слышать. Альбом сфокусирован вокруг двух выдающихся фигур: пианиста Сесила Тейлора и тромбониста Розвелла Радда. Состоит из двух частей, вполне стыкующихся друг с другом, но не вполне равноценных. Насколько можно понять, мы имеем дело с двумя дисками в одном. Первый диск - это три ошеломляющие композиции Cecil Taylor Unit(Розвелл Радд в данном случае - один из участников группы). Новый джаз урожая 1961 года. От любой: от почти любой музыки перейти к Cecil Taylor Unit - все равно, что что после асфальтовой парилки или неживой кондиционированный прохлады вдохнуть свежего и чистого морского воздуха. Второй диск - секстет Розвелла Радда(без Тейлора). Запись 1966-го года. Этот джаз - интровертный, потаенный, растущий внутрь. Осторожный, неуклонный сталкинг. Освоение неопознанных жизненных пространств. Розвелл Радд словно бы заново учится дышать. Кто-то сказал, что если музыку годы спустя называют экспериментальной, значит эксперимент не удался. К случаю Розвелла Радда это неприменимо: его эксперимент закольцован во времени и продолжается, продолжается:
3.MEDESKY
MARTIN AND WOOD "THE DROPPER" 2000 Медески, Мартин и Вуд на пике моды и в расцвете
творческой зрелости. С каждым новым диском их джаз, их фанк, их бит, их
драйв делается все более мощным, жестким, крутым, матерым и лютым. Так
тяжелеет рука пишущего и буквы все сильнее вдавливаются в бумагу пока
конце концов не раздирают лист. Он цел пока еще, лист, но крайне интересно
- что-то будет после Dropper'а?
4.KEITH JARRETT TRIO "WHISPER
NOT" 2000 Блестящий Кит Джаррет начал карьеру в конце 60-х, выпустил не один десяток отличных дисков. Давным-давно стал живым классиком. Но в последние годы как-то ушел в тень, хотя по джазовым меркам он вовсе нестарый. Новый диск - двойной, концертный. Записан трио, которое образовалось еще в 70-х - пианисту ассистируют барабанщик Джек Дежоннет и басист Гэри Пикок. Это, бесспорно лучшая из групп Кита Джаррета. На Whisper Not авторских композиций нет , исполняются стандарты. Великолепные композиции, золотыми буквами вписанные в историю джаза в исполнении замечательных мастеров.. Только почему же интонация у меня - прямо как у Пьеро "А сейчас мы покажем вам комедию. Это очень смешная комедия": Да потому что всем хорош этот двойной диск, но реально будоражит лишь в середина второй части - там, где идут подряд Conception, Prelude To A Kiss, Hallucinations. Стандарты - это хорошо, и живая классика - неплохо, но очень хотелось услышать что-нибудь из Джаррета.
5.PALLE MIKKELBORG "SONG... THREAD LIGHTLY" [Limited Edition] Трубач открывал сегодняшний Отчет, трубач
его и замыкает. От того чтобы произвести Палле Миккельборга - по аналогии
с Томашем Станько - в датские Майлзы Дэвисы я воздержусь. Хотя некоторые
основания имеются: Миккельборг работал с Дэвисом над диском "Aura", причем
роли там были распределены так: Миккельборг был автором музыки, а Дэвис
приглашенным солистом. Кроме того, Миккельборг сотрудничал с такими героическими
персонаажами как Декстер Гордон и Бен Вебстер. Участвовал во многих ECM-овских
проектах - тут , если говорить о персональных пристрастиях, я бы особо
выделил альбом выделил Дино Салюцци "Once Upon A Time: Far Away In South".
Но - вернемся к основной линии повествования. |
|