|
13.03.00
ССЫЛКА ДЕКАДЫ
База
данных по индустриальной и пост-индустриальной музыке.
Это - еще сырая и незавершенная, но уже весьма содержательная энциклопедия.
Авторы особо оговаривают, что "есть целый ряд групп, в
определенных кругах считающихся "индустриальными", материалы о которых
не будут помещены в Базу данных - в первую очередь это White Zombie, Marylin
Manson, Clawfinger, Korn, Rammstein и др.". Что ж, своя рука
владыка. При том, что разработчиками занесены в Базу, например, Edward
Ka-Spell и This Mortal Coil. Наверно, их определили как пост-индустриалов.
Да так ли уж важны эти терминологические детали?.. Главное, что артисты
хорошие!
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
NINE INCH NAILS - это группа, которую
никак не могли обойти создатели вышеупомянутой индустриальной базы. Моя
жизнь сложилась так, что до сих пор я слышал их(его? - ведь по обшему
признанию, "гвозди" - это ансамбль одного человека по имени
Trent Reznor) только на саундтреке к фильму Дэвида Линча "Lost Highway".
Звучало убедительно, но там были и другие команды... В общем, для того,
чтобы познакомиться с Nine Inch Nails поближе я заказал в Обществе Любителей
Джаза записи их первого и последнего дисков. Если учесть, что за все время
существования группа выпустила лишь три студийных диска, мою выборку можно
считать вполне реперезентативной. Первый диск - "PRETTY
HATE MACHINE" 1989 мне поначалу не очень
понравился. Альбом безусловно передовой для 89-го года и довольно заводной,
но только этот завод казался каким-то механическим, точнее - компьютерным.
Но ближе к концу я проникся: все эти резкие аккорды и отчаянный вокал
начали забирать по-настоящему...
Вторым моим диском был "FRAGILE 1999".
Музыка показалась вполне узнаваемой. Пожалуй, деструктивный лиризм Reznor'а
с годами немного притупился (лучше сказать - зазубрился). Зато исчез одномерный
компьютерный перестук и вообще звуковая картина стала гораздо богаче.
Как-то я вернулся домой навеселе, включил музыку и лег спать. Через пару
минут уснул счастливый, в полной уверенности, что слушаю своих любимых
нью-йоркских постмодернистов(Medeski, Martin&
Wood ). Утром обнаружилось, что играл Fragile. Однако, найдя то "вчерашнее"
место, я понял что ошибка моя была продиктована не только опьянением:
и правда, было нечто общее... С другой стороны, на Fragile мне местами
явственно слышится старый недобрый Black Sabbath и посвист нетопырьих
крыльев Оззи Осборна...
Когда-то понятие рок было знаковым, сакральным. Теперь оно стало
пафосным жупелом, наподобие пресловутой духовности. Что такое современный
рок ? Metallica с симфоническим оркестром (на MTV), снимающая тысяча первую
производную с "Кашмира"? Пожилой патлатый дядька, твердящий,
что первым рокером был Бетховен, а вторым - Высоцкий?..
По-моему диск Nine Inch Nails "Fragile" - это и есть самый что
ни на есть рок: пусть термин профанирован, зато музыка существует. Хотя
формально альбом проходит по ведомству индастриала(База
Данных не даст соврать).
Да. И было время. И Шевчук с завистью пел "Они играют жесткий рок".
А вот они - LINDBERG, MANGELSDORF, WATSON играют
жесткий джаз. Во всяком случае - на диске "DODGING BULLETS"
1993. Разделение труда у знаменитых джазменов такое: Albert Mangelsdorff
- trombone, John Lindberg-bass, Eric Watson - Piano. Интенсивный, брутальный
тромбон Mangelsdorf'а, бриллиантовые пассажи Watson'а, упругий, мощный
контрабас лидера группы, Lindberg'а...
Друугое великое трио - ГАНЕЛИН, ТАРАСОВ, ЧЕКАСИН
в 1983 году записало на "Мелодии" один из лучших своих дисков,
"SEMPLICE". Эта работа была переиздана литовской "Sonore
Records" на CD. Semplice означает "просто". Но я вовсе
не уверен, что слово "простота" годится для характеристики этого
фри-джазового произведения. Во всяком случае, есть и другие подходящие
слова: "свобода","совершенство", "трагедия".
Несомненный отзвук трагедии присутствует и на следующей джазовой записи:
KENNY MILLIONS (KESHAVAN MASLAK) & OTOMOYOSHIHIDE "WITHOUT
KURYOKHIN" 1996.
Kenny Millions[s, cl, g, v]; Otomo Yoshihide[sampler]
Cобственно, все ясно уже из названия. Keshavan Maslak - давний друг и
партнер Курёхина. "Without Kuryokhin"
даже не концерт а звуковая дорожка перфоманса. Причудливые звуки, обрывочные
аккорды, не слишком разнообразные шумы и скрежеты... Во время пауз - смех
публики, малопонятный, ибо визуального ряда-то нет. Время от времени музыканты
переживают экстаз, который в live-записи не слишком заразителен. В финале
исполняют "Дорогой длинною". Чего-то не хватает во всем этом
действе. Должно быть, самого Курёхина.
|