Дэвид Дуглас(р 1963).
Фото Джоанн Савио

 

В прошлом тысячелетии, которое кончилось 11 сентября 2001 года, Нью-Йорк слыл веселой столицей музыкального авангарада и креатива. Устойчивый термин downtown scene, утвердившийся в кругу посвященных, обозначал нью-йоркский а не какой иной даунтаун. Джон Зорн, Дон Байрон, Энтони Коулмэн, Айко Мори, Дэйв Дуглас: Эта музыка больше не будет прежней. Пройдет время и город оправится после чудовищного удара. Но это будет уже другой город. Не только будущая музыка: то, что было записано в прошлом тысячелетии отныне звучит по-иному.
Downtown scene жадно вбирала вековой опыт. И все те пласты человеческой боли, которые суть неизбывная часть этого опыта, сегодня вышли наружу. Мы ощущаем их прикосновение - мучительное, но очищающее душу.

 

12.09.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.DAVID DOUGLAS "CHARMS OF THE NIGHT SKY" 1997

2.DAVID DOUGLAS "A THOUSAND EVENINGS" 2000

Дэйв Дуглас - трубач и композитор, участник множества постмодернистских проектов, самый широковещательный из которых - многотомная зорновская Masada. Относительно молодой Дуглас накопил обширный(и успешный) опыт работы с огромным количеством передовых исполнителей - от Марка Рибо до Энтони Брэкстона, от Clusone 3 до Абу-Халила:
За 8 лет, прошедших с момента выхода первого сольника, Дуглас выпустил под своим именем в разных сочетаниях (Dave Douglas Tiny Bell Trio, Dave Douglas Sextet и т.д.) полтора десятка дисков. Их качество таково, что по мере накопления количества, Дуглас превратился из просто яркого артиста в натурального живого классика. Тончайший стилист(не стилизатор!), виртуозный архитектор подвижных музыкальных контекстов, он обладает также некой могучей основательностью. Помните из школьной программы: "В Анне Карениной я любил мысль семейную, в Войне и Мире - мысль народную".
В Sanctuary Дэйв Дуглас отдал дань монументальному фри-джазу, нашел Эскалибур, схороненный Колтрейном. В The Charms Of The Night Sky создал зыбкий, щемящий образ Европы. Если Sanctuary - это цветущая сложность, то The Charms - таинственная, зеркальная простота.

Нестанадартность состава: труба, аккордеон, скрипка, бас. Невозможность отнести эту музыку к какой-то традиционной категории. Это можно назвать джазом, но в той же мере это и неоклассика и фолк. Клезмер и Балканы, танго и опера, импрессионизм Дебюсси и драматизм Малера. Соседствующие композиции как правило контрастируют друг с другом, но именно благодаря этим множественным контрастам альбом приобретает великолепную целостность. Музыка очень вещественнна, она настолько пластически выразительна, что хореографическая реализация(был такой замысел и, кажется, дошло до постановки) кажется избыточной: все уже сделано и без танцовщиков. Диск The Charms Of The Night Sky был выпущен в 1998 году. В рамках одноименного проекта тем же составом два года спустя был записан альбом "Thousand Evenings".

В предисловии к релизу, Дэйв Дуглас утверждал, что за прошедшее время музыканты квартета стали лучше понимать друг друга и потому их нынешняя работа превосходит прежнюю. С этим можно поспорить. Действительно, связи в ансамбле усложнились. Музыка как бы настоялась и загустела. Стала менее спонтанной и вдохновенной. Тем не менее, сказанное о первом диске в целом приложимо и ко второму. А стартовая(она же заглавная) композиция просто волшебна.

 

3.G E R U 1992[JAZZLAND Русский проект]

GERU расшифровывается как German Russian Project. Солисты русские: трубач Андрей Соловьев и гитарист Александр Костиков. Ритм-секция немецкая: барабанщик Дитрих Рауштенбергер и басист Петер Ковальд - ветеран европейского авангарда и, надо полагать, хедлайнер проекта. GERU - свежий, легкий, живой, увлекательный, а местами - медитативный фри-джаз. 50-минутный диск слушается на одном дыхании. Музыканты, возможно, принадлежат к разным школам, и уж точно - к разным поколениям(русские помоложе лет на 20), но на их взаимопонимании это никак не отражается, ансамбль функционирует как единый организм. Какого-то ярко выраженного национального колорита - русского или немецкого я не уловил, зато время от времени GERU обращается к тувинским мотивами. Ничего удивительного: примерно в то же время Петер Ковальд работал с Саинхо Намчылак над диском "When The Sun Is Out You Don't See Stars". Это было в 1992-м. С тех пор никаких известий о продолжении проекта GERU, зародившегося в 1990-м на перестроечной волне, не поступало. Вообще, остается чувство досады. Не потому, что конкретный русско-германский коллектив ограничился выпуском лишь одного диска - в конце концов, нет уверенности что GERU обладал таким уж безграничным потенциалом. Досадно, что диск российских исполнителей стал реально доступен на родине спустя девять лет после выхода. Досадно, что в нашей стране нет среды, нет индустрии, которая позволила бы реализовывать подобные проекты на постоянной основе. Утешает лишь то, что по сравнению с 1992 годом ситуация несколько изменилась к лучшему.

 

4.UTE LEMPER "PUNISHING KISS" 2000[Limited Edition]


Уте Лемпер - гибкая красавица с тяжелым чувственным взглядом. В России больше известна как киноактриса. Главная роль в "Прорве" Ивана Дыховичного - супруга высокопоставленного чекиста, роковая женщина, которая губит артиста Евгения Сидихина: после "Прорвы" он, кажется, не сыграл ничего стоящего. А еще можно вспомнить "Готовое платье" Роберта Олтмена. Там Лемпер играет в эпизоде, но эпизод - ключевой: сильно беременная Уте выходит на подиум в костюме Евы: Тем не менее, с первых же нот обозреваемого альбома становится ясно, какова основная специальность артистки. Конечно, она - певица par exellence. Это потом, сверившись с энциклопедиями, выясняешь, что музыкой она занималась с 9 лет и Punishing Kiss - ее ни много ни мало девятый сольник. Исполняются песни Элвиса Костелло и Тома Уэйтса, Курта Вайля и Ника Кейва. Певица Лемпер работает в стилистике кабаре, наследует традициям Греты Гарбо и Эдит Пиаф. Голос у нее именно такой, какой должен быть у гибкой красавицы с тяжелым чувственным взглядом. Припоминаю: во времена "Прорвы" почему-то считалось, что Лемпер француженка. Но она немка. И этот англоязычный альбом сделан с немецкой выверенной мощью. Вызывает ассоциации с футбольной сборной - не той, которая сейчас проигрывает англичанам с непроизносимым счетом, а той, что лет десять назад перемалывала любых соперников и звалась немецкой машиной. А сама Лемпер - pardon за за еще одну спортивную аналогию - напоминает фигуристку, которая откатывает программу на 10 баллов - как за исполнение так и за артистизм. Только одно замечание. Песни с Punishing Kiss по своему жанру и настроению предполагают определенный декадентский налет. Но в самой певице - никакой надломленности не наблюдается, напротив - она просто фонтанирует жизненной силой. Возникает диссонанс. Я его ощущал в течение почти всего прослушивания, но на финальной, десятиминутной композиции Scope что-то случилось; диссонанс исчез, замечание снято: но раз сомнения были - почему бы о них не упомянуть?

 

5.ELIADES OCHOA&COMPAY SEGUNDO 2000[Limited Edition]

Одним из самых впечатляющих событий в музыкальном бизнесе в 90- годы был прорыв сборной команды престарелых звезд кубинской эстрады, ведомых знаменитым гитаристом Раем Кудером. Вместе они записали поистине великий диск "Buena Vista Social Club". Вокруг кубинской музыки возникло характерное сгущение духовной и финансовой активности, именуемое также мировой модой. В полном соответствии с законами шоу-бизнеса кубинские пенсионеры начали тиражировать свой успех, издавая альбом за альбомом под вывеской "Buena Vista Social Club presents". Обозреваемый релиз - тоже из этой серии. 94-летний патриарх Компай Сегундо и его юный, 55-летний партнер Элиадес Очоа демонстрируют отменную форму. Впрочем, от от брэнда Buena Vista иного и не ждешь: фирма гарантирует. Исполняются традиционные лирические песни. Почти уверен, что продвинутым любителям кубинской музыки данный диск сулит множество откровений и открытий. Но я, человек поверхностный, от него не в восторге. Альбом вторичен: два главных хита - Chan Chan и El Cuarto De Tula перекочевали с канонического "Buena Vista Social Club" , сохранив не только аранжировки(Сегундо и Очоа были активнейшими участниками кудеровского проекта), но даже порядковые номера(#1 и #3 соответственно). Песенный материал в целом может показаться несколько однообразным и уж точно он менее ярким чем на "первоисточнике". Звучание довольно аскетичное: мужское пение, гитары, перкуссионные. Лично мне было скучновато без женского бэк-вокала и духовых.

 

На главную страницу