|
18.05.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1.PETR HAPKA, MICHAL
HORACEK
"MOHLO BY TU BYT I LIP"2001
Петр Гапка(1944 г.р.) - пражский композитор
и певец, лауреат всевозможных чешских грэмми. А также - киноактер, разведенный
отец троих детей, персонаж светской хроники и вообще - что называется
- local hero. За пределами Чехии, Словакии и, быть может, Германии практически
неизвестен. Вот и последний его релиз вы точно не найдете на Amazon'e
и едва ли отыщете в Москве. А жаль. Могло быть и лучше. Кстати, название
диска я(со своим знанием чешского на уровне "еште едноу пиво просим")
перевел так: "А тут могло бы быть и лучше".
"Mohlo by tu..." - высококачественная
работа в стиле поп. Подразумевается не тот музыкальный сектор, на который
однозвучно накатывают волны народного гнева: "Долой попсу голимую".
Речь идет о территории, где навеки прописались и Леонард Коэн и Владимир
Высоцкий.
"Mohlo by tu..." - музыка скорее камерная, чем эстрадная. С
сильными заездами в джаз, классику и рок. Если в двух словах - славянский
шансон. Жестокое танго в начале, дальше - экспрессивные романсы, напряженные
лирические монологи: Все тексты написаны поэтом Михалом Горачеком; это
не первая его совместная работа с Петром Гапкой. Задействована целая команда
вокалистов: для каждой песни подбирали оптимального исполнителя. Силён
Ярда Трабант Свобода (упомянутое жестокое танго). Очень хорош Ян Спалены
(он отвечает за интимную лирику и рефлексию, как бы выступая в роли самого
Горачека). Несколько менее интересен как певец сам Петр Гапка, однако
Z fotky me mamy kape krev в его исполнении(мощная/надрывная - типа Том
Уэйтс встретил Роджера Уотерса) производит сильное впечатление. Несколько
разочаровывает любимая вокалистка Гапки, Люция Била:
конечно, класс есть класс, но пение - холодноватое и пафосное. А вот романс
Pisu vam, pane, v rozpacich в исполнении Ханы Хегеровой кажется мне абсолютно
шедевральным. Не припомню, когда еще я слышал что-то столь же трогательное,
щемящее и органичное.
Лично мне по какому-то общему музыкальному рисунку альбом Гапки/Горачека
напоминает Джона Кэйла в его лучших проявлениях. Да и сам Петр Гапка (элегантный
пожилой юноша - консерваторское образование - эксперименты
- тяготение к театру) имеет немало общего с валлийским вундеркиндом.
Помните довлатовскую сценку в таллиннском фотомагазине:
- Микрат-четыре есть?
- Нет
- А где ближайший магазин, где можно купить?
-В Хельсинки, - невозмутимо отвечает продавец.
Вот и я так же. На аналогичный вопрос "где купить этот диск ?"
вынужден ответить:
- В Праге. В магазине Бон Тон.
2.BONGA "ANGOLA
74" 1974
Стартовому альбому Бонги, Angola 72 посвящен
один из наиболее хвалебных текстов за всю
историю "Аудиобюро".
В 1974 году в Париже экс-футболист лиссабонской "Бенфики", радеющий за
независимость своей родины записал второй диск, Angola 74. В работе над
диском принял активное участие талантливый гвинейский саксофонист Джо
Мака. Для усовершенствования традиционной песни Sodade были задействованы
два кабо-вердеанских автора, Мораиш и Кабрал. Именно их версия звучит
Angol'е 74; она же, кстати, открывает знаменитый диск Цезарии Еворы "Miss
Perfumado". Если сравнивать альбомы 72 и 74 годов, то второй и записан
лучше и аранжирован богаче, а все-таки заметно уступает первому. В 74-м
вокал Бонги уже не кажется таким гибким и мощным. К тому же - хрип. То
есть, хрипел-то Бонга и в 72-м, да и вообще - нам ли не знать, что народного
певца только красит голос "с трещиной". Но на Angole 74 хрип кажется досадной
помехой, которую вокалисту никак не удается преодолеть. Другая проблема
менее очевидна. Она заключается в том, что Бонга после впечатляющего дебюта
стал во-первых кумиром ангольцев, а во-вторых региональной(континентальной)
знаменитостью. Бремя само по себе нелегкое для творческого человека, а
уж если его творчество изначально политизировано, то нелегкое вдвойне.
Вот и проступают в песнях Бонги 74 пафосные нотки, вот и прорываются кой-где
интонации Виктора Вуячича.
"Аня, отрави меня - говорил Гумилев Ахматовой, - когда заметишь, что я
начал пасти народы":
3.HOT TUNA "BURGERS"
1972
Стартовавший в 1968 году факультативный проект
двух музыкантов из Jefferson Airplane по сей день остается одним из наиболее
симпатичных образчиков белого блюза. Несколько лет Hot Tuna функционировали
исключительно как концертная группа: гитарист Йорма Кауконен и басист
Джек Кэсэди были сильно загружены на основном производстве - Jefferson'ы
переживали пик популярности. Впрочем, выступления Hot Tuna также пользовались
большой популярностью у слушателей. Хиппи-блюз. Романтика, психоделика
и, конечно, харизматическое пение Кауконена: чарующе-безголосое, с бесподобной
гнусавинкой... В 1972 году, когда в корпорации Jefferson Airplane не только
улеглась напряженка, но и вовсе замаячил призрак распада, Кауконен и Кэсэди
решили записать полноценный студийный альбом. Кроме них в группу входили
барабанщик Сэм Пьяцца и лихой скрипач Папа Джон Крич, единственный черный
в белом блюзовом коллективе.
Burgers считается одним из классических альбомов Hot Tuna. Его можно порекомендовать
всем, кому дорог(как и мне) специфический, узнаваемый звук Hot Tuna. Однако,
я вовсе не уверен, что Burgers подходит для первого знакомства с творчеством
группы. Во-первых - что неудивительно для первого студийного опыта - группа
звучит звучит скованно и как-то бедновато по сравнению с концертными неистовствами.
Во-вторых, Burgers - это ставка на собственные сочинения... а все-таки
главными хитами Hot Tuna были композиции, заимствованные извне. Такие,
как Death Have No Mercy In This Land или Keeps Your Lamps Trimmed And
Burning Роберта Дэвиса.
|