29.10.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. MARIE BOINE "LEAHKASIN/UNFOLDING" 1994

                             
С творчеством певицы из Норвегии, Мари Бойн, многие российские слушатели знакомы по альбомам весьма популярного у нас Яна Гарбарека. Она была украшением "Twelve Moons". Она была спасением и оправданием "Visible World".
Мари Бойн происходит из народа саами и поет на языке предков. В свое время саами-туземцы, населявшие Лапландию, фактически подверглись колонизации со стороны норвежцев. То есть - поголовное крещение, потеря самобытности, огненная вода и анекдоты о представителях одной народности крайнего Севера.
Семья Бойн относилась к числу более или менее ассимилировавшихся. Родители были ревностными христианами. В доме часто пели, но исключительно протестантские псалмы. Жили по домострою: женщина должна быть тише воды ниже травы, тем более - девочка; какие-либо танцы-шманцы, не говоря уже о прогулках с мальчиками исключались по определению. Говорили исключительно по-норвежски. Так что ведущая мировая исполнительница на языке саами в юности не только не знала ни полслова на этом самом языке, но и вообще стыдилась своей принадлежности к осталому, диковатому народцу.
А потом произошел некий мощный психологический сдвиг. Точнее - взрыв, который и породил расширяющуюся артистическую вселенную по имени Mari Boinе.
Ее песни основываются на уникальной саамской вокальной традиции joyku. На же чем еще могут основываться песни женщины, которая в один прекрасный день убедила мужа-саами и детей перейти на язык предков при общении друг с другом.
В ее лирике преобладают два мотива: протест (дискриминация саами, притеснение женщин) и единение с природой.. Оценить качество текстов русскому слушателю затруднительно(подозреваю, что норвежскому - затруднительно не менее). Однако, знающие люди хорошо отзываются о поэзии Бойн. А поет она и вовсе потрясающе.
В 1989 году певица попала в поле зрения Питера Гейбриэла и он немедленно сделал из нее звезду RealWorld'а.

                                 

Переход с локального уровня на всемирный способствовал творческому развитию Мари Бойн. При этом она осталась артисткой вполне бескомпромиссной, чуждой всякой попсы и официоза.
Например, в 1996-м Бойн отказалась петь на открытии
зимней Олимпиады в Лиллихаммере; роль норвежской Надежды Бабкиной ее не прельстила:
- Я
не хочу чтобы меня использовали в качестве этнической декорации, - заявила она устроителям. Тем пришлось найти фолк-певца посговорчивей.

В 1999-м году Мари Бойн дала много совместных концертов с группой (отчасти российской) "Вершки да Корешки". Примерно в то же время она снова вышла замуж - на сей раз за сенегальского музыканта. Рискнув связать эти два факта, выскажу предположение, что нынешний супруг Мари Бойн - вокалист "Вершков-Корешков"*; но это мой личный домысел, никаких подтверждений я не нашел. Был только сказано, что африканец уже учит язык саами.

Диск 1994 года Leakhasin/Unfolding многие считают лучшим у Бойн. Но я не могу обойти молчанием и точку зрения Председателя Общества Любителей Джаза, который предугадывая мой еще не высказанный вопрос закричал:
- Только не спрашивай меня, какой диск лучше! Они все великолепные!

В основу Leakhasin/Unfolding легла программа, созданная специально для престижного норвежского джазового фестиваля Vossajazz.
К особенностям релиза следует отнести
отсутствие в песнях особо резких протестных мотивов, a также - впечатляющую инструментальную поддержку: шесть музыкантов на струнных и щипковых, духовых и перкуссионных, этнических, электрических и филармонических инструментах. В каждой песне они действуют небольшими группами, почти не объединяясь в масштабный оркестр. На Leakhasin/Unfolding весьма рельефный саунд. И вокал Бойн и и голоса инструментов как бы даны крупным планом. Надо признать, что такая фактура вполне адекватна материалу.

Голос певицы может быть задорным, может быть пронизывающим, может быть хрустальным( при этом он никогда не кажется хрупким). В песнях Мари Бойн есть нечто от сельских попевок, нечто от шаманских камланий. Но это - абсолютно современные произведения: им не чужды ни прямолинейная мощь рока ни джазовая вариативность ни авангардная изощренность.
Стихия Мари Бойн - несомненно, земля. Не та, что грунт и прах - а та, что почва, судьба и животворящая основа. Слушая Мари Бойн, я всякий раз вспоминаю о том, что именно женщина - символ земли и ее украшение. А также спасение и оправдание.

 

2.PASCAL COMELADE "TOPOGRAPHIE ANECDOTIQUE" 1990

                            

Примитивистской называют музыку Паскаля Комелада. Действительно, какая-то она игрушечная.
Но представьте себе что есть у вас игрушка как игрушка. Симпатичная, безопасная, из экологически чистых материалов. Вы можете разобрать ее, посмотреть, что внутри. Но вам ни за что не понять, отчего это над вашей игрушкой не властны законы гравитации, отчего она говорит человечьим голосом после заката солнца... Такая игрушка.
Такая вот музыка.
Помнится, в одном интервью Илья Кормильцев говорил о том, что в в настоящей музыке всегда присутствует тайна, которая людей среднестатистических раздражает и отпугивает. Я бы лично с этим не вполне согласился, но не могу не признать, что на примере работ Паскаля Комелада кормильцевская теория выглядит безупречной. Именно потому, что комеладовской музыке нет ни академического занудства, ни авангардистской додекакофонии, ни фольклорной инаковости, она - идеальный в плане чистоты эксперимента материал для проверки теории практикой. Есть у вас знакомый потребитель FM-продукции? Заставьте его прослушать этот крошечный(продолжительность - 16 мин) дисочек. Понаблюдайте за его реакциями, оцените их динамику... Излишне говорить, что всякую ответственность за негативные последствия такого эксперимента я с себя снимаю и перевожу стрелки на г-на Кормильцева.

 

3. JOHN MOONEY "AGAINST THE WALL" 1991

          

Фотопортрет на обложке диска являет нам человека упрямого и жесткого. У нас люди с такими лицами в 80-е шли в шабашники, в 90-е - в командиры мелкого бизнеса. Джон Муни очень органично смотрелся бы в роли хозяина сети коммерческих ларьков. А он, однако ж, играет блюз. И блюз его упрямый жесткий, как того и следовало ожидать. Муни талдычит свое, столбит территорию и выходит один против стенки - не в том, конечно, смысле что он какой-нибудь авангардист. В песнях его нет ничего неслыханного. Правильно впитанная традиция плюс четко выраженная индивидуальность. А, что собственно, еще нужно для хорошего блюза?

13.11.00
         ОПРОВЕРЖЕНИЕ

В "Отчете об услышанном" от 29.10.00  мной было высказано предположение о том, норвежская певица Мари Бойн вышла замуж за сенегальского солиста группы "Вершки да корешки".
10.11.00 в московском клубе "Дом" выступала упупомянутая группа - правда, в сильно усеченном составе; на сцене был дуэт: контрабасист Владимир Волков и певец Мола Силла, тот самый, на чей счет я строил матримониальные предположения.
Едва закончился этот впечатляющий концерт, я устремился со своей гипотезой к хозяину клуба, Нику Дмитриеву.
И он любезно разъяснил мне, что Мола Силла женат на голландке по имени Аня, а никак не на Мари Бойн.
Так что приношу извинения читателям, которым невольно заморочил голову. Приходится признать, что я уподобился тем недалеким людям, которые в начале 80-х выдавали Аллу Пугачеву замуж за Раймонда Паулса и даже женили Валерия Леонтьева на Лайме Вайкуле.
Увы мне.