Эдвард Весала(1945-1999).
Фото Стефана Бремера.

 

31.08.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.EDWARD VESALA "LUMI" 1987

Он был среди тех, кто создавал современный джаз. Очень многим его имя не говорит ничего или почти ничего. В Росссии, которая, по мнению АК Троицкого, занимает последнее место в мире по производству хорошей музыки на душу населения, Эдвард Весала известен куда хуже чем, например, Ян Гарбарек. Но самая мощная, самая потрясающая и эпохальная работа знаменитого саксофониста - Triptykon(1973) не стала бы тем чем стала без Весалы - барабанщика, перкуссиониста, соавтора большинства композиций.
Он создавал современный джаз. Потом хоронил его: диск 1990 года называется "Ode To Death Of Jazz. Потом создавал заново. Одинокий волк, белый ворон, сумрачный финляндский гений. Даже для страны, занимающей, по мнению АК Троицкого, первое место по производству хорошей музыки на душу населения он был фигурой чересчур бескомпромиссной. Его начинания без конца наталкивались на финансовые сложности. Музыканты то и дело бросали его ради более выгодных проектов. А в декабре 1999 года Эдвард Весала умер. Не в нищете и безвестности - Финляндия всё же не Россия. Но смерть его была одинокой, глухой, безвременной.
В конце 80-х, благодаря сотрудничеству с лейблом ECM, Эдварду Весале удалось сформировать группу Saund and Fury. Она отличалась большой текучестью кадров, по количеству участников напоминала футбольную команду и наполовину состояла из духовых. Диск Lumi(1987) был дебютом этого медиумбэнда.

Lumi - сюрреалистический симфоджаз(что касается последнего термина - просьба не путать с филармоническими извращениями). Оставаясь более-менее в рамках джазовых идиом музыканты не импровизируют - но выполнят волю творца, причудливую и непреложную как мифологические пророчества. Сам же творец сидит за ударными и скромно отыгрывает свою партию - в этом смысле альбом очень мало напоминает сольник барабанщика, каковым формально является. Весала предстает прежде всего как даровитый и изощренный композитор. Музыка изобилует проявлениями запредельной красоты. Отчетливость линий и крупная фактура, вообще характерная для европейского джаза, сочетается со свежим, неожиданным саундом саундом и нестандартными, нездешними ритмическими структурами - как тут не вспомнить пытливый космополитизм Джона Колтрейна, музыкальным потомком которого(одним из легиона) принято считать Весалу. Впрочем, лично мне предшественником Весалы кажется скорее Чарли Мингус периода Black Saint And Sinner Lady. Растворение инструменталиста в композиторе. Самозабвенный и гармонический танец на грани помрачения рассудка. И легкая сардоническая усмешка, которая так заметна в Camel Walk - самом, казалось бы, бесшабашной композиции на Lumi. Музыку Весалы трудно назвать дружелюбной. Она атакует и подчиняет, выстоять невозможно. В ней есть некое мучительное знание, которое мы гоним от себя, но оно нас все равно не минует.

 

2.JAMES NEWTON "AXUM" 1982

Как учит все тот же АК Троицкий, хорошей музыки должно быть разно. Я усердно следую этому правилу, и в результате музыка звучит уже не так разно, как прежде. Чем больше ты отягощен слушательским опытом, тем реже натыкаешься на саунд, который готов признать удивительным, необычным. Зато - вдвойне приятно, когда это всё-таки происходит. Рецепт необычного саунда таинственно прост: альт-флейта, бас-флейта и просто флейта. На всех флейтах играет один и тот же Джеймс Ньютон - это по-настоящему сольный диск. Инструменты тоже как правило звучат соло, но применяются наложения. Репертуар (автор всё тот же Джеймс Ньютон) продекларирован, как музыка Аксума, древнего царства на территории нынешней Эфиопии. Может , я не вполне точно выразился. Смутно припоминаю, что Аксумом называлась территория, а царств было два. Откуда-то из детства - обрывки полузнаний и ощущение, что Египет - был, Шумер - был, а этих - Мероэ и Напаты - как бы и не было вовсе. Зато музыка точно есть. Она чрезвычайно вещественна и осязаема. А о необычном саунде я уже сказал.

 

3.ELTON DEAN "MOORSONG" 2001


Элтон Дин - австралиец, осевший в Англии. Саксофонист и композитор. Ветеран кентерберийского движения. Основатель легендарной группы Soft Machine. Впрочем, легендарную группу он покинул более 30 лет назад. Да и ранний период в творчестве Элтона Дина на мой взгляд - не самый интересный. С 1970 года началась неяркая, но весьма плодотворная сольная карьера. Сохраняя очевидную верность истокам, музыкант развивался, как вглубь, так и вширь, сотрудничал с самыми разными исполнителями - от Алексиса Корнера до Карлы Блей. Весь этот обширный бэкграунд нашел отражение на новом диске. Moorsong - это путешествия между четырьмя основными вехами: джаз-рок, традиционный джаз, фри-джаз и психоделия. Джаз-рок у Элтона Дина - органный(хэммонд, как это сейчас принято), но без уклона в фанк. Уклон - в психоделию, курс - на Кентербери. И в этом главная сила альбома. Мне, интоксицированному Томашем Станько и Эдвардом Весалой, всё казалось, что ансамблю Дина недостает выразительной мощи. Может оно и так, да только к последнему(он же титульный) треку это не относится. Композиция Moorsong - психоджазовое посвящение Сиду Баррету. Я ее слушал чуть не со слезами на глазах - сам удивляюсь.
Кстати о посвящениях. Во времена Soft Machine один начинающий певец, озабоченный поиском сценического псевдонима, назвал себя в честь Дина. Вскоре этот певец не пройдет по конкурсу в King Crimson, а через 30 лет приедет в Царское Село с благотворительным концертом: минимальный взнос - $1500. Если нам привезут его менее знаменитого, но несравненно более интересного тезку, цена будет существенно меньше.

 

4.ABED AZRIE "VENESSIA" 2001


Venessia определенно напоминает "Барселону" Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье. И здесь и там - песенный цикл, посвященный великому городу. В обоих случаях - вокальный дуэт, где женщине-солистке отдана лидирующая роль, а ее партнер является как автором музыки, так и инициатором проекта. Что касается стиля - и тот и другой альбом можно провести по ведомству эклектической неоклассики. Правда, здесь сходство заканчивается. На фоне помпезной "Барселоны" сюита Venessia представляется сочинением вполне камерным.
Абед Азри - немолодой сириец, проживающий во Франции. Певец с низким, чарующе-печальным голосом. Композитор, успешно интегрирующий заунывную арабскую мелодику с лучшими западными поп-традициями.
Кристиан Легран - певица универсального профиля: джаз, классика, кельтика. Старшая сестра знаменитого композитора Мишеля Леграна, который помимо всевозможных "Шербурских зонтиков" издал несколько весьма приличных джазовых альбомов. Первые известия о Кристиан Легран относятся аж к 1950 году, когда она пела с ансамблем
Диззи Гиллеспи. Раскопав эту информацию я грешным делом подумал, что речь идет о какой-то другой Кристиан Легран, но сколь ни терзал поисковые машины, как ни раскидывал интернет-карты, расклад получался один и тот же: амбиентный, гибкий, интонационно насыщенный голос на диске Venessia, принадлежит певице, разменявшей восьмой(!) десяток. Я всегда считал слегка фальшивой фразу о том, что настоящая женщина не имеет возраста, но в данном случае она верна на все сто.
В основу сюиты Venessia положена одноименная поэма Андреа Дзандзотто. Поют по-итальянски. Вообще-то, венецианский дуэт мавра европеянки ассоциируется с соответствующей драмой Шекспира. Однако, тема Отелло у Дзандзотто никак не затронута. В цветистых виршах - попытка ухватить, зафиксировать изменчивый, женственный дух Венеции: "город-женщина, город-богиня, город-колдунья, город-проститутка" по определению автора аннотации к диску, франко-ливанского писателя Амина Маалуфа(он также автор неплохого романа "Врата Леванта")
Дух Венеции - это ощущение необычайной, неожиданной свободы. Дух Венеции - это дразнящий, болотный аромат распада. Ни музыка Азри, ни тем более поэзия Дзандзотто не открывают каких-то исключительных художественных пространств. Но знаете, дорогая фотография из семейного альбома тоже не обязана быть изобразительным шедевром. Лично мне сюита мила уже тем, что там явственно слышится плеск : так плещет вода этих узких каналов в позеленевшие, замшелые стены нежилых, неживых первых этажей - с наглухо запертыми рассохшимися дверьми и зияющими окнами.

 

5.JEFFERSON AIRPLANE "BARK" 1972 [Limited Edition]

Когда обладатели ограниченных лицензий начали издавать полные комплекты всевозможных монстров рока, выяснилось, что группа Jefferson Airplane к этому славному семейству не относится. Что, на мой взгляд, несправедливо. Правда, в последнее время ситуация начала выправляться.
Первым среди российских "коллекционных" релизов стал диск "Bark" 1972 года. Что не очень понятно - ведь этот диск трудно отнести к вершинам коллективного творчества Джефферсонов. К моменту выхода Bark группа пережила период головокружения от успехов, после чего в полном соответствии с марксистскими канонами началась пора разброда и шатаний.
Группу покинул лидер-основатель Марти Балин. Ушел барабанщик Кен Драйден. Двое других основателей, Пол Канзер и Грейс Слик, сочетались законным браком и родили дочку по имени Чайна. Ответственные за блюз Йорма Кауконен и Джек Кэсэди всерьез занялись своим совместным детищем Hot Tuna, готовя к выпуску первый студийный диск: "Burger".
Всё это трудно назвать предпосылками к созданию шедевра. Конечно, в истории рока бывало всякое: но в 1972-м Джефферсоны никаких чудес не явили. Счастливый отец Пол Канзер заготовил пару патентованных стадионных речевок (When The Earth Moves Again, War Movie). В голосе Грейс Слик(Crazy Miranda, Law Man, European Song) наметилась обидная трансформация: сомнабулический ангел уступает место взрослой ритм-энд-блюзовой тете. Хорош Йорма Кауконен (Feel So Good, Wild Turkey, Third Week In Chelsea ), но и он не до конца выкладывается - ему ж еще Burger делать. Песни рок-барабанщиков - жанр вообще специфический, но опус дебютаната Джои Кавингтона(Thunk) странен даже в этом контексте.
В общем, высших оценок диск не заслуживает, но нельзя не признать, что набранная к 1972 году инерция и нерастраченный творческий потенциал позволили Jefferson Airplane удержаться на плаву: точнее - на лету. Если группа вам симпатична, то и диск будете слушать без отвращения. И наоборот, если Bark - ваше первое знакомство с J A и он пришелся вам по душе, дальнейшее знакомство с работами коллектива сулит вам немало приятных открытий. Особо рекомендую After bathing's Baxter, который совсем недавно вышел ограниченным тиражом для продаж на территории России. Это, на мой взгляд, лучший диск группы. Тем не менее у Bark'а есть перед Baxter'ом одно преимущество: чернокожий скрипач Папа Джон Крич способный расшевелить, наэлектризовать и зажечь весельем любую атмосферу, сколь бы вялой и благодушной она ни была.

 

На главную страницу