Н.Колпий Хроника читательского послевкусия

 

Олег Шишкин " Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж"

ОЛМА-ПРЕСС, 1999

 

Олег Шишкин был одним из заметных(и узнаваемых) авторов полосы "Искусство" в "той" газете "Сегодня"(1993-1996). Чаще всего писал либо о фотографии, либо о гималайской экспедиции Рериха. Его манеру письма отличали взвешенная медитативность и хорошо прочувствованное бесстрастие. А лучшие тексты обладали некой аурой, внутренним свечением - неотъемлемым, кстати, свойством хорошей фотографии.

В последние годы я натыкался на отдельные публикации Шишкина, посвященные, опять же, тайным операциям НКВД в Гималаях. Мне, безутешному экс-читателю "той" "Сегодня" шишкинские статьи грели душу. С другой стороны, эти работы вполне соответствовали специфике того издания, для которого, собственно, и выполнялись: газета "Совершенно секретно", столь любимая народом вообще и старшей возрастной группой в особенности.

Обозреваемая книга подводит итог шестилетним исследованиям автора. Лично я надеюсь, что этот итог - промежуточный. И дело не в том, что, как водится, много тайн остались нераскрытыми, а пятен - белыми. Дело к сожалению, в другом: "Битва за Гималаи" представляется мне неудачей, фальстартом.

Уже по самому первому впечатлению - книга смонтирована наспех и редактировалась не слишком усердно(чтобы, с одной стороны, не изводить (моего) читателя мелочами, а с другой стороны - не быть голословным, примеры тех нестыковок, которыми богата книга, я убрал в приложение). По своему жанру "Битва за Гималаи" - это научно-популярная работа с элементами исторического романа (т.е., допускаются вкрапления типа "Как-то летом 1919 года Ленин уселся за любимый стол в своем кремлевском кабинете, положил перед собой целую пачку бумаги..."). Надо признать, что непререкаемый тон Олега Шишкина(о, серая магия страниц "Совершенно секретно"...) и безальтернативность авторской трактовки событий не есть признак качественного современного "научпопа". А для "документального романа" автор слишком бесстрастен. И к тому же, концентрируется на самом действии, не на его участниках. Как следствие - довольно невнятно обрисованы действующие лица - и даже такие колоритные персонах, как Блюмкин или сам Николай Рерих, который, по логике сюжета и должен быть главным героем книги; что уж говорить о фигурах второго плана - о чекистах с ничего не говорящими фамилиями, буддистах труднопроизносимыми именами...

Подлинным героем книги стал, возможно - вопреки авторской воле, профессор Александр Васильевич Барченко - спирит, мистик, теософ, неутомимый исследователь паранормальных явлений, своего рода -большевистский агент Малдер. Именно его сдержанный Шишкин куда как чаще других величает по имени-отчеству на страницах книги. Барченко был одним из главных идеологов и вдохновителей экспедиции, которой собственно и посвящена книга. Он рассматривал историю человечества как последовательную и насильственную - под воздействием глобальных катастроф - смену почти не сообщающихся друг с другом цивилизаций. Однако, по версии Барченко, в самом высоком месте планеты, куда не доходили воды всемирного потопа(потопов), возникла возможность передавать и накапливать тайные знания. Место это находится в Тибете и зовется Шамбала. Тот, кто овладеет Шамбалой, получит бесценные сведения, непреодолимую силу и возможность уцелеть во время очередного(и неизбежного) планетарного катаклизма. Основополагающий документ на эту тему Барченко открывает следующими словами: "Золотой век, т.е. Великая Всемирная ФЕДЕРАЦИЯ народов, построенная на основе чистого идейного коммунизма, господствовала некогда на всей земле. Господство ее насчитывало около 144.000 лет...". Далее - столь же размашисто... Можно догадаться (ведь вещественным доказательствам, согласно самой этой теории взяться неоткуда) , что Барченко был визионером наподобие Нострадамуса или Сведенборга, но как именно - посредством, допустим, огненного ангела, или, напротив туманной девы была явлена профессору истина, фотографичный Олег Шишкин не указывает, и вообще, об истоках учения - умалчивает, о своем к нему отношении - не сообщает. Кстати, совокупность этих последних факторов вроде бы исключает невостребованную нами жанровую трактовку "Битвы за Гималаи" как сочинения эзотерического, сакрального. Все-таки, "Битва..." - это прежде всего книга фактов. События реконструируются безо всякой мистики вполне традиционными способами - опрос очевидцев, изучение документов. Правда, вызывает некоторую неловкость тот факт, что Олег Шишкин принимает равно достоверными, значимыми как авторские тексты Барченко, написанные им, когда он был в силе и фаворе, так и протоколы допросов профессора в НКВД(мистик не пережил 37-го года), где на вопросы следователя отвечал человек сломленный и обреченный...

"Битва за Гималаи" - это история о серьезном, дорогостоящем, долгие годы готовившемся предприятии, участники которого преследовали самые раставили самые разнообразные цели. Профессор Барченко хотел найти Шамбалу и узнать "где же пути и средства бескровного решения возникающих вопросов?". Рерих желал стать буддийским первосвященником. Чекисты мечтали распространении советского влияния на Тибет, о новом плаццдарме мировой революции. Сочувствующие тибетцы искали эффектной и легкой победы в клановом соперничестве... Экспедиция закончилась ничем: в последний момент англичане насторожились, закрутили гайки и - у Рериха ничего не получилось, он бочком-тишком прошел мимо своей цели и спустился с суровых гималайских гор в благодатный Сикким.

Так вот, а шестьдесят с чем-то лет спустя, длительные изыскания одаренного автора, который, как казалось, сумел прикоснуться к мистической тайне большевизма, воплотились в книге - недоработанной, неудавшейся, хотя, возможно, и относительно успешной в коммерческом плане...

Прошу прощения за эксплуатацию известного сюжета. Просто - досадно как-то...

А может, на самом-то деле, у Рериха все вышло, и он стал властелином мира, а мы живем во вселенной, им созданной... Впрочем и такой поворот тоже используется в одной очень пока еще популярной книге... Лучше уж просто перейти к приложению...

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

В главе 13 действие перемещается в город Кашгар, "столицу одноименной провинции".Глава 14 открывается краткой характеристикой Кашгара, как если бы этот город вообще не упоминался ранее...

Трижды упоминается китайский город Тяньцзинь и каждый раз - в новом написании(Тинцзин, Тинцзинь) ...

Иногда автор впадает в непонятную претенциозность. Уже упоминавшаяся глава 14 называется "Кокаин" и открывается следующим назиданием: "Кокаин - самая страшная штука на земле. Никогда не пичкайте себя этой дрянью... Иначе он сделает с вами то же, что и с Максом Думписом... Макс Думпис работал советским консулом в Кашгаре..."

Дальше выясняется, что Думпис был направлен в Кашгар из Мазари-Шарифа, так сказать, на понижение, в наказание за пристрастие к кокаину. Но на протяжении всей главы с Думписом не происходит решительно ничего дурного; он содействует продвижению гималайской экспедиции, при этом автор вскользь замечает: "Да, Рерих не был советским гражданином, но Думпис не был просто консулом"- в смысле, поднимай выше - резидент!. А раз так, спрашивается, зачем этот зловещий зачин и броское название главы?

В книге попадаются довольно странные гиперболы. Или метафоры? Глава 25 открывается очередным(помните Кашгар?) описанием Тибета. "С точки зрения обывателя, Тибет - это медвежий угол... Представьте себе огромное плато величиной с Бразилию... Так выглядит эта высокогорная страна". Не знаю, почему Олег Шишкин так обошелся с Бразилией. Лично я, взяв брошюрку "Атлас мира", вижу что провинция Тибет по площади едва ли превосходит Монголию. Ну хорошо, будем считать, что половину территории оттяпали китайские захватчики в пользу смежных провинций. Итого - две Монголии, примерно 3 млн кв.км. Это сопоставимо, скажем, с Аргентиной. Но площадь Бразилии - как никак 8.5 млн. кв. км. Рискованная, в общем, метафора. Или гипербола.