16.02.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

TIGER LILIES "THE BROTHEL TO THE CEMETERY" 1996

 

Вообразим себе: должен записываться очередной, предусмотренный контрактом, диск Том Уэйтса. Что-то вроде Frank's Wild Years. Песенный материал уже готов, студия распечатана, музыканты в сборе, ноты по пюпитрам разложены, микрофоны включены. И тут выясняется, что самого Уэйтса нет и не будет. Сердцем заболел, вином увлекся, на рыбалку с Джоном Лури уехал. Одно слово — артист! Продюсеры тоже хватаются за сердце, потом тянутся к мобильникам. Начинают что-то выкраивать, выгадывать. Находят-таки незанятого вокалиста. У него сильный, почти оперный голос. Но — не баритон, не тенор даже, а фальцет, переходящий в контральто. То есть, голос — практически женский. Однако ж, деваться продюсерам некуда. И начинают они записывать диск "The Brothel To the Cemetery"...
Эту идиотическую фантазию я привожу полностью, чтобы как-то передать то навязчивое ощущение, которое возникло у меня при первом знакомстве с Tiger Lillies(диск The Brothel to the Cemetery). Весьма вероятно, что у вас появится то же ощущение. Гоните его прочь как непродуктивное. Сходство с Уэйтсом, конечно, есть. Ну так — чего не бывает в рамках одного жанра. Визбор похож на Кукина, Лед Зеппелин — на Дип Пёрпл, Людмила Зыкина - на Ольгу Воронец: Кстати — на "The Brothel :" не обошлось Том Уэйтсом единым , кое-где (чтоб не быть голословным — например, на #7, Alone With the Moon) мне лично слышится Гэвин Фрайдэй.
Жанр в котором работают Tiger Lillies весьма почитаем и актуален сегодня. Вот только емкого, однозначного термина для него до сих не придумано. Зато ключевые слова сами собой ложатся на язык попарно: блюз-шансон, Брехт-Вайль, кабаре-декаданс. Добавим еще постпанк —для ровного счета. Понятно, что труженики такого жанра — народ специфический. Но даже и на этом пестром фоне Tiger Lillies выделяются.
Никому кроме них не удавалось выглядеть — в рамках единого артистического образа — кастратами, трансвеститами и скотоложцами одновременно. Еще они слывут королями дурного вкуса, что, впрочем, уже не так эксклюзивно.


Если рассказы об их шоу правдивы хотя бы наполовину, то приснопамятный Мамонов в сравнении с ними — просто девушка в церковном хоре.
Tiger Lillies — страшные богохульники. Лирический герой песни Banging In The Nails не только собственноручно прибивает Христа гвоздями, но и: впрочем, вы уж сами посмотрите — не то, чтобы я в Клуб Приличных Сайтов собрался, просто мой русский язык что-то не очень поворачивается: О чем это я... Ах, да — богохульники не только на сцене, но и в жизни: лидер группы Мартин Жак замечен в водворении свинячьей головы на церковный алтарь и тому подобных имажинистских выходках. После пристального знакомства с текстами Lillies склоняюсь к тому, что кощунствуют они не чисто по приколу, а в порядке некоего иван-карамазовского бунта: бог сильно в ответе, за то, что созданный им мир такой херовый. То есть, имеет место идеологическая подоплека, прямо как у Есенина с Мариенгофом. А вообще Lillies чересчур зациклены на этих делах: у них даже список инженеров на выходных данных альбома открывает некто Christos (не путать с Jesus'ом из эпатажной песни). Поневоле вспомнишь о Жане Эффеле, который всю жизнь окарикатуривал Ветхий Завет, а умер религиозным маньяком.
Tiger Lillies были открыты и восславлены Дэвидом Бирном в начале девяностых. С тех пор им так и не удалось убедительно позиционировать себя в мире шоу-бизнесе. На Аll-Music Guide о них — минимум сведений, означен один-единственный диск(из пяти) — именно The Brothel to the Cemetery, что не случайно. Именно этот альбом считается наиболее у Lillies наиболее проработанным, завершенным. К счастью, музыкантам хватает дурного вкуса, чтобы, не вылизывать записи до гладкого, не доводить дело до приторных, пафосных аранжировок. Имповизация, искренность, спонтанность — остаются . Это весьма существенный момент: Lillies заметно тяготеют к жалостным медлякам. И пробивается порой в их песнях такое чистосердечное отчаяние, такой первобытный экзистенциальный ужас:
За что их в России любят как нигде.

И еще пара замечаний вдогонку, не связанных напрямую с творчеством группы Tiger Lillies.

Есть у Шукшина рассказ "В воскресенье мать-старушка" — о слепом исполнителе жалостных песен. Был на него большой спрос, но после войны в деревнях провели радио и бизнес его зачах. И стал он никому не нужен, пока не отыскали его фольклористы шесидесятники. Пришли и сказали "Песни не должны умирать". Тут и заплакал слепец:
Песни-то, конечно, умирают, но генетический код, их порождающий, остается. То, что вышибало слезу из наших прадедов вышибет слезу и из нас. Только упаковка, возможно, будет иной: Есть у Аркадия Гайдара довольно унылая повесть "Дальние страны". И есть там такой Ермолай - кулак и убийца. И вот идет он, пьяный, с мокрого дела и мычит непонятную, смурную песню
     И-й ехал:
     И приехал:
(читал в детстве — цитирую по памяти )
Возможно это песня существовала только в сознании самого психоделического из советских писателей. Возможно, ее реально пели. В любом случае, она умерла. В любом случае, она реинкарнирована - в современном опусе Озерского-Федорова "Далеко:"

А почему нас тянет к песням печальным, трагическим? Недавно ни с того ни с сего зазвучала у меня в голове настойчиво песня ангольца Бонги с диска, который я давно отслушал. Задумался : с чего такая: реинкарнация? Ответ был прост. У меня истек срок действия загранпаспорта и я как-то замешкался с его:. тьфу-ты, привязалось, реинкарнацией: Под вопросом оказалась одна запланированная поездка. Сдал я поспешно документы и сижу теперь, переживаю: успеют-не успеют? Песня же та ангольская — довольно жалобная; по-португальски я не разумею, но в припеве вполне понятное слово дукументу. То есть, у лирического героя — проблемы с колониальной бюрократией. И я поймал себя на том, что сижу я у динамиков, ногой притопываю, а сам подсознательно ожидаю, что все мои выездные затруднения примет на себя, отпоет этот несчастный негр. Такое вот колдовство на низком уровне. Такая жлобская магия.
А об экзистенциальных глубинах поговорим в следующий раз.

На главную страницу