|
26.01.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
26.01.01
ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ
1.ANTHONY COLEMAN "SELFHATERS"
1996
2.ANTHONY COLEMAN "SELFHATERS.
THE ABYSMAL RICHNESS OF THE INFINITE PROXIMITY THE SAME" 1998
У Энтони Коулмэна высокий, профессорский лоб и вдумчивый
детский взгляд. Он очень напоминает моего первого начальника, маньяка
и мученика градиентной оптимизации. Только к Коулмэну в подчиненные я
пошел бы с куда большей охотой: мягкость и благородство, им излучаемые,
были пределом мечтаний всякого мэнээса во времена оны, да и сейчас
кто бы отказался:
В фигуре Коулмэна, сидящего за малоформатным органом есть нечто жреческое,
мифологическое. Так размеренно и величественно нажимает он педаль
словно выпускает судьбоносную пряжу: хоть, помнится, в мифах мужчин на
эту работу не ставили.
А еще он любит, сметая грудью ноты, перегнуться через крышку рояля дабы
задействовать тугие струны напрямую. И когда он ловит их первородный звук,
с меланхолической улыбкой возведя очи долу, а руки запустив в музыкальное
нутро кажется, будто наблюдаешь за автослесарем-самородком, что
копается в моторе, глядя поверх капота непьющим, нездешним автослесарем:
И этого сокровенного человека отдельные музобозреватели называют фриком!
Но будем прямодушны здесь есть своя логика. Если называют
фриком Джона Зорна за то, что количество записанных им дисков равно бесконечности,
то почему не назвать фриком Энтони Коулмэна, который участвовал в доброй
половине этих записей? Бесконечность деленная на два все равно
ведь бесконечность. К тому же у коулменовской бесконечности есть вторая,
внезорновская половина: работа с Марком Дрессером и Дэйвом
Дугласом, с Айку Мори и Зиной Паркинс, с Гэри Лукасом и Роем Натансоном:
Коулмэн входит в примечательную группу Hasidic New Wave. Отметился в славном
коллективе Rootless Cosmopolitans под управлением Марка Рибо. А в 2000-м
году много играл с ведущим клезмер-трубачом Фрэнком Лондоном (в ноябре
они приезжали в Москву и дали концерт в клубе "Дом" чему, собственно,
я и был свидетелем).
В общем, рабочий график Коулмэна-музыканта насыщен до предела. Тем не
менее, примерно раз в два года на суд публики представляет свои авторские
работы Коулмэн-композитор. Помимо очевидного постмодернистско-авангардного
бэкграунда есть еще два фактора, весьма существенных для понимания творческой
индивидуальности любимого зорновского клавишника.
Первый фактор осознанная, акцентируемая принадлежность к еврейской
культуре. Коулмэн эмигрант в третьем поколении. Именно эта генерация
создала т.н. klezmer revival и сформировала нью-йоркскую авангардную сцену.
О том, почему это произошло уже пишут нудноватые
научные статьи. Объяснение достаточно простое: отцы ели кислый виноград,
а у детей на зубах оскомина. Отцы всеми силами старались изгладить домашний
местечковый акцент и стать американцами на сто двадцать процентов. А детям
родительские устремления по барабану. Они и так американцы, но этого им
решительно мало. Начинаются вспышки генетической памяти, поиск корней
и прочая самоидентификация... *
Коулмэн особо подчеркивает, что в какой-то момент к нему пришло понимание
того, что существует еврейская музыка не менее заводная и не менее
бездонная, чем черная музыка, которая в различных своих проявлениях доминировала(и
доминирует) в Штатах. Коулмэн ощущает себя природным носителем и адептом
этой самой еврейской музыки. Но он на ней вовсе не зациклен. Самое время
перейти ко второму фактору.
Это Балканы. В 1980 году Энтони Коулмэн совершил поездку по Югославии,
которая его глубоко перепахала**. С
тех пор он посещал эту страну еще несколько раз и во всех своих интервью
не устает повторять, как много для него значило пребывание в Воеводине(это
возле Белграда ), где на площади в несколько десятков квадратных километров
сосуществуют и взаимодействуют сразу несколько самоценных музыкальных
культур. Из рассказов музыканта не вполне понятно, была ли Югославия родиной
предков Коулмэна: да это и не так важно.
Специфический балканский опыт нашел отражение на впечатляющем сольнике
Disco By Night 1992 года. А к вершинам творчества
Энтони Коулмэна я бы отнес две его работы в рамках проекта Selfhaters.
Дебютный альбом Selfhaters при первом прослушивании кажется диким, но
безоговорочно влекущим. Такое мог играть Джон Колтрейн, родись он евреем.
Или Орнетт Коулмэн... родись он Энтони Коулмэном. Впрочем, клавишные
Энтони на Selfhaters - скорее тыловое обеспечение. А на переднем крае
то неистовствуют, то летаргически обмирают духовые. Selfhaters
это клезмер в сочетании с фри-джазом, точнее клезмер, помноженный
на фри-джаз. Присутствует также джаз традиционный, пропущенный-перекрученный
конвейером коулмэновской фабрики грез. Dream Factory название самой
продолжительной композиции. В этом названии общее ощущение, которое
остается от диска. На днях приснился мне сложносюжетный широкоформатный
сон. Там были и кошмарные моменты и комические. Замысловатый абсурд и
обыденный реализм. Густая горечь утраты и дразнящий фантом обретения:
Я проснулся на диво свежим и бодрым. Первая мысль была: как все это было
похоже на музыку ансамбля с мазохическим названием "Самоненавистники"...
Второй альбом альбом Selfhaters более сдержанно, задумчиво, медитативно.
Но не менее напряженно. Фабрика грез зарывается в поисках сырья всё глубже.
Коулмэн-исполнитель на сей раз доминирует. На "Abysmal:" весьма заметно,
что исполнительский стиль и композиторский почерк Коулмэна вполне соответствует
его манере речи импульсивной, но туманной. Впрочем, если ораторские
данные Коулмэна и вызывают определенные сомнения, то его музыкальные дарования
явлены во всем их изысканном блеске. Коулмен довольно изощренный
исполнитель, но на "Abysmal:" , мне особенно дороги места, где он впадает
в таинственную мортон-фельдмановскую простоту.
* Подобные процессы
перманентно идут во всем мире, принимая порой причудливые формы - наши
вечнозеленые старые песни о главном, включая самую главную песню на музыку
Александрова явно из той же оперы. Как и наше обвальное религиозное
возрождение
**Любимое, кстати,
выражение Сергея Кузнецова, видного неткультурного
обозревателя.
|