26.01.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

26.01.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.ANTHONY COLEMAN "SELFHATERS" 1996
2
.ANTHONY COLEMAN "SELFHATERS. THE ABYSMAL RICHNESS OF THE INFINITE PROXIMITY THE SAME" 1998

      

У Энтони Коулмэна высокий, профессорский лоб и вдумчивый детский взгляд. Он очень напоминает моего первого начальника, маньяка и мученика градиентной оптимизации. Только к Коулмэну в подчиненные я пошел бы с куда большей охотой: мягкость и благородство, им излучаемые, были пределом мечтаний всякого мэнээса во времена оны, да и сейчас — кто бы отказался:
В фигуре Коулмэна, сидящего за малоформатным органом есть нечто жреческое, мифологическое. Так размеренно и величественно нажимает он педаль — словно выпускает судьбоносную пряжу: хоть, помнится, в мифах мужчин на эту работу не ставили.
А еще он любит, сметая грудью ноты, перегнуться через крышку рояля дабы задействовать тугие струны напрямую. И когда он ловит их первородный звук, с меланхолической улыбкой возведя очи долу, а руки запустив в музыкальное нутро — кажется, будто наблюдаешь за автослесарем-самородком, что копается в моторе, глядя поверх капота — непьющим, нездешним автослесарем:
И этого сокровенного человека отдельные музобозреватели называют фриком! Но — будем прямодушны — здесь есть своя логика. Если называют фриком Джона Зорна за то, что количество записанных им дисков равно бесконечности, то почему не назвать фриком Энтони Коулмэна, который участвовал в доброй половине этих записей? Бесконечность деленная на два — все равно ведь бесконечность. К тому же у коулменовской бесконечности есть вторая, внезорновская половина: работа с Марком Дрессером и Дэйвом Дугласом, с Айку Мори и Зиной Паркинс, с Гэри Лукасом и Роем Натансоном: Коулмэн входит в примечательную группу Hasidic New Wave. Отметился в славном коллективе Rootless Cosmopolitans под управлением Марка Рибо. А в 2000-м году много играл с ведущим клезмер-трубачом Фрэнком Лондоном (в ноябре они приезжали в Москву и дали концерт в клубе "Дом" чему, собственно, я и был свидетелем).
В общем, рабочий график Коулмэна-музыканта насыщен до предела. Тем не менее, примерно раз в два года на суд публики представляет свои авторские работы Коулмэн-композитор. Помимо очевидного постмодернистско-авангардного бэкграунда есть еще два фактора, весьма существенных для понимания творческой индивидуальности любимого зорновского клавишника.
Первый фактор — осознанная, акцентируемая принадлежность к еврейской культуре. Коулмэн — эмигрант в третьем поколении. Именно эта генерация создала т.н. klezmer revival и сформировала нью-йоркскую авангардную сцену. О том, почему это произошло уже пишут нудноватые научные статьи. Объяснение достаточно простое: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. Отцы всеми силами старались изгладить домашний местечковый акцент и стать американцами на сто двадцать процентов. А детям родительские устремления по барабану. Они и так американцы, но этого им решительно мало. Начинаются вспышки генетической памяти, поиск корней и прочая самоидентификация... *
Коулмэн особо подчеркивает, что в какой-то момент к нему пришло понимание того, что существует еврейская музыка — не менее заводная и не менее бездонная, чем черная музыка, которая в различных своих проявлениях доминировала(и доминирует) в Штатах. Коулмэн ощущает себя природным носителем и адептом этой самой еврейской музыки. Но он на ней вовсе не зациклен. Самое время перейти ко второму фактору.
Это — Балканы. В 1980 году Энтони Коулмэн совершил поездку по Югославии, которая его глубоко перепахала**. С тех пор он посещал эту страну еще несколько раз и во всех своих интервью не устает повторять, как много для него значило пребывание в Воеводине(это возле Белграда ), где на площади в несколько десятков квадратных километров сосуществуют и взаимодействуют сразу несколько самоценных музыкальных культур. Из рассказов музыканта не вполне понятно, была ли Югославия родиной предков Коулмэна: да это и не так важно.
Специфический балканский опыт нашел отражение на впечатляющем сольнике Disco By Night 1992 года. А к вершинам творчества Энтони Коулмэна я бы отнес две его работы в рамках проекта Selfhaters.

                           
Дебютный альбом Selfhaters при первом прослушивании кажется диким, но безоговорочно влекущим. Такое мог играть Джон Колтрейн, родись он евреем. Или — Орнетт Коулмэн... родись он Энтони Коулмэном. Впрочем, клавишные Энтони на Selfhaters - скорее тыловое обеспечение. А на переднем крае то неистовствуют, то летаргически обмирают духовые. Selfhaters — это клезмер в сочетании с фри-джазом, точнее — клезмер, помноженный на фри-джаз. Присутствует также джаз традиционный, пропущенный-перекрученный конвейером коулмэновской фабрики грез. Dream Factory — название самой продолжительной композиции. В этом названии — общее ощущение, которое остается от диска. На днях приснился мне сложносюжетный широкоформатный сон. Там были и кошмарные моменты и комические. Замысловатый абсурд и обыденный реализм. Густая горечь утраты и дразнящий фантом обретения: Я проснулся на диво свежим и бодрым. Первая мысль была: как все это было похоже на музыку ансамбля с мазохическим названием "Самоненавистники"...

                               
Второй альбом альбом Selfhaters более сдержанно, задумчиво, медитативно. Но не менее напряженно. Фабрика грез зарывается в поисках сырья всё глубже. Коулмэн-исполнитель на сей раз доминирует. На "Abysmal:" весьма заметно, что исполнительский стиль и композиторский почерк Коулмэна вполне соответствует его манере речи — импульсивной, но туманной. Впрочем, если ораторские данные Коулмэна и вызывают определенные сомнения, то его музыкальные дарования явлены во всем их изысканном блеске. Коулмен — довольно изощренный исполнитель, но на "Abysmal:" , мне особенно дороги места, где он впадает в таинственную мортон-фельдмановскую простоту.

* Подобные процессы перманентно идут во всем мире, принимая порой причудливые формы - наши вечнозеленые старые песни о главном, включая самую главную песню на музыку Александрова — явно из той же оперы. Как и наше обвальное религиозное возрождение

**Любимое, кстати, выражение Сергея Кузнецова, видного неткультурного обозревателя.

На главную страницу