26.04.01

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1.PAUL BLEY, EVAN PARKER, BARRE PHILIPS "SANKT GEROLD"2000



Триумф абстрактного джаза. Спонтанность, очаровывающая с первого аккорда. Мощнейшая концентрация музыкантов, которая и тебя, слушателя, властно втягивает в свое силовое поле, ни на секунду не позволяя растечься в кресле.
Альпийский горный монастырь, где производилась запись, дал название диску, что представляется отнюдь не случайным: те особые отношения с окружающим миром, которые возникают у человека в горах (да еще - безотносительно к конфессии - в монастыре) безусловно, отразились в каждой из 12 безымянных композиций(ну, не совсем безымянных - Variation 1, Variation 2 и т.д.) 5 треков из 12 играет трио. Изумительное взаимопонимание музыкантов Каждый кладет неожиданные и виртуозные штрихи, всё вместе складывается в ошеломляющую картину. Большинство остальных композиций - сольные, но и там есть чему изумиться. Лично меня околдовывает 9-я вариация Пола Блея.
Там, на этих санкт-герольдских высотах ощущается дыхание вечности. Животрепещущим вариациям присуще - тут нет парадокса - несуетное, вневременное начало. Поэтому едва ли существенно, что диск был записан в 1996-м, а издан на ECM только в конце 2000-го. У каждого из музыкантов ветеранской супергруппы за плечами не по одному десятку шедевров(это если считать альбомами). Так что одним шедевром меньше, одним больше: Всё же хорошо, что стало одним больше.

 

2.ANOUAR BRAHEM TRIO "ASTRAKAN CAFE" 2000

Тунисца Анвара Брахема на сайте ECM называют главным открытием лэйбла за последнее десятилетие. Лидер трио играет на уде(арабская лютня), его земляк Лассад Хосни - на ударных (бендир, дарбука), турок с цыганскими корнями Барабарос Эркосе - на кларнете. Astrakhan Сafe - альбом концептуальный, с претензией на охват некоего мусульманского космоса от Моздока до Дар-Эс-Салама. Коллектив играет самую что ни на есть восточную музыку. Это c одной стороны. С другой стороны Cafe - типичный ECM. Как если бы Джон Эберкромби, Адам Нуссбаум и Джон Сормэн совместно обратились в ислам. Лет несколько тому назад с чувством пелось про древнерусскую тоску. Что ж, все мы в разной степени упиваемся тем, как вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи. Но магрибская тоска - она куда как постарше будет. Куда как глубже въелась она в коллективную память человечества. И пожалуй что забирает круче: Только не подумайте что диск заунывный. Скорее гипнотический. Только есть гипноз, когда сверлят немигающими очами и гвоздят беспощадными словами. А есть гипноз чего-то ускользающего и недосказанного. У Брахема - гипноз второго рода: А у его коллеги и основного конкурента Абу-Халила - скорее, первого.

 

3.MYRA MELFORD   MARY EHRLICH
"YET CAN SPRING" 2001




Позволю себе перефразировать самое начало сегодняшнего отчета. Джаз Майры Мелфорда и Марти Эрлиха никак не назовешь абстрактным, а результат их сотрудничества лично мне не кажется триумфальным - и здесь я серьезно расхожусь во мнении с Бобом Блюменталем, автором раэвернутой и восторженной рецензии, помещенной на вкладыше к диску.
Какие ассоциации порождает эта музыка? Мне отчего-то представлялись мужчина и женщина; их отношения - нежные, дружеские, доверительные, но при этом - никакого эроса: Ой нет, развитие этой метафоры применительно к джазовым коллективам немедленно уведет в такие содомские/свальные дебри, что я лучше попытаюсь передать свои ощущения менее вычурными средствами.
Каждый из исполнителей сам по себе звучит весьма хорошо, но проблема в том, что дуэт ничего особенного не добавляет к простой сумме двух индивидуальностей. Вот солирует Мелфорд, а Эрлих довольствуется ролью сайдмэна-аккомпаниатора. Потом они по-честному меняются ролями. И так - от первого до последнего аккорда. Какой-то особенной переклички, впечатляющего интерплэя я не услышал. Да и с энергетикой тоже не все благополучно несмотря на жестковатое, напряженное звучание. Одну из причин вижу в том, что две важнейшие композиции альбома - стартовая Yet Can Spring(#1) Майры Мелфорд и сердцевинная Open Return(#4) Марти Эрлиха - уже издавались ранее и их потенциал некоторым образом растрачен. Open Return на Sojourn(1999) звучала лучше. Диск Мелфорд The Same River Twice(1998), где присутствовала Yet Can Spring мне незнаком, но есть подозрение, что и в этом случае изначальная версия предпочтительнее. Анонсируя совместный альбом Мелфорд и Эрлиха в рубрике "Вести с полей" я патетически восклицал: "Буду очень удивлен, если этот диск окажется просто хорошим".
OK, считайте меня удивленным.

 

УТОЧНЕНИЕ

В прошлом Отчете речь шла о диске "Традиционная музыка Балкан", изданном фирмой Landy Star. Я делился своим недоумением: по всем признакам этот релиз был переизданием двойного альбома Balkan Blues, но "Традиционная музыка..." вышла на одном диске. Судьбу второго диска прояснил Антон Ким. Он сообщил, что второй диск Balkan Blues также вышел на Landy Star под названием Various World Artists "Balkan Planet". Диск присутствует в каталоге магазина cdmusic.ru (раздел World), но сейчас его нет в наличии. А жаль.

На главную страницу