29.11.00

ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

1. PERE UBU "THE MODERN DANCE" 1978

                           

 Кливленд, штат Огайо - город махрово индустриальный и был таким с самого основания. Металлургия, химия, каботажное судоходство: Среди кливлендских достопримечательностей едва ли не главное место занимают остатки античных(т.е. XIX в) промзон.
Когда Джим Джармуш творил кинореальность, которая странее чем рай, в одной из трех ее областей он поместил Кливленд. Помните кадр, когда герои стоят на заснеженном берегу ? Где-то по соседству, на том же берегу, в помещении античного склада располагался захудалый бар. В середине 70-х в этом баре можно было наблюдать первые шоу группы Pere Ubu. Вернее сказать
- хэппенинги.
А знаете, кто вообще изобрел хэппенинги? Версий не сосчитать, но по одной из них первопроходцем был парижанин Альфред Жарри(1873-1907)
- крошечный человечек в мотоциклетном костюме, вдумчивый пьяница и усидчивый рыболов, предтеча дадаистов и обериутов. Его безумные представления, то бишь хэппенинги, концентрировались вокруг основного персонажа - короля Убу, он же папаша Убу: pere Ubu.
Пьяница Альфред Жарри умер молодым, а рок-группа, названная именем его главного героя оказалась одной из самых жизнестойких. Через двадцать лет после своего яркого дебюта(обозреваемый Modern Dance), Pere Ubu выпустили впечатляющий альбом Pennsilvania; если отвлечься от эмоций и просто сравнить две эти работы, то с одной стороны ясно, что играет одна и та группа и с другой стороны
- столь же ясно что поздний альбом ни в чем не повторяет ранний. Правда, за двадцать лет от первоначального состава Pere Ubu остались всего два человека - гитарист Том Херман, и лидер-вокалист-фронтмэн Дэвид Томас - толстый и красивый парниша с большим сердцем, вне всякого сомнения обладающий той харизмой, той искрой которую, к примеру, режисер Василий Пичул безуспешно высекал из одномерного Сергея Крылова на съемках фильма о Великом Комбинаторе.

         
Tom Herman, Scott Krauss, David Thomas, Allen Ravenstine & Tony Maimone Photo by Ebet Roberts. At CBGB's, NYC, 1977(?).   Фото позаимствовано с Home of Ubu Projex.   Внимательные читатели могут припомнить мне пассаж из прошлого Отчета о сходстве с братьями Самойловыми и воскликнуть: вот кто на самом деле похож. Не соглашусь: в молодости Дэвид Томас был похож не на Глеба Самойлова, а - как видно здесь и здесь на футбольного обозревателя Василия Уткина)

. Стартовый релиз группы воспринимается неоднозначно: чтобы понравиться, он должен быть правильно услышанным. Хозяин братского сайта оценивает Modern Dance в 2 1/2 балла по пятибалльной шкале, сопровождая комментарием "Похоже, это не лучшая работа группы". А Билл Мейер из InkBotMagazine напротив утверждает, что Modern Dance - одна из лучших записей, которые когда-либо делались. Я вполне понимаю обе точки зрения. Я сам воспринимал альбом то так, то эдак.
"Пошедший не в то горло"(в смысле - не в то ухо) Modern Dance - это отвратительный звук, однообразные выкрики вместо вокала и грубый инструментальный хаос, который никак не может обрести хоть какое-то подобие плотности.
А вообще Modern Dance
- это захватывающая, полная сумасшедшего драйва и упоительной спонтанности запись. Корневой блюз, настоящий рок-н ролл, новорожденный панк, толком не родившийся индастриал - и всё это с вкуснющим фри-джазовым прононсом. Абсурдистские тексты внутри этой музыки естественны как дыхание. Лирика напоминает сильно адаптированного Мамонова. Но иногда в пении Дэвида Томаса мне слышится интонация другого русского безумца:
"Горе вам, взявшим Неверный угол сердца ко мне!"


2. MARIANNE FAITHFULL"VAGABOND WAYS" 1999

                        
"Я вам потом всё объясню! Это у нас вроде конкурса на лучшего Бармалея", - кричит ошарашенной сотруднице герой всенародно любимого фильма.
Что ж, бармалеев на поп-сцене всегда было в избытке(см. ниже ), а вот конкурс на лучшую Бабу-Ягу давно и с большим отрывом выиграла Марианна Фэйтфул со своим скрежещущим, немузыкальным, травящим душу голосом.
Ее лирическая героиня
- женщина трудной судьбы; женщина, которой остались одни воспоминания - да и в тех хорошего мало. Образ без сомнения личный, автобиографический. Но есть и второй, не менее достоверный: артистка, чья карьера по-настоящему началась лишь после сорока и с тех пор знай себе набирает обороты. Два эти образа, два лика странно противоречат друг другу. А может быть - друг друга дополняют, как две стороны одной медали: которую дают победителю конкурса на лучшую Бабу Ягу.
На последнем диске Фэйтфул наметился плавный отход от столь излюбленной певицей в последние годы стилистики Брехта-Вайля; отход
в направлении рока, что бы этот размытый термин ни означал.
"Vagabond Ways"
- альбом концептуальный. Основную тему я бы определил как суд памяти. Или самосуд подступающей старости. Один из номеров специально для Фэйтфул сочинил не кто нибудь, а Роджер Уотерс - он даже лично спустился с небес и отыграл на бас-синтезаторе(Incarceration Of a Flower Child #2).
Почему меня, причисляющего себя к умеренным поклонникам Марианны Фэйтфул не слишком вдохновил этот релиз ?
Марианна никогда не принадлежала к числу артистов-самодержцев. Буквально за каждым ее диском стоит некий мужчина-лидер: продюсер, композитор, генератор идей. В этой роли побывали и Билл Фризелл и Анджело Бадаламенти. На сей раз был призван рок-альтернативный деятель Даниэль Лануа. Результат: крикливый и лязгающий саунд, аранжировки
- какие-то недодержанные: Запись альбома заняла всего две недели. И это не пошло ему на пользу. Есть ощущение, что Фэйтфул так и не распелась. Голос не всегда ее слушается и даже лучшие вещи на диске звучат сыровато .
Уотерсовский же трек к разряду лучших вещей не отнесешь. Беда не в том, что песня a la Amused To Death чересчур претенциозна и вторична, и даже не в том что Incarceration Of a Flower Child выбивается своей помпезностью из более-менее камерного песенного ряда. Беда в том, что эта песня явно написана под голос Уотерса и в исполнении Фэйтфул просто не звучит.


3. COLLAPSING LUNGS "COLORBLIND" 1994

                      
Всякому посетителю моего сайта ясно, что я никакой не металлист. Я вообще не очень в курсе.
В отрочестве мне рассказали, что есть такой тяжелый металл
- самая крутая музыка на свете. Сперва я считал металлом Deep Purple - меня поправили. Как-то я причислил к металлу Scorpions - мне расхохотались в лицо: После одного брезгливого разъяснения, о Metallic'e - что это тоже никакой не металл, я замкнулся в себе, поняв что никогда не постигну тайны.
Но сердобольный друг принес кассету. На одной стороне Accept, на другой Anthrax. Друг говорил, что это самый что ни на есть беспримесный металл. Так или иначе, это вовсе не было самой крутой музыкой на свете.
С тех пор я что стал примечать. Если мне какая металлическая группа понравится, сразу выясняется что к чистому металлу ее не отнесешь. Так было с Post Orgasmic Chill: соул. Так было с Korn: глэм: И я решил: металл для меня
- вроде рома. В чистом виде употреблять невозможно. А вот в коктейлях - за милую душу.
Недавно я наконец-то услышал самую крутую музыку на свете, какой она представлялась мне в отрочестве. Ее исполняла металлическая группа Collapsing Lungs. Подумалось: неужели воплотился мой детский миф о тяжелом металле? Но когда вслушался, стало ясно: не металл это никакой а так, секс на пляже.
Группа из Флориды играет довольно аппетитную смесь металла, рэпа, хип-хопа и т.н. альтернативы . Плотный, сочный звук, яростная энергетика
- заслушаешься. Тем более, что Colorblind - 20 минутная EP-шка, всего 5 песен. Щадяще.
Диск вышел на респектабельном лэйбле Atlantic в 1994 году и с тех пор от Lungs
- ни строчки ни вздоха. Члены группы - уличные хулиганы из пригородов. Или выдают себя за таковых. Лирика Collapsing Lungs может быть без серьезных смысловых потерь сведена к всенародно любимой песне "Вжик вжик вжик - уноси готовенького". Только они там во Флориде "вжик" произносят как "fuck".
Между прочим, лидер группы прозывается Brian Tutunick. Не иначе как из казаков. Засланных: Впрочем
- не хватит ли на сегодня всенародно любимых фильмов?..