02.03.01

ВЕСТИ С ПОЛЕЙ: ОТЧЕТ О НЕУСЛЫШАННОМ
(RELEASE-2001)

MYRA MELFORD   MARY EHRLICH
"YET CAN SPRING"





Майра Мелфорд — нью-йоркская джазовая пианистка, по авторитетным отзывам — чрезвычайно изобретательная, с выраженным композиторским началом. Ее сольные диски имели отличную прессу. Участвовала в записи последнего диска Фрэнка Лондона "Invocations". Входила в состав культового биг-бэнда Бутча Морриса — там ее коллегами были Джон Зорн и Уэйн Хорвиц, Элиот Шарп и Зина Паркинс. В этом же оркестре играл и Марти Эрлих, о котором не так давно я писал в самых восторженных тонах.
Теперь Майра и Марти решили объединить свои усилия. Честно сказать, я буду весьма удивлен, если диск окажется всего лишь хорошим. Очень уж многообещающим кажется этот творческий союз.

 

JOHN LEWIS "EVOLUTION II"

Когда речь заходит о легендарном Modern Jazz Quartet'е понятие "лидер группы" кажется лишенным смысла. Но если кого и называть там лидером, так это пианиста Джона Льюиса. Лет сорок назад MJQ был ультрамодным коллективом — в том смысле, что все тогдашние яппи, ботаники и эстеты упивались его музыкой. Подобный статус накладывает на группу определенное бремя. Надо вовремя выпускать диски, много гастролировать, одним словом успевать и соответствовать... Есть ощущение, что сольные диски Джона Льюиса в чем-то даже несколько превосходят драгоценные изделия брэнда Modern Jazz Quartet. К тому же, предыдущий диск Льюиса Evolution был весьма успешным.

 

BURHAN OCAL
ISTANBUL ORIENTAL ENSEMBLE
"CARAVANSERAI"


Плохо ли, хорошо ли, но как только сформировался рынок аудиопродукции в стиле в стиле world (aka international), образовалась и определенная исполнительская обойма. На каждое амплуа есть свой заслуженный артист и дублеры как-то не просматриваются. За армянский дудук отвечает Дживьян Гаспарян, за китайскую пипа — Ву Ман, за арабский уд — Рабих Абу-Халил. С турецкими перкуссионными тоже всё ясно. Как в кроссворде: турецкий перкуссионист из четырех букв. Без вариантов: Окал. Бурхан Окал. Вообще-то, он мультиинструменталист и музыкальный полиглот. Играл с различными джазовыми коллективами. Я лично с большим удовольствием отслушал его лихой дуэт с фриджазовым саксофонистом Вернером Люди под названием Grand Bazaar.
У нового диска — "смежное" название, Caravanserai. Звучит заманчиво, если учесть, что предыдушие работы Стамбульского Восточного Ансамбля под управлением Окала были впечатляющими исследовательскими экскурсами: альбом Gipsy Rum был посвящен музыкальным традициям оттоманских цыган, Sultan's Secret Door — гаремным (аудио)усладам... Рассуждая по аналогии, от диска под названием Caravanserai можно ожидать пряного смешения форм, стилей, культур и, конечно же, сумасшедшей динамики.

 

ABED AZRIE
"VENESSIA"


А вот еще о смешении культур. Парижский сириец Абед Азри, прославившись чарующим диском Aromates, обращался с тех пор к наследию и андалузских мавров, и средневековых персов и даже шумеров. Теперь вот — Венеция, дуэт с певицей Кристианой Легран, чей вокальный стиль AMG характеризует как Celtic. Что тут можно сказать? И хочется и колется выписать этот диск на Amazone. Есть правда, определенные подозрения, что со времен Aromates сладкоголосый Азри превратился в обычного поп-исполнителя...
Тем не менее, в преддверии 8 марта — разве мог я не упомянуть о новом релизе певца, чей нежный и мужественный баритон редкую слушательницу оставит равнодушной!


ОТЧЕТ ОБ УСЛЫШАННОМ

EMIR KUSTURIZA & THE NO SMOKING ORCHESTRA
"UNZA-UNZA TIME" 2000


Читатель из Кемерова упрекает меня в том, что я не умею провести грань между модернизмом и постмодернизмом. Легко ли нынче грани проводить, уважаемый П.В.! Гляньте какая кругом неразбериха. Популярный критик выпускает бульварный роман. Знаменитый режиссер издает диск в стиле унца-унца. И если роман скорее ругают, то диск скорее хвалят. Я романа курицынского не читал, но считаю, что и кустурицын альбом хвалить особо не за что. Песни исполняются на нескольких языках — английский, цыганский, немецкий, русский и, должно полагать, сербско-хорватский. Идиша не слыхать, но ритмы в духе "азохэнвэй, на Жмеринка поедем" очень даже пульсируют. Также звучат рок-н-роллы, молдовенески всякие, "Во поле березонька стояла"... Вообще альбом — милый и веселый. Может служить идеальным фоном для шумной хмельной встречи старых друзей. Но музыкальной мощи, драйвовой дыхалки оркестру явно не хватает, хоть он и некурящий. Слушать этих ребят после, скажем, Taraf de Haidouks нет ни малейшей физической возможности. И никакой юмор не спасает. Не говоря о скромном гитаристе по имени Эмир Кустурица.

На главную страницу